Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», № 2, 2013.
 
К статусу руководителя в индустрии красоты все приходят разными дорогами, но, оказавшись на этом месте, сталкиваются со схожими проблемами. Нам предстоит разобраться, какие из них стопорят развитие красивого бизнеса в нашей стране сегодня, о какие кочки постоянно спотыкаются люди, создающие востребованный общественный продукт, и кто, а главное, зачем, создает олимпийские барьеры на их пути.
 
Владимир Никольский, студия загара «Наше место под солнцем», Минск, директор: «Количество административных процедур и разрешительных документов в некоторых случаях отпугивает»
— Каждое предприятие индустрии красоты — это отдельная модель, в которой в один клубок переплетены личностные качества, психология, экономические параметры и многое другое. Поэтому проблемы у всех разные — кто-то нуждается в клиентах, а кто-то в мастерах.
 
Прежде всего надо отметить — и это не новость, — что вся наша индустрия красоты не является законодателем моды, не придумывает ничего нового, не задает темп и стиль. Мы тянемся за ведущими в этой отрасли странами, брендами и конкретными медийными личностями, поэтому все новое к нам попадает с опозданием. Я не хочу обобщать — существуют и прорывы. Однако чаще всего то, что в других странах уже прижилось и отмерло, — у нас только пробуют ввести. И мало того, оказывается, мы не готовы к этому стремительно развивающемуся прогрессу в индустрии красоты и нанотехнологиям ни морально, ни экономически, ни законодательно, ни технологически, ни умственно.
 
Наши потребители услуг не готовы платить, не готовы принять многие модные концепции.
 
Законодательная база не готова быть гибкой или перестроится таким образом, чтобы не только бюджету, но и бизнесу было выгодно внедрять что-то новое. Количество административных процедур и разрешительных документов в некоторых случаях просто отпугивает.
 
Существующие производственные базы требуют модернизации, на которую нет ни средств, ни желания.
 
Не хватает квалифицированных специалистов. 
 
Это все ведет к тому, что выбор предлагаемых услуг ограничен и мал. При этом широкое распространение получают стандартные услуги, не требующие особо крупных затрат, например парикмахерские, создавая тем самым безумную конкуренцию самим себе.
 
Можно, конечно, найти и плюсы в том, что я назвал. В некоторых сферах деятельности, к примеру, введение лицензирования или сертификации ведет к уменьшению конкуренции. Не у каждого есть возможности и средства. Кто-то становится сильней, кто-то закрывается. Происходит своего рода перераспределение рынка. Что тоже не всегда хорошо. Иногда лучше, чтобы доходы населения позволяли этому населению тратить деньги таким образом, чтобы хватало и малому, и среднему, и крупному бизнесу. Тогда расширяется спектр услуг и товаров и происходит некое прогрессивное движение вперед. 
 
Виктория Христич, салон-студия «Верона-Стиль», Минск, учредитель: «Руководитель — заложник своих сотрудников»
— На мой взгляд, факторы, сдерживающие развитие индустрии красоты, можно разделить на две категории.
 
Если оценивать факторы с точки зрения собственника бизнеса — это существенные затраты на аренду помещения, на приобретение дорогостоящей косметики и высокая текучесть кадров. Зачастую руководитель становится заложником своих же сотрудников, которые постоянно повышают требования к работодателю, понимая, что в данном бизнесе они — ключевой фактор привлечения клиентов. Все это сводит прибыльность салона к минимуму. А уровень конкуренции высок, и повышать цены на услуги не всегда возможно, так как в Беларуси клиент очень чувствителен к цене. Вот и получается, что бизнес переходит в разряд хобби. Или продается. Кстати, в последнее время заметно увеличилось количество сделок по купле-продаже красивого бизнеса, и каждый новый собственник, безусловно, надеется на успех.
 
Вторая группа факторов, сдерживающих развитие индустрии красоты, связана с низким спросом на услуги салонов, поэтому основные усилия должны быть направлены на формирование у клиента привычки регулярно посещать салон и на стимулирование спроса на новые услуги. Клиент морально не готов воспользоваться современными предложениями, так как в менталитете на уровне подсознания еще плотно сидит стремление использовать для сохранения красоты подручные средства.
 
