Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Опубликовано в №6 (15) 2015 профессионального издания «Индустрия красоты»
 
Не все, что называется «космецевтикой» на белорусском рынке, таковой является де-факто. С другой стороны, некоторые производители, чьи продукты подпадают под неофициальные, но вполне четкие определения космецевтики, по старинке пользуются более привычным словосочетанием «профессиональная косметика».
 
Необходим ли особый статус для космецевтики или будет достаточно того уровня контроля, который уже имеется в отношении салонных косметических средств? А может, наоборот, следует приравнять такие препараты к лекарственным? Эксперты, опрошенные журналом «Индустрия красоты», разошлись во мнениях. И каждый из наших собеседников привел в доказательство своим словам убедительные доводы. Также специалисты рассказали, чего не хватает имеющимся определениям космецевтики и как потребителям ― салонам и их клиентам ― распознавать, где действительно они имеют дело с парафармацевтикой, как еще называют эту категорию косметики, а где они столкнулись с не более чем попыткой недобросовестного производителя заработать деньги на эффектном названии.
 
Елена Капустинская: «Определение космецевтики должно содержать в себе конкретные цифры и факты, указывающие на прогнозируемый эффект от применения»
 
 
Елена Капустинская, косметик V разряда, директор салона красоты Libellule
 
― В Соединенных Штатах определяют космецевтику как препараты для косметологии, которые содержат лечебные компоненты. У нас же исторически сложилось так, что использование термина «космецевтика» ― это очень удобный маркетинговый ход, на который, в отличие от просто косметики, потребитель активнее реагирует. У него больше доверия вызывает это слово, которое как бы намекает на то, что применение будет действенным, более «медицинским».
 
Впрочем, многие производители парфюмерно-косметической продукции, когда используют термин «космецевтика» в своих рекламных материалах, все-таки добросовестно делают свою продукцию немного другой, отличной от обычной косметики. Они закладывают в нее более интересные инновационные компоненты, которые реально с точки зрения дерматокосметологии будут работать несколько лучше, чем у конкурентов. В таком случае да, это добросовестный ход.
 
― А насколько часто бывает, что все же это недобросовестный ход?
 
― Чтобы ответить на этот вопрос, надо проводить научный анализ. Было бы хорошо, если бы существовала какая-то независимая лаборатория, в которую можно было бы отдать определенную выборку средств, называемых космецевтикой, и узнать, какие там есть компоненты и в каком количестве. Такой, к сожалению, нет.
Кожа у нас создана природой, чтобы осуществлять в первую очередь барьерную функцию. Для того чтобы преодолеть барьер, существует много приемов, далеко не каждая молекула проникнет через кожу. Но в целом главная задача косметики, если это просто косметика, ― поддержание в здоровом состоянии верхнего слоя кожи. И, на мой взгляд, глубокое проникновение в кожу ― вовсе не панацея.
 
Мне очень нравится такое направление, как корнеотерапия и корнеология ― то, что в 1991 году американский дерматолог Альберт Клигман со своей рабочей группой сформулировал как новое направление в косметологии. К тому времени накопился богатый материал по исследованиям кожи как анатомического объекта с точки зрения цитологии, гистологии и т. д. Исследования с использованием такого точного прибора, как электронный микроскоп, позволили найти в роговом слое кожи структуру, получившую название «липидный барьер». Он состоит из специфических липидов ― не тех, которые выделяет сальная железа на поверхность кожи, а тех, которые образуются при дозревании клеток кожи. Они плотно «сшиваются» между собой как кубики Lego. И образуют барьер, через который не пройдет водорастворимая композиция, но через который будут избирательно проникать жирорастворимые вещества.
 
Что, собственно говоря, сформулировал профессор Клигман: именно от состояния этого барьера зависит благополучие кожи, насколько она будет увлажненной, сияющей. Совершенно другие термины используются в косметологии. Клигман и его помощники смогли подвести базу под то, что косметика не должна претендовать на глубокое проникновение в кожу ― туда, где она вмешается в биологические процессы и может нарушить их естественное протекание.
 
― Но космецевтика как раз делает ставку на глубокое проникновение в кожу.
 
― Да, и это очень удобный маркетинговый ход. Потому что клиенту кажется: чем глубже ― тем лучше. Не всегда. В значительной степени это несколько порочный подход к косметике.
 
