Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Продолжение. Начало в №№ 4, 5, 2014 года. Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», № 6, 2014.
 
Пожалуй, самая тяжелая болезнь белорусской индустрии красоты — кадровое «расстройство». В анамнезе у «больного» и вечный голод (где взять-то работников?!), и дрожащие неловкие руки молодых мастеров (а что ожидать от не всегда качественного обучения?!), и «раздвоение личности» мастера, который одной ногой стоит в салоне, а другой находится у себя дома, обслуживая клиентов чаще всего нелегально. 
 
И нельзя не говорить об этой болезни, иначе сразу кажется — ну все, смирился бизнес с проблемой, стерпелся. Поэтому мы и продолжаем собирать и анализировать идеи, которые могли бы подхватить и реализовать как сами салоны, так и представители закона и власти, как мы надеемся, заинтересованные в том, чтобы легальный бизнес мог работать рентабельнее, а нелегальный сокращался в объемах.
 
Владимир Никольский, директор студии загара «Наше место под солнцем»: «Идя мимо кукурузного поля, один не тронет чужого, а другой наберет полные карманы. Это в самом человеке»
 
 
Да, мастера уходят работать на дом. Уходят из салонов и уводят за собой клиентов. Я предлагаю рассмотреть эту ситуацию с двух позиций: сначала взяв за «точку отсчета» мастера, а затем  — клиента.
 
Не стоит нам всех мастеров причесывать под одну гребенку. Безусловно, среди них есть и люди, оформленные в качестве ИП, уплачивающие налоги и даже имеющие санкнижку. И эта категория надомников не особо беспокоит представителей красивого бизнеса. В первую очередь, из-за своей цивилизованности. Ведь такие надомники могут со временем открыть парикмахерскую или салон и оказаться с нами по одну сторону.
 
И есть вторая категория мастеров, работающих на дому. Это граждане, занимающиеся нелегальной деятельностью — без соответствующего оформления и не несущие никакой налоговой нагрузки. Вот именно эта прослойка и доставляет дискомфорт владельцам красивого бизнеса. И не только потому, что надомники уводят клиентов, уменьшая рентабельность легальных салонов. Здесь особо важен и психологический аспект. Представители легального бизнеса соблюдают законы, закапываются в бумагах и разрешительных документах, содержат не только свои семьи и предприятия, но и участвуют в жизнеобеспечения сотрудников, а кто-то начхал на это и просто кладет деньги в карман. Получается, что тот, кто работает по закону, — козел отпущения.
 
Так что же является основой нелегальной работы таких надомников? Совершенно не недоработки руководителей салонов в обеспечении материалами или клиентами. И даже не продажа дистрибьюторами материалов направо и налево. Все это все лишь некое обрамление истинных мотивов мастеров. Дело в том, что если мастера не устраивает работа в салоне, он просто может поменять салон. Или он может уволиться и начать работать самостоятельно — как ИП. Мастера никто не заставляет покупать у дистрибьютора продукцию, заниматься махинациями и воровать. Человек или честен, или нечестен. Вот и все. Идя мимо кукурузного поля, один не тронет чужого, а другой наберет полные карманы. Это в самом человеке. Это менталитет и воспитание. Ведь предприниматель не тот, кто украл кукурузу и продал. А тот, кто вырастил и продал. А у нас часто эти понятия смазаны. В Европе говорят «организовать бизнес», а на постсоветском пространстве часто слышишь — «замутить бизнес». Это в том числе отражает сущность происходящего.
 
Теперь давайте разберемся, что движет такими людьми. А движет зачастую банальная зависть. Все мы знаем историю Каина и Авеля. Нет ничего старше библейских преданий. Такие завистливые люди были всегда. Всегда работящий зажиточный крестьянин вызывал ненависть и злобу у бедной прослойки. Всегда состоятельный человек вызывал нелюбовь у небогатых сограждан. По сути это конфликт между «миром труда» и «миром капитала», в основе которого лежат извечные грехи — ненависть и зависть. И это вечный конфликт, не имеющий до сих пор существенного решения. Его можно сгладить (за счет капитала). Но избавиться от него не получается. Причем «мир капитала» может быть более снисходителен, в то время как мир труда остается достаточно жестоким. Вдобавок любые попытки руководства организовать порядок, дисциплину или учет на предприятии зачастую воспринимаются как ущемление личного достоинства и прав, что создает дополнительные конфликты и обиды.
 
Клиентов же я делю на категории.
 
Одна из категорий — это клиенты которые пойдут за хорошим мастером. Он в другой салон — они за ним. Он на дом — они туда же. И им все равно, в каких условиях их будут стричь. Важно, что с ними работает именно этот конкретный человек.
 
Есть другая категория — люди, которые могут пойти за мастером, но до определенных границ. Им уже не все равно, в каких условиях они окажутся. И такие клиенты не хотят обслуживаться дома, где может пахнуть котом, а в соседней комнате муж будет смотреть хоккей.
 
Третья категория — клиенты, любящие комфорт и привязанные именно к условиям и сервису в салоне.
Четвертая категория — граждане, которые ищут сугубо дешевизну, они не ходят в салоны в принципе или ходят туда крайне редко. Такие люди всегда обслуживались на дому.
 
Если еще раз взглянуть на эти категории, то получается, что три группы клиентов при определенных условиях останутся в салонах. И только одна группа включает тех, кто и не был нашим клиентом. Так что работать есть с кем. Остается создавать необходимые условия.