Сергей Кожуро, адвокат Минской областной коллегии адвокатов
Продолжение. Начало в № 3 (6) 2014 и тут.— в № 3, 2014.
Сегодня мы с вами поговорим о том, каким образом может происходить проверка, на что имеют право проверяющие, о специфике проверок Минздрава и санстанций, и посмотрим, какова «цена» невыполнения требований проверяющих.
Каким образом может проходить проверка
Контроль финансово-хозяйственной деятельности осуществляется путем:
• изучения действующей у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
• проверки документов в целях установления законности проведенных хозяйственных и финансовых операций;
• проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;
• сопоставления данных первичного бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и другими);
• сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям;
• проведения встречных проверок (для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям);
• сличения в установленном законодательством порядке имеющихся у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, в целях сопоставления их с копиями;
• сличения в предусмотренных законодательством случаях и порядке копий платежных документов, имеющихся у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, с платежными документами, хранящимися в банке;
• контрольного обмера объемов выполненных работ;
• проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;
• проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы;
• проверки состояния внутрихозяйственного контроля;
• других контрольных действий, связанных с изучением вопросов, определенных программой проверки (ревизии).
Проверки Минздрава и органов, осуществляющих государственный санитарный надзор
Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.01.2010 № 83 утверждена инструкция «О методах и способах проведения проверок Министерством здравоохранения Республики Беларусь, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор», в которой указаны, в частности, следующие способы и методы осуществления проверок:
• проведение встречных проверок;
• использование чек-листа (контрольного списка вопросов) (подробно этот метод проверки рассмотрен в первой части данной статьи, опубликованной в «Индустрии красоты», № 3, 2014);
• расчетный метод;
• контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;
• использование технических средств, в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений;
• снятие остатков товара;
• проверка фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей;
• изучение используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций, в том числе на их соответствие требованиям законодательства, проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;
• осмотр и (или) обследование территорий и помещений проверяемого субъекта, транспортных средств и иных объектов, в том числе обследование производства;
• назначение инвентаризации;
• проверка действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;
• истребование письменных и устных объяснений от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, проведение опросов, получение разъяснений от должностных, материально ответственных лиц и иных работников проверяемого субъекта;
• изучение (проверка) информации и документов (их копий), в том числе в электронном виде, касающихся деятельности (в рамках вопросов, подлежащих проверке) проверяемого субъекта, включая сведения о его имуществе, совершенных финансово-хозяйственных и иных операциях, действиях (бездействии) его должностных лиц;
Последний метод (способ), в частности, включает:
• проверки и анализ учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских (включая первичные документы бухгалтерского учета), отчетных и других документов в целях установления законности и правильности проведенных финансово-хозяйственных и других операций, подлинности документов, арифметической правильности содержащихся в них расчетов и итогов, соответствия документов установленным формам, принадлежности, правильности и полноты оформления;
• изучение отчетности, представляемой проверяемым субъектом в соответствии с законодательством;
• сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);
• сопоставление записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого субъекта и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;
• сличение в необходимых случаях имеющихся у проверяемого субъекта выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, для сопоставления их с копиями, включая сличение копий платежных документов, имеющихся у проверяемого субъекта, с платежными документами, хранящимися в банке;
• оценка соответствия заключенных сделок требованиям законодательства по форме, содержанию и исполнению;
• оценка действующей системы обеспечения и управления качеством;
• проверка рассмотрения рекламаций и отзыв продукции, проведение самоинспекций;
• визуальный осмотр субъекта в присутствии руководителя или иного уполномоченного должностного лица с целью оценки соответствия субъекта требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства;
• проведение исследований, испытаний, токсикологических, санитарно-гигиенических, микробиологических и иных видов оценок в случаях, когда обязательные требования к субъекту содержат показатели, оценка которых невозможна без проведения данных видов исследований;
• другие методы и способы, направленные на изучение (проверку) информации и документов (их копий), касающихся деятельности проверяемого субъекта, в том числе сведений о его имуществе, совершенных финансово-хозяйственных и иных операциях, действиях (бездействии) его должностных лиц.
На что имеют право проверяющие
При проведении проверок (ревизий) работники контролирующих органов имеют право:
• проверять документы, бухгалтерские книги и другие регистры учета, статистические и бухгалтерские отчеты и балансы, планы, счета и иные документы, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество;
• требовать письменные объяснения от индивидуального предпринимателя, должностных лиц проверяемого юридического лица, других граждан по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки (ревизии);
• опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг, проводить проверки фактического наличия ценностей в них, требовать от руководителя проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя проведения инвентаризаций, а также проводить проверки правильности их проведения;
• привлекать специалистов для определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ для проверки фактических затрат сырья и материалов, состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов ремонтно-строительных работ и определения их качества, а также в других необходимых случаях;
• в предусмотренном законодательством порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, а также получать в необходимых случаях сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов предпринимательской деятельности, о состоянии счетов и оборотов по ним, состоянии открытых им кредитов и по другим вопросам, возникающим в ходе проверки (ревизии);
• запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения проверки (ревизии), у других государственных органов и иных государственных организаций;
• получать от организаций независимо от форм собственности справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом предпринимательской деятельности, а при необходимости проводить встречные проверки путем ознакомления с подлинными документальными записями в регистрах учета и получать объяснения от должностных лиц и иных работников;
• требовать у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью этого субъекта;
• передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку (ревизию), материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению вреда и привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения.
«Цена» неподчинения
Должностные лица организаций, субъекты предпринимательской деятельности обязаны выполнять требования работников контролирующих органов. За невыполнение таких требований указанные лица и субъекты несут ответственность, установленную законодательством, и могут быть привлечены к административной ответственности:
• за неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления — предупреждение или штраф до 20 базовых величин (далее — БВ);
• воспрепятствование проведению проверки, ревизии, экспертизы — штраф от 10 до 50 БВ;
• неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий — штраф от 20 до 50 БВ или административный арест;
• непредставление документов, отчетов и иных материалов — штраф от 4 до 20 БВ.