Чтобы воздействовать глубоко, лучше всего применять либо инъекционные методики и неинъекционную мезотерапию (например, электропорацию), либо все, что касается нутрицевтики ― приема внутрь. Кстати, параллельно с программами, которые позиционируются как космецевтика, обычно идет ряд препаратов для приема внутрь. Какие-то витаминные и минеральные комплексы, добавки. То есть, помимо воздействия через косметику, нам как раз предлагают ряд пищевых добавок, которые производят косметологический эффект.
 
Определенный результат дает, к слову, даже простой курс витаминов, который назначается как общеукрепляющий. Терапевты, конечно, не говорят: это для улучшения состояния кожи. Прописываются витамины и минералы для того, чтобы улучшить состояние нервной системы, снять тревожную симптоматику и т. д. В рамках же нутрицевтики идет направленность именно на кожу.
 
― Вы предлагаете нутрицевтику как альтернативу космецевтике?
 
― Нет, не как альтернативу. Наверное, эти направления должны работать в содружестве. И в целом разделение на косметику и космецевтику не совсем правильное, я бы просто называла все это профессиональной косметикой.
 
Меня смущает жонглирование термином «космецевтика». Не всегда его применение оправдано. Поскольку нет четкого определения, нет и критериев. Производители сами для себя решают: называть космецевтикой свою косметику или нет.
 
Можно было бы серьезно воспринимать этот термин, если бы в каком-то стандарте было введено продуманное определение космецевтики. Вроде такого: препараты косметической или косметологической направленности, обладающие такими-то свойствами, воздействующие на такие-то слои кожи, предполагающие такую-то глубину проникновения. То есть если бы назывались конкретные факты и цифры. Не просто сообщалось о наличии какого-то вещества, а оговаривался процент его содержания. Как в фармакологии: например, нам прописывают аспирин, таблетка на прием ― 500 мг. Почему так? Потому что прием этой таблетки, исходя из массы тела, обеспечит нам противовоспалительный, жаропонижающий, болеутоляющий прогнозируемый эффект. Это ― фармакологический подход.
 
Может сегодня кто-то из производителей сказать достоверно, опираясь на результаты двойного слепого метода исследований, почему в формуле именно столько этого вещества? Какой результат будет предсказуемым? Не на уровне погрешности, побочного эффекта, а конкретно, что именно это количество именно этого вещества является лечебным?
 
Пока нет такой количественной оценки, все это ― удобный маркетинговый ход. Если бы мне дали количественную оценку, которая на определенной выборке дает статистически стабильный результат, я бы сказала: да, это космецевтика. Но тогда такие средства надо продавать как лечебные препараты, с соответствующим регулированием. Все, что проникает глубже базальной мембраны, так или иначе имеет свойства лекарства. Там находятся капилляры с обратным всасыванием, вещества попадают в кровь. И мы должны быть уверены в том, что это не нанесет организму в целом какого-то вреда.
 
Юлия Королева: «Рынок космецевтики в Беларуси представлен единичной продукцией»
 
 
Юлия Королева, заместитель директора ООО «Королева-Бай»
 
― Что представляет собой термин «космецевтика»: чистый маркетинг или что-то другое? Есть ли необходимость в этом наименовании?
 
― Космецевтика, а если быть более точным, нутрикосмецевтика, ― это своего рода лечебная косметика. Определение правильнее будет рассматривать в значении «косметические нутриенты» ― мельчайшие значимые элементы, необходимые для поддержания ключевых процессов жизнедеятельности. Поступление нутриентов через кожу в организм облегчено их размерами ― они крайне незначительные.
 
Термин ― это конкретное определение косметических средств, выполняющих свою функцию. Он значим и необходим. Есть понятие масс-маркета, когда, как правило, «сама упаковка дороже средства», есть профессиональная косметика, а есть нутрикосмецевтика, направленная на терапевтическое воздействие и эффективное решение конкретных вопросов.
 
― Какое определение можно дать космецевтике, что это такое? Чем она отличается от профессиональной косметики и других косметических категорий?
 
― Определение отчасти я уже озвучила. Добавлю, чем эта группа препаратов отличается от прочих: терапевтический эффект, универсальность ― возможность работать с нарушениями определенных функций организма любого возраста, максимальная эффективность при сохранении максимальной полезности и безопасности для организма.
 
― Есть ли злоупотребления со стороны производителей и продавцов, называющих космецевтикой товары, которые на практике не соответствуют этому определению?
 
― На рынке вообще ― да, это вопрос честности производителя, сертификации, сложности и высокой стоимости производства. Это маркетинговый ход со стороны недобросовестных продавцов, желание реализовать свой продукт. Если речь идет о космецевтике, это дорогостоящее производство, поэтому совсем не каждый способен и готов производить такую продукцию. Но вот массовый интерес к ней может подтолкнуть и к подобным решениям.
 
