Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Юргис Думбляускас, обозреватель
 
До конца года на общественное обсуждение был выставлен проект достаточно необычного постановления Министерства здравоохранения: «Об утверждении норм медицинской этики и деонтологии». Последний термин, кстати, тоже обозначает один из разделов этики – он затрагивает проблемы морали и нравственности.
 
Игроки красивого бизнеса, чья деятельность хоть в какой-то мере затрагивает Минздрав (по мнению самого ведомства, чему уже было посвящено немало наших статей), уже – насколько это возможно – привыкли к тому, что министерство стремится поставить под свой контроль любую мало-мальски привязываемую к медицине деятельность. Однако в сфере этической активности не проявляло. Свершилось.
 
Мы особо уточнили у авторов постановления – возможно, оно затрагивает исключительно медицинские организации. Но ответ был максимально конкретным: оно касается не только медучреждений, салоны красоты, в которых работают специалисты медицинского профиля, тоже будут исполнять все прописанные в документе правила.
 
На момент публикации номера еще не было известно, какие исключения или дополнения примут от тех, кто обсуждал проект, посему к этой теме мы еще, конечно, вернемся, а пока перечислим наиболее любопытные пункты, которые содержит версия документа, выложенная для общего обсуждения. Помимо описания таких черт, которые должны проявлять медработники в отношении к пациентам, как уважение, сочувствие, гуманность, вежливость, толерантность, сдержанность, коллегиальность, демократичность, неконфликтность и конфиденциальность (всем этим определениям даны, нужно признать, четкие определения), проект содержит и не то чтобы спорные, но уже вовсе не относящиеся, на наш взгляд, к полномочиям Минздрава пункты. Обозначение и контроль за соблюдением которых должны все же, как и прежде, думается, быть «головной болью» самих руководителей салонов. 
 
Для начала просто как минимум требующий дополнительного разъяснения пункт (в отличие от определения «толерантности», его не расписали подробно), определяющий, что работники должны «воздерживаться от какой-либо формы рекламы, относящейся к своей профессиональной деятельности». Сотрудники салонов не могут рассказывать клиентам о том, какие препараты и аппараты используют, в чем их достоинства перед конкурентами?
 
«Быть политически нейтральными». Гипотетически можно предположить, как у косметолога неуместно во время процедуры от злости трясутся руки от критики со стороны клиента по поводу поддерживаемой специалистом той или иной политической линии. Однако, во первых, этот пункт в такой формулировке банально антиконституционен, а во вторых, такие вещи проговариваются и прописываются руководителями в куда более продуманных формах, не требующих дополнений: если кратко – не спорь с клиентом о его религии, политических взглядах и семье, поддерживай беседы только на нейтральные темы, а лучше вовсе улыбайся и молчи на любые фразы, не касающиеся процедуры.
 
Очень любопытен пункт, касающийся внешнего вида: помимо логичных (но, как и в предыдущем случае, уже по определению контролируемых всеми адекватными руководителями моментов) есть и такой момент: допустимой длиной для халата является длина, прикрывающая 2/3 бедра. В дополнение документ не допускает ношение медицинской одежды из прозрачной ткани. Возможно, хоть и сомнительно, что в Беларуси действуют салоны, использующие в качестве униформы одежду для стриптиза, но мы такие не знаем.
 
К слову, если из даже вполне приличного выреза халата (вырезы документ в первоначальной версии не регламентирует, но посмотрим на финальный вариант) выпадет крестик – вы моментально нарушите закон. Это может быть расценено как «открытое ношение религиозных знаков и символов».
 
Кары и даже способы контроля за исполнением всех норм документа, который был выложен в общий доступ на сайте министерства, не прописаны. Возможно, они появятся в той версии постановления, которая будет уже предназначена не для обсуждения, а для исполнения.