Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Елена Скроботова, обозреватель
 
Всем нам нужно периодически высказаться, рассказать о проблемах и надеждах, выпустить пар, чтобы потом продолжать спокойно работать дальше. Важно, чтобы тебя при этом понимали, идеально — если поддержат представители своей профессиональной сферы. Такая возможность обсудить актуальное положение дел в красивом бизнесе, внести свои предложения по изменению существующих нормативных актов была предоставлена во время Круглого стола. Организатором его выступила Ассоциация «Содружество организаций индустрии красоты» при поддержке управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома.
 
Круглый стол собрал порядка 40 участников, большинство из которых работают в столице. Открыла его директор Ассоциации Виктория Александровна Василевич, приглашая участников к обсуждению. Первый заместитель начальника управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Наталья Анатольевна Суйкова рассказала о системе рейтингования салонов красоты и парикмахерских и ответила на вопросы присутствующих. После чего руководители приступили к злободневным вопросам и начали горячо выдвигать предложения для внесения в новую версию Санитарных норм и правил. Дебаты вызвали особенности очистки пеньюаров (глажение, стряхивание в отдельно отведенном помещении или рядом с рабочим местом и т.д.). Предлагалось изменить правила выдачи заключений по микроклимату — бизнесмены ратовали за выдачу его одноразово при открытии объекта хозяйствования. Много директоров выступило за отмену технологических карт, сообщая, что их ведение является неоправданным и требует большого количества времени и сил. Наболевшим оказался и вопрос о площади рабочего места. Обсуждались нюансы благоустройства помещений, входной группы и прилегающих территорий. Как всегда, много ожесточенных реплик полетело в адрес надомников. Предлагаемые нововведения, безусловно, облегчили бы упрощение бизнес-реалий, но жизнь, как всегда, вносит свои коррективы. Ведь на другой стороне весов оказываются разгневанные клиенты. Так, обсуждая отмену технологических карт, одна из директоров отметила: «Вы не будете их вести ровно до первой серьезной жалобы клиента. Легко говорить, когда с этим просто повезло…»
 
К сожалению, дипломатических диалогов не получилось. Выкрики с мест, перебивания оппонентов, жаркие прения — в результате заседание превысило запланированные сроки. Было много противостояний и столкновения противоположных мнений. С одной стороны, всех можно понять: обсуждали наболевшее. С другой, многие тянули одеяло на себя, приводя личные примеры и рассказывая о своем опыте, забывая о том, что этот опыт может быть разным. Недаром во время обсуждения постоянно напоминали: что минчане посчитали требующим замены, может оставаться актуальным для сельской местности. Также, борясь за коммерческие интересы, далеко не все директора вспоминали о здоровье посетителей.
 
Как потенциальному клиенту мне было очень горько слышать про требования отмены пунктов в санитарных нормах и правилах, которые защищают посетителей и, в частности, их здоровье. Особенно остро мной воспринимались замечания о 100-200 рублях, отдаваемых на инструмент, который тупится после нескольких погружений в дезинфицирующее средство. При отсутствии стерилизации слишком высок риск занесения вирусных инфекций, среди которых — ВИЧ, гепатит С и B, герпес, папиллома... Достаточно вспомнить, как 3 года назад всей Беларусью собирали деньги известному продюсеру Максу Алейникову, пережившему рецидив гепатита С. Стоимость лечения, по сообщениям прессы, составляла 180 000 рублей на 12 месяцев. И эти две цены — инструмента и лечения — просто несравнимы. Тема заезженная, но все же не стоит забывать о ней. Ведь клиентом салона, «забывшего» о стерилизации инструментов, в следующий раз может стать родной человек.
 
Также представители индустрии красоты высказывали мнение, что жесткие санитарные нормы обязательны в большей мере только там, где часто может происходить контакт с кровью клиента: например, в маникюрном кабинете, а парикмахерских это должно касаться в меньшей мере. Рациональное зерно в этом мнении есть. Пожалуй, невозможно поранить длинноволосую клиентку, пришедшую «подровнять кончики». Но, к сожалению, на практике далеко не все мастера — виртуозы. Недавно сотруднику редакции в парикмахерской порезали шею машинкой для стрижки волос. Перед ним не только не извинились, но и банально не обработали порез дезинфицирующим средством. Что уж говорить про ножницы? Также часто, таким образом, срезаются родинки — широко эту проблему мы осветили в №1 (19)-2017 журнала. Во время горячих прений сторонников дезинфекции против любителей дорогих инструментов Виктория Александровна Василевич справедливо заметила: «Вы можете не заметить, что порезали клиента». Поэтому от редакции мы выдвигаем предложение на следующее заседание Круглого стола пригласить представителей медицины и послушать их точку зрения.
 
Перечислить все мнения и предложения, прозвучавшие в ходе Круглого стола, невозможно. Но, пожалуй, никто, кроме представителей профессиональной среды, не сможет лучше высказаться на актуальную тематику, поэтому предоставим им слово.
 