― Насколько качественно и количественно представлен в Беларуси рынок товаров, которые могут подпадать под категорию космецевтики?
 
― Многие заявляют о наличии космецевтических товаров, но истинных продуктов, которые решают проблемы на внутриклеточном уровне, не слишком большое количество. Как правило, это люкс- и премиум-уходы, представленные буквально несколькими брендами (более того, их вряд ли найдешь в аптеках). Производство космецевтической продукции не может быть дешевым, поскольку требуется постоянный контроль качества, сертификация, а значит, соблюдение массы требований, сопровождение и контроль со стороны различных специалистов, что является затратным. По этой причине рынок представлен единичной продукцией.
 
Алена Михайлова: «К сожалению не все косметологи проводят должную диагностику перед назначением космецевтических препаратов»
 
 
Алена Михайлова, врач-дерматокосметолог, тренер-косметолог компании Kosmoteros
 
― Космецевтические препараты применяют и назначают пациентам для профилактики и лечения косметических дефектов кожных покровов, себорейных заболеваний, при лечении акне, постакне, купероза, а также при заболеваниях кожи, вызванных гормональными изменениями в организме, перенесенными инфекционными заболеваниями, патологиях, вызванных стрессовыми ситуациями. При этом используется как салонная косметика для профессионалов, так и средства для домашнего ухода.
 
Применять космецевтику следует по назначению врача-косметолога, после предварительных исследований соскобов кожи, анализа крови, а также визуальной диагностики. То есть должно быть проведено комплексное исследование организма, собран анамнез и правильно выставлен диагноз. По результатам врач назначает комплексное лечение, которое состоит из плановых посещений врача-дерматолога, домашнего ухода и терапевтического лечения. Только в таком случае достигается желаемый долговременный эффект.
 
― Какие ограничения существуют при применении космецевтики?
 
― Как таковых строгих ограничений быть не может. Есть индивидуальная непереносимость некоторых компонентов препарата, входящих в его состав. Это всегда учитывает врач-косметолог при назначении. Некоторые препараты можно назначать лицам не моложе 14 лет, а также пациентам не старше 50 лет. Это обусловлено активностью гормонов в подростковом возрасте либо климактерическим периодом у женщин после 50 лет. С учетом всех показаний назначают также косметику для домашнего ухода.
 
Если производится лечение акне, постакне, то эти проблемы ― налицо и избежать применения космецевтических препаратов просто невозможно. Здесь мы будем совмещать назначения не только врача-косметолога, но и гастроэнтеролога, эндокринолога, гинеколога и терапевта. При лечении купероза и розацеа мы подключаем невролога и кардиолога.
 
Поэтому здесь работает не только врач-косметолог, который «наводит красоту», но и врач узкой специализации, который выявляет истинную причину того или иного заболевания. И уже после этого врач-косметолог и будет назначать свое лечение.
 
В исключительных случаях возможны сразу пробные подборы процедур ― но только если врач-дерматокосметолог уверен, что у пациента нет инфекционных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, иммунной системы, сосудистых проявлений внутренних изменений организма.
 
― Насколько необходимо выделение космецевтики в отдельную категорию?
 
― Выделение космецевтики в отдельную категорию препаратов по уходу за лицом и телом представляется не просто правильным, а обязательным. И такие препараты должны продаваться только в медицинских учреждениях, медицинских центрах и аптеках. А перед реализацией данного вида косметики персоналу непременно нужно проходить квалифицированное обучение для правильного представления лечебной косметики нашим конечным потребителям.
 
Что дальше: будет ли особый статус у космецевтики?
 
Косметология в последние годы очень бурно развивается. И не только маркетинг, призванный заинтересовать потребителя, но и то, что традиционно под косметикой понимают средства, работающие исключительно на поверхности кожи и в достаточно скромных границах «очистить-увлажнить», потребовало объединения двух слов: «косметика» и «фармацевтика».
 
Проблема заключается в том, что в Беларуси, да и на международном уровне, космецевтика остается вне закона. Де-юре существуют лишь понятия «косметика», которое многие препараты уже переросли, и «лекарство», которым космецевтические средства все же в полной мере не являются. Вместе с тем работа в направлении того, чтобы законодательно была признана и «середина» ― космецевтика ― активно ведется. И, по прогнозу ряда экспертов, это произойдет в обозримом будущем.
 
Получить более подробную информацию о журнале «Индустрия красоты» и подписаться на него Вы можете здесь.
 
Текст: Юргис Думбляускас