7–9 ноября 2013 года в рамках выставки «ИнтерСТИЛЬ ‘2013» в Минске состоится Чемпионат Республики Беларусь «Стиль и Красота — 2013» и 6-й Международный фестиваль красоты «Роза Ветров HAIR — 2013» по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и ногтевому сервису.
Мы решили совместно с директором оргкомитета фестиваля «Роза Ветров» Константином Войтеховским пройтись по самым больным вопросам этого, да и, в принципе, любого состязательного мероприятия.
— Константин, начнем с самого острого: когда готовили номер, много слышали о том, что первые места отдаются своим.
— А вы не замечали, что подобные сомнения, вопросы и реплики — уже неотъемлемый атрибут любых соревнований? Многим проще придумать изъян в других, чем посмотреть правде в глаза.
Был такой случай. После мероприятия к нам пришла жалоба от участницы, которая говорила, что их якобы засудили. Я созвонился с ней, и у нас состоялся примерно такой диалог:
Я: «Почему вы считаете, что вас засудили?»
Она: «Потому что мы сделали лучше».
Я: «А вы хоть раз выступали на таких мероприятиях?»
Она: «Нет».
Я: «Вы перед фестивалем где-нибудь тренировки проходили?»
Она: «Нет».
Я: «А вы уверены, что знали направление?»
Она: «Мы просто самые лучшие».
И всё, «мы лучшие» — и никакой объективной основы за этим утверждением.
Кстати, мастер должен пройти хотя бы десять тренировок, чтобы ему поставили руки, чтобы его научили делать конкретную работу, чтобы он действительно стал в соревновании лучшим. И неважно, где он это будет делать! Учебных баз по Беларуси — множество. А можно съездить и в Москву. Вопрос личных стремлений и, безусловно, денег. У нас тоже есть свой учебный центр и серьезная тренировочная база. Мы подготовили и чемпионку мира, и чемпионку Европы. Но для подготовки на такие серьезные мероприятия нужно не за две недели до конкурса приезжать — хотя бы за полгода-год начинать подготовку и тренироваться минимум два дня в неделю. Мастер сам не вытянет такой конкурс.
— А где можно ознакомиться с условиями участия в «Розе Ветров», с требованиями к работам, чтобы взвесить свои силы и принять решение об участии?
— Вся информация находится в открытом доступе на нашем сайте www.apik.by. Заходите, читайте, тренируйтесь. Еще раз отмечу: для объективного судейства люди должны выполнять за определенное время определенную работу в определенном стиле. Если каждый станет придумывать работу самостоятельно, то судить объективно ее будет невозможно. Чтобы победить в конкурсе, надо четко знать, что и как требуется сделать, вот поэтому у тех, кто заранее тренируется, больше шансов на победу.
— А вообще дорого обходится участие в соревнованиях, подготовка к ним?
— Регистрационный взнос — невысокий, от 30 до 110 $. А вот все остальное — уже дело наклáдное. Расходный материал для дня тренировок обходится в 15–20 $. Кроме этого мастер должен купить или пошить костюм для модели, обуть ее: внешний вид должен соответствовать определенному стилю работы. А это еще минимум долларов 300– 400. Кстати, на подготовку к чемпионатам Европы и мира мастер тратит не меньше 3000 $. Сама поездка тянет на 1500 €, взнос за участие в выступлении доходит до 500 €.
— Константин, а после фестиваля что? В чем смысл для мастера в участии в нем?
— Во-первых, и чемпионат республики, и «Роза Ветров» проводятся для формирования сборной, которая защищает честь страны на чемпионатах Европы и мира, — каждый участник получает шанс попасть в команду. Во-вторых, для профессионального развития: мастеру нужно периодически смотреть на себя со стороны. В-третьих, для карьерного роста специалиста: на более известных мастеров и больший спрос. Да и цену на услуги можно ставить повыше.
— А вот какая польза от участия мастеров, работающих в определенных парикмахерских и салонах, самим салонам?
— Вы подняли очень больную тему. Многие директора были бы готовы вкладывать деньги в подготовку к конкурсам своих мастеров, оплачивать их участие и нести расходы по подготовке модели, но это вложение денег оказывается незащищенным законом. Ты вложился деньгами — а мастер, поучаствовав, вдруг вырос в требованиях, ему стало тесно на прежнем месте. И обязать отработать его какое-то время на предприятии, которое вложилось деньгами в работника, невозможно. Получается, что ты, оплатив его расходы по участию в конкурсе, рубишь сук, на котором сидишь… С другой стороны, мастеров надо развивать, развитие — важная составляющая в их желании работать на определенного нанимателя. Не развиваешь — мастер тоже уйдет. Ведь он как спортсмен, который живет за счет своих побед. Ну а на выходе получается замкнутый круг.
— Константин, слышала, что вы — судья международного класса, это правда?
— Да, я судья международной категории. В 2012 году был награжден кубком как лучший мировой судья, а также золотыми медалями за объективность в судействе и за развитие парикмахерского искусства в мире.
— Ну и последний вопрос. Как, на ваш взгляд, выглядит Беларусь на международной арене парикмахерского мастерства?
— Если брать 58 стран, которые на сегодня объединяет Всемирная организация парикмахеров, то мы входим в десятку сильнейших и у нас есть и чемпионы мира, и серебряные призеры, и абсолютные чемпионы Европы. Так что Беларусь в какой-то степени тоже является законодательницей моды.
Беседовала Татьяна Пирогова