Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», № 2, 2013.
Индустрия красоты — сложная и противоречивая сфера услуг. Она включает в себя множество нюансов не только в вопросах взаимодействия на уровнях «специалист — клиент» и «руководитель салона — специалист», но и на уровне «руководитель салона — государство». Каждый из этих уровней взаимодействия требует своих детально разработанных программ, но без последних мы имеем то, что имеем — недостаток специалистов, низкий профессиональный уровень начинающих мастеров, свободное функционирование теневого рынка услуг «надомников», утечку клиентов эстетической косметологии за пределы страны, отсутствие стандартов спа-услуг и прочее. Салонам в одиночку такие проблемы не решить — ведь все они требуют вмешательства государства.
За комментариями мы обратились к человеку, принимающему активное участие в инициации изменений в законодательстве, регулирующем функционирование красивого бизнеса, — директору Ассоциации прикладной эстетики и спа Тамаре Королевой:

— Тамара, какие меры предпринимаются сейчас на законодательном уровне?
— Около года назад была создана рабочая группа, состоящая из Министерства торговли, Ассоциации прикладной эстетики и спа, Ассоциации парикмахеров и косметологов. Цель создания этой группы — разработка новых, усовершенствованных тарифно-квалификационных характеристик косметиков, мастеров по маникюру и педикюру, парикмахеров и визажистов, которые, кстати, уже получили одобрение Министерства торговли и Министерства труда. Тарифно-квалификационные характеристики, действующие до недавнего времени, не отражали современный перечень услуг, который специалист сферы красоты должны проводить в салонах.
В результате введения новых характеристик будет четко определен современный перечень манипуляций, которые может проводить специалист, и утверждена новая программа подготовки кадров — критерии подготовки должны быть едиными. Это выведет не только качество оказываемых услуг на новый уровень, но и значительно упростит деятельность самих салонов: руководство будет иметь четкое представление о тех требованиях, которые нужно предъявлять к персоналу, и повысится сам уровень специалистов, а, следовательно, качество услуги.
В целом же цель Ассоциации прикладной эстетики и спа — «упорядочивание» отрасли. В планах нашей общественной организации — довести до конца работу по принятию новых тарифно-квалификационных характеристик; ввести стандарты спа-услуг (эта работа уже проделана в соседней России); провести семинары и образовательные мероприятия, ведь знания способствуют процветанию салона, где нет текучести кадров и нет недостатка в клиентах.
Когда заканчивалась верстка журнала, в редакцию поступил еще один комментарий по теме номера.
Виктория Василевич, директор Ассоциации «Содружество организаций индустрии красоты»

— Первостепенной проблемой в данный момент я считаю бессистемность и отсутствие единых требований к подготовке специалистов нашей подотрасли. Для разрешения этой ситуации Министерством торговли в тесном сотрудничестве с Ассоциацией «Содружество организаций индустрии красоты», Ассоциацией прикладной эстетики и спа, Ассоциацией парикмахеров и косметологов и другими представителями индустрии красоты на первом этапе разработаны соответствующие современным требованиям тарифно-квалификационные характеристики мастеров по маникюру и педикюру, парикмахеров и визажистов, включающие все навыки и виды услуг, которые могут быть востребованы сегодняшним искушенным потребителем. В ноябре они должны вступить в силу.
Следующим этапом станет осовременивание программ подготовки мастеров, по которым должны будут работать все без исключения учебные центры, занятые подготовкой парикмахеров. Далее нужно будет помочь преподавателям учебных центров освоить эти программы. Ожидаемый результат — это система учебных центров по всей республике, работающих по единым критериям технической оснащенности, преподавательского состава и программной документации, осуществляющих подготовку и выпуск работников, имеющих все практические навыки в рамках своей квалификации и документ о квалификации единого образца, ее удостоверяющий.
Очень важно донести информацию о происходящих в нашей подотрасли изменениях до самых заинтересованных — до руководителей, собственников салонов и парикмахерских, до мастеров. Руководитель должен четко знать, что уже очень скоро он сможет выбирать себе работника, требовать от своего работника соответствия мастерства и квалификации, а работник должен быть уверен в соответствии требований нанимателя своей квалификации и обеспечить их выполнение. От этого выиграют все — и мастера, и руководители, но в первую очередь, конечно, потребители.
Ситуация непростая, но это наша сфера деятельности, и никто кроме нас инициировать ее изменение не сможет. Государство всегда шло навстречу тем, кто предлагал решение проблем. Сейчас как раз тот момент, когда руководители красивого бизнеса должны вновь поверить в свои возможности по изменению существенных условий для бизнеса, объединиться, сформулировать свои проблемы и предложения и достигнуть их решения. Специально для этого созданная Ассоциация «Содружество организаций индустрии красоты» в сотрудничестве с другими ассоциациями, предприятиями и бизнесменами уже работает, уже встретила поддержку заинтересованных представителей государственных структур. Вопросы и проблемы, требующие решения, будут решены. Ассоциация «Содружество организаций индустрии красоты» вместе со всеми заинтересованными берется это сделать. Все изменится к лучшему, просто нужно набраться уверенности, терпения и действовать.
Подведем итоги
Многие выше перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы парикмахерских, салонов, косметологических, спа- и велнес-центров, наносят серьезный ущерб красивому бизнесу.
Недостаток кадров и низкий уровень профессиональной подготовки
Количество открываемых предприятий индустрии красоты не соответствует количеству специалистов этой отрасли. Дефицит учебных заведений и низкое качество образования, сделали свое дело. Как итог — предприятия открываются, хорошо оснащаются — но найти персонал сложно. Для того чтобы решить эту проблему, нужно полностью пересмотреть отношение к школам, утвердить единые программы для подготовки косметиков, парикмахеров, мастеров по маникюру и педикюру.
