Обозреватель: Елена Скроботова
Дуновением свежего ветра пронеслась по бизнес-сообществу новость о новом проекте Указа Президента, подготовленном Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Краткие положения проекта были опубликованы на крупнейших порталах: tut.by, mail.ru, lider-press.by. В них предусматривались преференции для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере бытовых услуг. В частности, сайты приводили сведения о моратории на плановые проверки в течение более 3 лет — до 2020 года, уменьшении налоговой нагрузки и административных послаблениях. Но уточнялось, что мораторий не коснется проверок санитарного и пожарного надзора.
О том, какие изменения могут ожидать индустрию красоты в связи с подготовкой нового проекта, мы поинтересовались у Валентины Алексеевны Левковской, заместителя начальника главного управления организации торговли и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь:
— Несмотря на то, что в прессе активно обсуждают новый проект указа, он еще находится в стадии активной проработки. На данный момент проект был предварительно обсужден на заседании общественно-консультативного совета при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Планируется его дальнейшая активная доработка, и только после этого он будет повторно направлен на согласование.
Создание нового проекта было обусловлено поставленной Президентом и Правительством Республики Беларусь задачей по созданию благоприятных условий для организации и ведения бизнеса, в том числе по установлению минимальных требований по санитарным, пожарным и иным нормам и нормативам, повышению качества уровня обслуживания населения. И эти задачи должны осуществляться с учетом интересов бизнеса и населения, с предоставлением равных условий для всех участников рынка, в целях развития конкуренции, а также повышения ответственности бизнеса за качество и безопасность предоставляемых услуг.
Проектом указа предусматривается самостоятельное установление режимов работы для всех субъектов в независимости от места осуществления их деятельности без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами. Организации и индивидуальные предприниматели смогут сами определять удобное время осуществления деятельности. При этом в данном случае интересы потребителей не ущемляются, потому что заявленный режим работы нужно обязательно соблюдать.
В целях стимулирования предпринимательской деятельности в сфере бытового обслуживания проектом указа предусмотрены более значительные преференции индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, оказывающим услуги на территории средних и малых городских поселений и сельской местности, при условии ведения раздельного учета выручки доходов, полученной от реализации услуг. Так, согласно проекту, те, кто оказывает бытовые услуги проживающему на указанной территории населению, вправе будут не исчислять и не уплачивать налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц в отношении оборотов, прибыли и доходов от реализации товаров в объектах бытового обслуживания и без них.
Предусматривается применять ставку налога при упрощенной системе налогообложения в размере 1%, при уплате единого налога применять понижающий коэффициент. Также в проекте предусматривается освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу лицензий. Вносятся изменения о порядке распоряжения государственным имуществом. Вводится возможность продавать и предоставлять в аренду государственное имущество субъектам по оценочной стоимости без проведения аукциона и предоставлять рассрочку оплаты этого имущества. Рассрочка может быть предоставлена на 5 лет, при условии, что в течение 3 лет субъект начал оказывать определенный вид услуг. В проекте также предусмотрены рекомендации местным Советам депутатов, в целях предупреждения принятия дополнительных коэффициентов ставок налога на недвижимости и земельного налога.
Жанна Казимировна Тарасевич, сопредседатель и директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского, также отметила:
— Считаю, что данный указ очень полезен и для развития сферы торговли, и бытовых услуг, и, в общем, всех предприятий, которые в нем обозначены. Потому что на сегодняшний день в Беларуси происходит снижение количества субъектов малого и среднего бизнеса, особенно это касается малых городов и сельской местности, где высвобождаются людские ресурсы. И для того, чтобы занять эти людские ресурсы, чтобы обеспечить достойный уровень обслуживания населения, независимо от того, крупный это город, небольшой городок, городской поселок или агрогородок, такой указ будет способствовать развитию предпринимательской деятельности. И, на наш взгляд, предпринимательская активность среди населения тоже может увеличиться. Кроме того, если такой указ будет принят, то необходимо будет поработать с населением малых городов и сельских территорий в целях информирования, чтобы проповедовать эти идеи и рассказывать, обучать бизнес или людей, которые хотят заняться бизнесом именно в этом направлении.