Ирина Лазука, парикмахерская «Эллин», Минск, директор: «Здание возводилось 25 лет назад, и при всем желании передвинуть стены мы не можем»
— Первая проблема лично для меня — это арендованная площадь. Снимать приходится у частников, помещение большое, и часть площади простаивает.
 
Огромная проблема с кадрами. Толковых мастеров мало. Девушки приходят молоденькие, работают год и выходят замуж. Я им сразу говорю, что если у девушки-мастера намечается свадьба, я должна узнать об этом раньше ее мамы, потому что найти ей замену за короткий срок невозможно.
 
Еще одна проблема — по закону мы никак не можем задержать мастера на рабочем месте. У сотрудника всегда есть возможность уволиться, и это после того, как ему предоставили возможность набить руку, обучиться за счет организации и получить опыт.
 
Следующая проблема, не зависящая от внешних обстоятельств, — многим мастерам ничего не нужно. Не хотят расти, ничего не интересно. Приходится притаскивать преподавателей прямо в рабочий зал и проводить семинары на рабочих местах.
 
Проблема оплата труда замусолена до дыр, тем не менее она существует. Поднять зарплату мастерам возможно, только взвинтив цену на услугу, но это не выход, потому что тогда к нам не пойдут люди.
 
Проблема странных требований со стороны разных государственных контролирующих служб — отдельная тема. Во время проверок инспекторы находят нарушения, к примеру, в том, что проемы дверей или ширина коридоров не соответствует требованиям, но здание возводилось 25 лет назад, и при всем желании передвинуть стены мы не можем. Как решать эти вопросы — непонятно. Уехать отсюда для нас немыслимо, да и бесполезно это — ведь в каждом здании найдутся свои изъяны. А изменять что-то за свой счет в строении, которое нам не принадлежит, — нам не по карману.
 
Наталья Грамович, салон «Тифани», Минск, учредитель, директор: «Проблема — в большом количестве салонов одинакового уровня в одном районе»
— Одна из существенных проблем, с которой я столкнулась при развитии своего бизнеса, — это большое количество салонов и/ или парикмахерских одинакового уровня в одном районе. На мой взгляд, это не позволяет сделать работу непрерывной и свести проблемы сезонности к нулю. Хотя, стоит отметить, что за последнее десятилетие в белорусской индустрии красоты произошел неимоверный скачок, благодаря которому мы имеем возможность индивидуализировать свою работу введением новых брендов, технологий, а также оборудовать помещение в своем эксклюзивном стиле. Мы даем клиенту возможность выбирать, и если после посещения нашего заведения он зайдет в соседний салон, но потом все же вернется к нам, то это 100 % наш клиент на долгое время.
 
Руководитель, пожелавший остаться неизвестным: «Мы кожей чувствуем каждый скачок цен и доходов»
— Проблем так много, что все и не перечислишь. Например, необходимость содержать в штате медработника, который будет сидеть на табуретке рядом с солярием. Руководители многих салонов просто избавились от соляриев, а у остальных появились медработники, все обязанности которых заключаются в том, что они числятся в штате.
 
Еще одна банальная и самая очевидная проблема — это безденежье. Безденежье населения, и как итог — наше безденежье. Для человека естественно в первую очередь решать жизненно важные задачи, и если встанет выбор стоит между едой, одеждой и омолаживающей процедурой, то очевидно, чтó выберет среднестатистическая жительница Беларуси.
 
Мы кожей чувствуем каждый скачок цен и доходов. Приезжаем в Москву на выставку, видим необходимую аппаратуру, но для ее покупки нам нужно взять кредит в банке лет на 500. Нам его никто не даст, а если бы и дали, отдавать кредит не с чего.
Для того чтобы оказывать дорогие процедуры, должны быть средства на оснащение салона у нас, и средства на покупку услуги у клиентов. Вот вам и замкнутый круг.
 
Сейчас до предела сузили возможности косметических кабинетов. Скоро, чтобы шампунь по голове клиента размазать, физиотерапевта и массажиста в штат брать заставят. Работать можно, только получив лицензию, рисковать не хочется, пытаемся лицензироваться, но нам сразу сказали, что лицензию получить будет трудно. Вот и все. Хоть закрывайся.
 
Текст: Марина Караман.