Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Ранее мы говорили о том, как грамотно работать с отрицательными отзывами в интернете — так, чтобы они принесли бизнесу пользу. При этом подразумевалось, что отзывы реальны и правдивы. Если же — вы уверены — нелестные реплики не имеют под собой основания и у вас есть подозрения в клевете, есть смысл задуматься о юридических способах защиты деловой репутации.
 
Андрей Тукин, адвокат Минской городской коллегии адвокатов
 
 
Что такое деловая репутация с точки зрения закона и как ее можно защитить
 
Под термином деловая репутация понимается оценка участника отношений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности другими участниками этих отношений, умаление (дискредитация) которой может негативно повлиять на осуществление этим участником указанной деятельности (пункт 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 № 16 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации» (с изменениями и дополнениями) (далее — постановление Пленума)). 
 
Современный экономический словарь определяет деловую репутацию как оценку фирмы, предприятия, бизнесмена со стороны смежников, контрагентов, потребителей; представление партнеров о фирме, благоприятствующую ее деятельности и учитываемую в условиях хозяйствования; «доброе имя» фирмы.
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
В настоящее время лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие деловую репутацию, может защитить свои права следующими способами, каждый из которых рассмотрим далее подробно.
 
• Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями) содержит положение о праве требовать от юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации (СМИ), опровержения распространенных сведений, если эти сведения не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию юридического лица, индивидуального предпринимателя. При отсутствии доказательств действительности распространенных сведений редакция СМИ обязана распространить опровержение (поправку либо уточнение), разместить по желанию обратившегося за защитой своей деловой репутации лица ответ в том же СМИ.
 
• Лицо, чьи права нарушены, вправе, согласно статье 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь, требовать опровержения сведений, порочащих деловую репутацию, в судебном порядке. Способ опровержения в других случаях устанавливается судом.
 
Когда на защиту рассчитывать не стоит
 
Для реализации права на защиту деловой репутации в судебном порядке должны быть соблюдены несколько условий.
 
1. Распространение сведений, порочащих деловую репутацию неопределенному кругу лиц. Распространение сведений, порочащих деловую репутацию, возможно посредством опубликования в печатных СМИ, в радио-, теле- и видеопрограммах, размещения в интернете, демонстрации на плакатах, стендах, световых табло и в иной форме.
 
2. Порочащий характер сведений.
 
Постановление Пленума содержит критерии отнесения распространенной информации к сведениям, порочащим деловую репутацию, а именно:
 
• сведения должны не соответствовать действительности;
 
• сведения должны носить предосудительный характер;
 
• не соответствующие действительности сведения о руководителе, других работниках при выполнении ими своих трудовых функций и должностных полномочий, должны негативно влиять на осуществление юридическим лицом предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
 
Не являются порочащими сведения, которые соответствуют действительности; сведения оценочного характера (субъективное мнение), проверить которые на соответствие действительности не представляется возможным.
 
Последнее поясним подробнее. Судебная практика исходит из того, что словесные конструкции: «вполне естественно», «можно предположить», «по всей видимости», «вероятно», «полагаем», «возможно» и иные подобные характеризуют публикацию как выражение личного анализа событий ее автором, отражают его субъективное мнение, отношение к освещаемым событиям. Судами также учитывается общая смысловая направленность публикации, исходя в том числе из названия, вводных предложений, послесловия.
 
3. В Республике Беларусь действует презумпция добропорядочности, в соответствии с которой порочащие сведения признаются не соответствующими действительности, если с достоверностью не установлено иное.
 
Вышеуказанные условия должны иметь место в совокупности. Отсутствие какого-либо из них влечет отказ в удовлетворении иска. 
 
Обязанность доказывать соответствие действительности распространенных об истце сведений возлагается на ответчика.
 
Защита в суде: общий порядок
 
При обращении в суд с иском об опровержении сведений, порочащих деловую репутацию, нет необходимости в соблюдении досудебного порядка урегулирования спора. Иск предъявляется к лицу, распространившему сведения, порочащие деловую репутацию, а именно:
 
• к автору материалов, содержащих сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию,
 
• к лицам, распространившим такие материалы и (или) сведения.
 
Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие деловую репутацию, невозможно, защита в судебном порядке осуществляется путем подачи заявления о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
 
В суде истец доказывает только факт распространения сведений, порочащих его деловую репутацию, и вправе представлять доказательства несоответствия действительности распространенных о нем сведений и их негативного влияния на его деловую репутацию. Факт распространения может подтверждаться, к примеру, экземпляром газеты, скриншотом сайта в интернете, свидетельскими показаниями. К слову, минимальное и максимальное количество свидетелей, которые могут подтвердить факт распространения сведений, порочащих деловую репутацию истца, законодательством не установлены. 
 
Обязанность доказывать соответствие действительности распространенных об истце сведений возлагается на ответчика.
 
Однако истец вправе (но не обязан!) представлять доказательства несоответствия действительности распространенных о нем сведений и их негативного влияния на его деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Дополнительно отметим, что если истец представит суду доказательства несоответствия действительности распространенных о нем сведений, а также грамотное обоснование их негативного влияния на его деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, то это лишь усилит его процессуальную позицию. Тем самым, вероятность исхода дела в пользу истца, вне всякого сомнения, возрастет.
 
К средствам доказывания, к примеру, относятся:
 
• письменные и вещественные доказательства;
 
• звуко- и видеозапись, информация на иных носителях;
 
• объяснения лиц, участвующих в деле;
 
• заключения специалистов;
 
• заключения экспертов;
 
• показания свидетелей;
 
• заключения государственных органов, органов местного управления и самоуправления.
 
В исковом заявлении обязательно необходимо указать:
 
• конкретные сведения, которые истец считает умаляющими его деловую репутацию;
 
• способ их распространения;
 
• место, где они точно содержатся вплоть до страницы и абзаца в случае распространения порочащих сведений, к примеру, через печатные издания;
 
• в чем выражается их несоответствие действительности;
 
• предлагаемый истцом порядок их опровержения (при предъявлении требования об опубликовании опровержения его текст должен быть представлен экономическому суду (ранее экономические суды именовались хозяйственными).
 
В случае, когда порочащие сведения распространены в отношении индивидуального предпринимателя, помимо опровержения таких сведений, индивидуальный предприниматель вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда. Юридическое лицо в силу своего статуса претендовать на компенсацию морального вреда не может, поскольку под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания гражданина.
 
Отзывы в интернете: юридические нюансы
 
Расположенная в сети Интернет информация может изменяться и удаляться, что усложняет осуществление защиты прав и законных интересов добросовестного субъекта хозяйствования, поскольку возникают трудности в сборе и обеспечении доказательств.
 
Однако зафиксированная с веб-страницы информация является средством доказывания факта распространения сведений, порочащих деловую репутацию субъекта хозяйствования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. И с этого года за помощью в оформлении подобных доказательств можно обратиться к нотариусам.
 
Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 № 105-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности» были внесены дополнения и изменения в Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее — Закон), регламентирующие в том числе обеспечение нотариусами доказательств, необходимых для ведения дел в органах иностранных государств, а также письменных доказательств для рассмотрения дел в судах Республики Беларусь. 
 
Так статьей 963 Закона определено, что нотариус обеспечивает письменное доказательство по письменному заявлению лица, обратившегося за совершением нотариального действия. Результаты осмотра письменного доказательства фиксируются нотариусом путем составления протокола осмотра письменного доказательства (статья 962 Закона). Согласно части 2 статьи 964 Закона к протоколу осмотра такого письменного доказательства могут приобщаться распечатанные на бумажном носителе изображения осматриваемой информации, опубликованной на страницах осматриваемого информационного ресурса, а также изображения на бумажном носителе, отражающие последовательность производства нотариусом действий по доступу к этой информации. В случае приобщения к протоколу распечатанных на бумажном носителе изображений осматриваемой информации в протоколе указывается время (часы, минуты), когда была произведена распечатка этой информации.
 
Таким образом, на сегодняшний день, зафиксированная с веб-страницы информация может быть представлена в суде в качестве доказательства при соблюдении изложенного выше порядка.
 
После этого можно обратиться к администрации сайта, написав на электронный ящик, указанный в разделе «Контакты» или «Обратная связь», с просьбой о выдаче информации, к которой относятся:
 
• дата и время визита пользователя;
 
• IP-адрес компьютера пользователя;
 
• наименование браузера пользователя;
 
• URL запрошенной пользователем страницы;
 
• реферер пользователя.
 
В случае отказа администрации сайта — можно обратиться к хостинг-провайдеру сайта. Если он не предоставит указанную информацию, она может быть истребована в качестве доказательства в судебном процессе. 
 
По этим сведениям можно установить, с какого компьютера была размещена соответствующая информация.