Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», № 2, 2013.
Проблемы салонного бизнеса в регионах обобщила Мария Павлючкова, владелица и руководитель нескольких маникюрных студий Гомеля, преподаватель курса «Маникюр и педикюр»
Опросив с десяток руководителей региональных бизнесов, работающих на ниве красоты, я выделила и описала основные проблемы, характерные, прежде всего, для регионов.
Проблема первая. Нехватка кадров
Главная проблема регионов. Хотя она, судя по комментариям руководителей столичных предприятий, характерна в целом для нынешнего белорусского красивого бизнеса.
Имея опыт обучения желающих овладеть маникюром и педикюром, могу сказать, что количество «выпускников» с приобретенными навыками для работы (а в некоторых случаях — даже с явными склонностями к работе в данной сфере), в разы превышает количество тех, кто в дальнейшем после обучения хочет устраиваться на работу в парикмахерские и салоны. Например, из группы в 10 человек работать «на кого-то» имеют желание в лучшем случае 1–2 учащихся. При этом от работодателей часто поступают заявки на новые кадры, несмотря на отсутствие у новоиспеченных мастеров опыта работы и необходимость их более профессионального обучения.
Когда работодатели идут на такое явное занижение планки в подборе персонала, это говорит о том, что такая проблема, как нехватка кадров, явно существует. И в районных городах она стоит более остро — в связи с ограниченной численностью населения, отсутствием постоянного притока приезжих, наличием постоянного оттока молодежи в более крупные населенные пункты и, естественно недостаточно высоким уровнем оплаты труда.
Источник проблемы
В № 1/2013 «Индустрии красоты» уже много говорилось о недостаточном контроле со стороны государства в отношении нелегальной работы мастеров на дому. Данная ситуация влияет на многие аспекты деятельности в сфере красивого бизнеса. В том числе и на нежелание мастеров официально работать в салонах и парикмахерских, так как, получив определенные навыки, опыт, информацию о возможности приобретения профессиональной косметики, они принимают решения в пользу самостоятельной работы — так как понимают, что их деятельность пусть и незаконна, серьезной ответственности за это они не понесут. А чаще — никому до них вообще нет никакого дела. И вокруг себя «домашние» мастера видят огромное количество подобных примеров безнаказанной нелегальной деятельности.
Кстати, на мой вопрос у нежелающих трудоустраиваться по приобретенной специальности после окончания курсов: «Для чего они заканчивают курсы и приобретают данную профессию?» — часто получаешь ответ: «Для себя». Под этим «для себя» явно имеется в виду, что новоявленные мастера планируют обслуживать дома родственников и знакомых, ну а дальше — знакомых родственников, знакомых знакомых и так далее. Второй по частоте ответ: «Я бы хотела работать на себя» — он хотя бы дает надежду на то, что домашняя деятельность со временем будет переведена на легальный уровень.
Возможные варианты решения: пресечение и ужесточение контроля со стороны государства за нелегальную деятельность мастеров на дому и освещение данной информации в СМИ — с целью донесения до потенциальных «домушников» мер ответственности за свой «бизнес».
Проблема вторая. Низкий уровень квалификации кадров и низкий уровень обслуживания
Данная проблема вытекает из первой и в регионах носит гораздо более выраженный характер.
Специалисты, работающие в парикмахерских и салонах региональных городов, редко занимаются повышением квалификации. Уровень конкуренции ниже, своя устоявшаяся клиентская база — мастера не видят смысла в саморазвитии. Тем более что любое повышение квалификации влечет за собой денежные расходы, которые не всегда можно окупить в ожидаемые сроки, так как в регионах культура потребления услуг салонов красоты и платежеспособность населения ниже, чем в столице.
И далеко не все работодатели готовы вкладывать свои средства в развитие работника, посредством обучения его новинкам рынка и повышения его профессионализма, так как тут также существуют определенные риски.
– Обученный сотрудник может уйти к конкурентам или на самостоятельные заработки. При этом он имеет полную информацию об источнике приобретения необходимого материала для дальнейшей работы.
– Руководитель может считать нецелесообразным вложение денежных средств в расширение своего ассортимента за счет дополнительных видов услуг, которые не обеспечат значимую часть денежного оборота, но потребуют приобретения дополнительного оборудования для их оказания.
– При введении новой услуги необходим более масштабный рекламный бюджет (это актуально и для регионов, и для Минска), так как потенциальных клиентов нужно не только оповестить о появлении новой услуги, но и объяснить ее суть и уникальность, а также убедить клиента в ее необходимости.
Источники проблемы
Во-первых, низкая культура потребления «продукта» индустрии красоты.
Во-вторых, более настороженное отношение клиентов к новым услугам.
В-третьих, неготовность клиентов оплачивать дополнительные услуги в виду все той же низкой культуры потребления и более низких доходов.