Светлана Михайловна Шатерник, индивидуальный предприниматель, парикмахер-модельер, тренер по женским видам работ, Минск:
 
— Я принимаю горячее участие в обсуждении, потому что отлично понимаю данную тематику. В разработке некоторых нормативных документов я когда-то принимала участие сама. Так, в течение нескольких лет я работала парикмахером-модельером в ОАО «Восход», а после перешла в тогда еще Министерство бытового обслуживания населения, где проработала недолго, и вскоре открыла свою парикмахерскую. Помимо того, я принимаю участие в подготовке парикмахеров к конкурсам, и команда моих учеников привозит оттуда хорошие показатели и медали. По своей работе, опыту, профессионализму и образованию, как хозяйка парикмахерской я знаю, о чем идет речь. Мне очень нравится тот факт, что руководители предприятий собрались и разговаривают на актуальные для индустрии красоты темы. Несмотря на споры, мы все равно слышим друг друга и понимаем, что проблемы есть, что проблемы решать надо. Если сегодняшний разговор даст толчок к упрощениям и улучшениям, то это будет хороший положительный шаг. Также считаю важным то, что предложения вносят непосредственно сами хозяйки салонов.
 
В ходе обсуждения я выступала за отмену технологических карт. Для примера рассмотрим стрижки на длинных волосах. Если в один день к вам придут 10 девушек с длинным волосом, каждую можно постричь по-разному, и расписать все эти стрижки просто невозможно. А завтра придут еще 10 таких же девушек, и все нужно расписывать по новой. Существуют базовые технологические карты, которыми можно руководствоваться в своей деятельности, и этого будет достаточно.
 
Мне жалко, что на обсуждение пришло так мало руководителей, потому что это большое общее дело. Получается: несколько человек борется за большую систему, а другие просто отсиживаются. Нельзя оставаться в стороне, потому что только мы сами можем для себя что-то делать. И если мы себе не нужны, кто для нас будет стараться? Вот это равнодушие в обществе, мнение «пускай для нас сделают, а мы будем пожинать плоды и будем еще недовольны этим» — это очень плохая позиция. Время перемен, и мы должны быть в струе.
 
Галина Валентиновна Халецкая, директор ООО «Мергель», Минск:
 
— В ходе Круглого стола я выступала за дезинфекцию инструмента. Чтобы обезопасить любого клиента, мы должны дезинфицировать инструменты. Я думаю, что на этом совещании больше высказывались про ножницы именно парикмахеры-директора. Я экономист-директор. Профессионалы санитарной службы научили меня: прежде чем погрузить ножницы в любой дезраствор, их нужно очистить, помыть и насухо протереть, поскольку именно вода дает эту ржавчину. Нужно не защищать дорогостоящие ножницы, а защищать клиента. Это мое мнение.
 
Также я не считаю нужным вычеркивать из санитарных норм и правил технологические карты. Они важны для того, чтобы правильно рассчитать и цену, и время, и норму расхода материалов. Они существуют для этого и для того, чтобы обезопасить клиента. Закон одинаков для всех: для частных компаний или государственных. Существует три длины волос. У одного клиента — длинные волосы, у другого — короткие. Для них будут совершенно разные нормы расхода краски и препаратов, которые станут использоваться. Почему клиент с короткими волосами должен платить столько же, сколько платит клиент с длинными?
 
Требования увеличиваются и от органов власти, и от клиентов. Хочется сделать все правильно и на законодательном уровне, но с клиентами тоже тяжелее и тяжелее работать. Нужно объединяться как-то внутри профессионального сообщества, не вредить друг другу. От многих проблем мы, наверное, не сможем уйти, но хотелось бы улучшения в нашем бизнесе.
 
Анатолий Геннадьевич Лазарев, руководитель, креативный директор «LSTUDIO салона красоты Анатолия Лазарева»:
 
— Мое предложение — разрешить дезинфицировать режущий инструмент парикмахера аэрозольным нанесением дезинфицирующего средства, подходящего для вирулицидного режима дезинфекции. Вызвано это тем, что любой профессиональный инструмент в результате нескольких погружений в емкость с дезраствором начинает тупиться и ржаветь. Хороший инструмент стоит дорого. В общем, считаю, что правило погружения инструмента для дезинфекции создает очень жесткие рамки, которые невозможно не нарушать. Хотелось бы найти компромисс, ведь технологии растут, и на данный момент появляется много средств, которые можно использовать для вирулицидного режима дезинфекции.
 
Также я предлагаю убрать пункт в санитарных нормах и правилах, касающийся наличия специально отведенных мест для стряхивания пеньюаров. На мой взгляд, это не принципиально. Еще я бы упразднил правило о том, что многоразовые пеньюары в конце рабочей смены должны проутюживаться. Вы надели пеньюар на одного клиента, на второго, третьего, четвертого — получается, вы гарантируете дезинфекцию путем термообработки только первому клиенту, который придет на следующий день. А проутюживать пеньюар после каждого клиента, на мой взгляд, нерационально, потому что это не кровь, мы просто работаем с волосами. Безусловно, пеньюар очищать надо — для эстетики, комфорта, сервиса. Но для этого достаточно отойти от рабочего кресла и стряхнуть его в мусорный бак либо возле рабочего места, когда ушел клиент.
 