Мастера-«домушники»
Никуда не делись «герои» темы, поднятой в прошлом номере «Индустрии красоты», — «надомники», которые оказывают услуги в ненадлежащей обстановке и подручными средствами и тем самым дискредитируют собственную профессию и индустрию красоты как культуру продажи услуги. Но здесь, как мы уже выяснили, без заинтересованности со стороны государства проблему не решить.
Кстати, мы обратились в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь с просьбой рассказать, какие дополнительные меры будут приниматься в отношении мастеров, которые сегодня спокойно и безнаказанно воруют деньги у бизнеса и у государства. Ответ Министерства вы увидите в следующем номере «Индустрии красоты».
Низкая культура потребления услуг красивого бизнеса
Тормозит отечественный красивый бизнес не только несовершенство законодательства. Очевидно, что среди нашего населения все еще процветает «вещизм». Такое влияние на наших людей оказали времена великого дефицита, когда элементарные предметы гардероба нужно было «доставать». Многие женщины так изголодались по одежде, что в их головах на долгие годы она осталась основным способом вносить изменения в образ и ощущать себя красивой. Ощущение обновления образа всегда быстрее и легче получить от покупки новой «кофточки», чем от полугодовой программы коррекции контура лица, например. Большинство женщин после 45 делают короткую бесформенную стрижку и используют крем для лица, который даже не подходит к их типу кожи. Поход к стилисту и косметологу для них так же абстрактен и не нужен, как не нужен дизайнер при выборе табуретки на кухню. Сейчас предприятия индустрии красоты должны обратить внимание еще и на этот факт и донести до женщин и мужчин мысли о том, что привлекательность — это молодая кожа, здоровые ногти и волосы. Нужно изменить у населения со средним доходом восприятие стиля и красоты в сторону ухода, а не декорирования.
Высокая арендная плата
Еще одна, менее масштабная, но здорово бьющая по кошелькам салонов среднего класса проблема — это аренда.
На государственном рынке арендной недвижимости недостаточно площадей, которые подходят для предприятий красивого бизнеса. Более того, случается, что подходящее помещение есть, готовится к аукциону, а потом, еще до аукциона и, разумеется, без него, передается какому-нибудь государственному предприятию.
Частные арендодатели заряжают арендную плату по верхнему пределу «перевариваемого» рынком, да еще и не стесняются с регулярностью поднимать цену: вы же уже обосновались? Вы же уже дали рекламу? Вас же уже запомнили клиенты? Так почему бы на вас не заработать еще — никуда ведь не денетесь с подводной лодки… Такие игры не всегда по карману даже давно существующему бизнесу, что уж говорить о начинающих свою работу предприятиях.
Противостояние косметиков и косметологов
В косметологическом бизнесе ведется немая битва за клиента между косметиками и косметологами.
У последних больше шансов победить, потому что медицинские работники имеют право на «кровопролитие» и использование электрического тока. Косметики же повреждать кожные покровы и воздействовать на организм высокочастотным электрическим излучением не уполномочены.
Но ведь не все так однозначно…
Давайте посмотрим, что может делать косметик 5-го разряда, согласно еще действующим тарифно-квалификационным характеристикам (ТКХ):
• гигиеническую чистку кожи с применением вапоризации, не нарушающей целостность кожного покрова;
• вапоризацию для усиления действия косметических средств;
• эстетическую коррекцию волосяного покрова в области бикини и подмышечных впадин (восковую, шугаринг, механическую).
Не густо, верно?
А ведь если смотреть правде в глаза, косметологов на всех не хватит. В Беларуси в целом не хватает врачей. А врачей-косметологов, полагаю, можно перечислить не более чем на паре страниц журнала. И это на всю страну. Удел белорусских женщин — быть неухоженными?
С другой стороны, как можно отдать себя на косметические «экзекуции» к человеку, который в лучшем случае (если верить тем же ТКХ) будет знать основы физиологии кожи и ее придатков; новейшие технологии, материалы и препараты, их назначение; методы и технику применения разрешенных аппаратных технологий; требования санитарных норм, правил и гигиенических нормативов; правила оказания первой медицинской помощи. Для более серьезных косметологических процедур, нежели вапоризация и депиляция, данных знаний, определенно, недостаточно. К примеру, неверно сделанная инъекция может привести к параличу мышц лица, или, если не принять во внимание болезни человека, электрические импульсы могут спровоцировать сбой сердечного ритма у людей, имеющих проблемы с сердцем.
В общем, без определения четкой грани между косметиками и косметологами (а ее надо, это очевидно, проводить в другом месте, чем она проведена сейчас), без доработки законодательной базы, без разработки новых программ обучения косметиков — однозначно не обойтись.
Раздельная практика косметологов и хирургов
Не менее волнующая проблема — раздельная практика косметологов и пластических хирургов. Если на рынке красоты не появится отечественный совместный комплекс услуг этих специалистов, наши пациенты просто будут отдавать свои финансовые средства в казну зарубежных клиник. Известно немало историй, когда взвесив все «за» и «против» пациент предпочитал сделать пластическую операцию за границей, и это неудивительно.
Итак. Здесь и сейчас нужны активисты, которые на голом энтузиазме возьмутся за организацию и сплочение руководителей рынка, будут вести деловую переписку с представителями государственных структур, работать над созданием текстов нормативной документации. Нужно отдавать себе отчет в том, что, кроме руководителей индустрии красоты, эти действия сегодня действительно никому не нужны, потому сейчас самое время объединиться и изменить ситуацию.
Текст: Марина Караман