Возможные варианты решения
• Индивидуальный подход фирм-дистрибьютеров косметических профессиональных средств (а фактически — инициаторов новых услуг на базе предлагаемой ими косметики) в работе с региональными клиентами (салонами, парикмахерскими, кабинетами). Возможно, предложение более лояльных условий на приобретение продукции для введения новой услуги с целью изучения рынка сбыта данной услуги и потребительского спроса.
• Обучение персонала салона «на местах» или проведения обучающих семинаров в региональных городах. В этом случае у руководителей салонов появится возможность расширять спектр оказываемых услуг с меньшими рисками и предлагать новые услуги на начальном этапе по приемлемым ценам, что даст возможность сформировать лояльность потенциальных клиентов к новым услугам рынка и повысить общий уровень потребления услуг в региональных и областных центрах.
Проблема третья. Сарафанное радио как основной вид рекламы
В регионах особо чувствуется работа сарафанного радио, которое жестко формирует мнение потенциальных клиентов о том или ином месте и/или услуге. Сарафанное радио совершенно неконтролируемо, что особенно опасно в случае распространения негативных слухов. В итоге оно часто необъективно, трудно поддается изменению и тем самым значительно уменьшает эффективность рекламных кампаний салона.
Источник проблемы
В регионах сарафанное радио — фактически единственный способ передачи конкретной информации о той или иной новой услуге или качественной работе мастера.
Возможный вариант решения: тщательнее отбирать персонал, держать его в тонусе, повышать уровень сервиса, беречь репутацию салона. И грамотно работать с негативными отзывами и жалобами.
Проблема четвертая. Эпизодичность посещения салонов
По сравнению со столицей, значительно меньший процент женщин в регионах ухаживает за собой, прибегая к услугам профессионалов. Кроме того, постоянно приходится сталкиваться с тем, что женщины лет 45–50 приходят в салон всего только второй или третий раз в жизни, и связаны эти посещения со значимыми событиями — свадьба дочери, собственный юбилей…
Источник проблемы
Подобная ситуация обусловлена спецификой жизни в регионах. У многих жизнь более размерена и отсутствует необходимость постоянно выглядеть безупречно. Плюс более низкий доход диктует иное распределение бюджета, в котором женщина не всегда имеет возможность выделить себе средства на систематические походы в салон красоты.
Возможные варианты решения
В данной ситуации, уже четко сложившейся и устоявшейся, можно предложить только слишком долгосрочные варианты решения проблемы. А именно: комплексное формирование сознания потенциального потребителя посредством донесения информации о необходимости постоянного ухода за собой с помощью профессионалов и о том, что на все это могут быть затрачены вполне приемлемые суммы.
Немаловажную роль в решении данной проблемы также играет доступность профессиональной косметики для обычного потребителя. Сегодня открывается все больше и больше магазинов и торговых точек, в которых совершенно свободно реализуются средства по уходу за собой, используемые мастерами в салонах и парикмахерских. При этом продавцы данных магазинов (замечу, далеко не всегда компетентные в своем деле) дают консультации обычным потребителям о том, что, как и куда именно нужно накладывать и в какой пропорции. Считаю, что фирмы-дистрибьютеры профессиональных линеек косметики должны четко разграничить розницу для салонов и для обычных покупателей (потенциальных клиентов этих салонов).
Сложившаяся ситуация дает потребителю возможность проследить формирование себестоимости услуги. Кроме того, она косвенно влияет на увеличение мастеров-«домушников», так как средства и расходный материал, используемый для работы салонов, продается совершенно свободно и является абсолютно доступным для всех желающих.
Проблема пятая. Низкая рентабельность регионального салонного бизнеса
Если провести сравнение цен салонов одного и того же уровня региональных городов и столицы на одинаковую услугу, оказываемую на одной и той же косметике, то можно заметить разницу в цене на эту услугу от 20 до 40 %. Другими словами, зарабатывать на услуге в регионах получается меньше…
Кстати, существуют услуги, которые широко представлены в салонах Минска, а в крупных областных центрах, не говоря уже о периферии, их просто нет. Либо они есть, но выполняются с нарушением технологии, так как для их оказания на должном уровне необходимо приобретение дорогостоящего оборудования и наличие специальных профессиональных навыков у мастеров. С приобретением всего этого цена на услугу будет расти, а количество клиентов, которые пользуются ею постоянно, — сокращаться. Поэтому владельцы красивого бизнеса в регионах стараются достичь определенного баланса между расходами и стоимостью услуги, за которую ее можно будет продать.
К слову, многие женщины, приходя на определенную услугу, стараются экономить и на ее комплексности, приобретая необходимый минимум без так называемых услуг-удовольствий. Стричься, к примеру, без мытья головы или делать маникюр без спа-ухода…
Источник проблемы
Все та же низкая культура потребления и более низкий уровень дохода населения регионов по сравнению со столицей. К сожалению, совсем мизерный процент потенциальных клиентов готов по достоинству оценить, а, следовательно, и оплатить услуги, выполненные на высоком уровне.