Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Индустрия красоты — сложная и противоречивая сфера услуг. Она включает в себя множество нюансов не только в вопросах взаимодействия на уровнях «специалист — клиент» и «руководитель салона — специалист», но и на уровне «руководитель салона — государство». Каждый из этих уровней взаимодействия требует своих детально разработанных программ, но без последних мы имеем то, что имеем — недостаток специалистов, низкий профессиональный уровень начинающих мастеров, свободное функционирование теневого рынка услуг «надомников», утечку клиентов эстетической косметологии за пределы страны, отсутствие стандартов спа-услуг и прочее. Салонам в одиночку такие проблемы не решить — ведь все они требуют вмешательства государства.
 
За комментариями мы обратились к человеку, принимающему активное участие в инициации изменений в законодательстве, регулирующем функционирование красивого бизнеса, — директору Ассоциации прикладной эстетики и спа Тамаре Королевой:
 
— Тамара, какие меры предпринимаются сейчас на законодательном уровне?
— Около года назад была создана рабочая группа, состоящая из Министерства торговли, Ассоциации прикладной эстетики и спа, Ассоциации парикмахеров и косметологов. Цель создания этой группы — разработка новых, усовершенствованных тарифно-квалификационных характеристик косметиков, мастеров по маникюру и педикюру, парикмахеров и визажистов, которые, кстати, уже получили одобрение Министерства торговли и Министерства труда. Тарифно-квалификационные характеристики, действующие до недавнего времени, не отражали современный перечень услуг, который специалист сферы красоты должны проводить в салонах.
 
 
В результате введения новых характеристик будет четко определен современный перечень манипуляций, которые может проводить специалист, и утверждена новая программа подготовки кадров — критерии подготовки должны быть едиными. Это выведет не только качество оказываемых услуг на новый уровень, но и значительно упростит деятельность самих салонов: руководство будет иметь четкое представление о тех требованиях, которые нужно предъявлять к персоналу, и повысится сам уровень специалистов, а, следовательно, качество услуги.
 
В целом же цель Ассоциации прикладной эстетики и спа — «упорядочивание» отрасли. В планах нашей общественной организации — довести до конца работу по принятию новых тарифно-квалификационных характеристик; ввести стандарты спа-услуг (эта работа уже проделана в соседней России); провести семинары и образовательные мероприятия, ведь знания способствуют процветанию салона, где нет текучести кадров и нет недостатка в клиентах.
 
Виктория Василевич, директор Ассоциации «Содружество организаций индустрии красоты»
 Первостепенной проблемой в данный момент я считаю бессистемность и отсутствие единых требований к подготовке специалистов нашей подотрасли. Для разрешения этой ситуации Министерством торговли в тесном сотрудничестве с Ассоциацией «Содружество организаций индустрии красоты», Ассоциацией прикладной эстетики и спа, Ассоциацией парикмахеров и косметологов и другими представителями индустрии красоты на первом этапе разработаны соответствующие современным требованиям тарифно-квалификационные характеристики мастеров по маникюру и педикюру, парикмахеров и визажистов, включающие все навыки и виды услуг, которые могут быть востребованы сегодняшним искушенным потребителем. В ноябре они должны вступить в силу.
 
 
Следующим этапом станет осовременивание программ подготовки мастеров, по которым должны будут работать все без исключения учебные центры, занятые подготовкой парикмахеров. Далее нужно будет помочь преподавателям учебных центров освоить эти программы. Ожидаемый результат — это система учебных центров по всей республике, работающих по единым критериям технической оснащенности, преподавательского состава и программной документации, осуществляющих подготовку и выпуск работников, имеющих все практические навыки в рамках своей квалификации и документ о квалификации единого образца, ее удостоверяющий.
 
Очень важно донести информацию о происходящих в нашей подотрасли изменениях до самых заинтересованных — до руководителей, собственников салонов и парикмахерских, до мастеров. Руководитель должен четко знать, что уже очень скоро он сможет выбирать себе работника, требовать от своего работника соответствия мастерства и квалификации, а работник должен быть уверен в соответствии требований нанимателя своей квалификации и обеспечить их выполнение. От этого выиграют все — и мастера, и руководители, но в первую очередь, конечно, потребители.
 
Ситуация непростая, но это наша сфера деятельности, и никто кроме нас инициировать ее изменение не сможет. Государство всегда шло навстречу тем, кто предлагал решение проблем. Сейчас как раз тот момент, когда руководители красивого бизнеса должны вновь поверить в свои возможности по изменению существенных условий для бизнеса, объединиться, сформулировать свои проблемы и предложения и достигнуть их решения. Специально для этого созданная Ассоциация «Содружество организаций индустрии красоты» в сотрудничестве с другими ассоциациями, предприятиями и бизнесменами уже работает, уже встретила поддержку заинтересованных представителей государственных структур. Вопросы и проблемы, требующие решения, будут решены. Ассоциация «Содружество организаций индустрии красоты» вместе со всеми заинтересованными берется это сделать. Все изменится к лучшему, просто нужно набраться уверенности, терпения и действовать.