Также по санитарным правилам возле каждого умывальника должно быть либо электрополотенце, либо одноразовые салфетки, либо хлопчатобумажное полотенце для рук, индивидуальное для каждого сотрудника. Несмотря на то, что во время заседания это правило оставили, я считаю, что данный пункт можно упразднить и использовать одно полотенце в течение дня, меняя его по мере загрязнения.
 
Еще один пункт, который меня смущает — обязательное согласование стиральной машины. Необходимо найти площадь для самой стиральной машины и еще, к примеру, выделить место для сушки полотенец. Дело в том, что парикмахерская — низкорентабельный бизнес. Дополнительные площади — это дополнительная нагрузка на экономику предприятия. Считаю, что достаточно раздвижной системы для сушки полотенец в комнате, где установлена стиральная машина.
 
Также сегодня актуальна проблема качества обучения в учебных центрах. Первое, что бы я предложил в этом вопросе — уменьшить количество часов для подготовки парикмахера с нуля. Не нужна обширная программа в 1360 часов, из нее следует убрать лишние предметы — такие, как изучение ПВМ. Я как директор компании могу сказать, что при приеме на работу мне не принципиально, какой диплом у соискателя, его базовое образование и разряд. Мне нужен его навык, его профессиональные знания. Он сдает внутренний экзамен в компании, обслуживает клиента, и по результатам этого экзамена я принимаю решение, брать его на работу или нет. Я знаю из практики, что за 6 месяцев активного труда можно подготовить очень сильного мастера. Следующее предложение связано с узкой специализацией профессии. На данный момент четвертый разряд мы можем выдавать только тому, кто окончил полный курс в 1360 часов и женской, и мужской работы. На мой взгляд, должна быть дифференциация на мужских и женских мастеров. Нет смысла заставлять человека, который будет работать в барбершопе, изучать женскую работу. А ведь теоретически он не будет иметь права работать. Мужского мастера тоже можно подготовить за 4-5 месяцев. Зачем ему платить за курс в 8 месяцев? Он мог бы оплатить 4-5 месяца, получить профессию мужского мастера, а если захочет — вернуться и доучиться на женского мастера. Это рационально, и обучение по таким принципам строится во всем мире.
 
Татьяна Дмитриевна Иванова, заместитель директора по учебному процессу в школе красоты «Академия Итейра», Минск:
 
— Из санитарных норм и правил, принятых в декабре 2016 года, были удалены некоторые пункты. К сожалению, это привело к двусмысленности и неоднозначной трактовке. Соответственно, каждый субъект хозяйствования может трактовать их по-своему. В ходе сегодняшней встречи хотелось бы найти такие формулировки, которые трактовались бы однозначно субъектами хозяйствования и исполнялись.
 
Также на Круглом столе меня волновал вопрос, который я неоднократно поднимаю — это вопрос дезинфекции инструментов. Я сама веду и контролирую учебный процесс, одним из важнейших пунктов обучения у нас является знание санитарных норм и правил. Но сталкиваемся с проблемой, когда на повышение квалификации приходят работающие специалисты, не знающие вообще, что существуют правила и надо дезинфицировать инструмент. Это нонсенс. Актуальна проблема недобросовестного отношения к изучению Санитарных норм и правил во многих школах. В этом смысле в академии мы боремся за ликбез. Поскольку вопрос дезинфекции — насущный и острый, меня лично очень трогающий, то хотелось бы, чтобы все пункты в новой версии были прописаны четко и однозначно. В действующей версии Санитарных норм и правил исключены положения о методах дезинфекции. Конечно, профессионалы, работающие много лет в сфере, знают эти методы, какой режим дезинфекции может быть использован. Но молодежь, недавно пришедшая в профессию, дезинфицирует инструмент, как ей хочется, а не так, как это надо делать. Хотелось, чтобы как минимум режим дезинфекции был обозначен в новой версии санитарных норм и правил, потому что только санитарные службы знают эпидемиологическую обстановку в стране и понимают, как предупредить распространение заболеваний.
 
Александра Александровна Карасева, владелец и директор студии «Табу», Минск:
 
— Самая главная проблема бизнеса — это домашние мастера, демпинг цен и невозможность конкурировать с ними в связи с этим. Соответственно, очень большое внимание к салону красоты уделяется со стороны проверяющих органов: санэпидемстанции, налоговой, есть сертификации, рейтингование… Декларируется повышение уровня мотивации роста салонов красоты, при этом абсолютная невозможность выйти на этот уровень в связи с тем, что ты вкладываешь в рекламу, ты растишь мастеров, а они уходят на дом и забирают всех клиентов.
 
Хотелось бы упростить санитарные нормы и правила, в частности, некоторые требования, имеющие отношение к медицинским учреждениям и не относящиеся к бытовым услугам. Что касается татуировок, то все салонные мастера давно пользуются одноразовыми материалами и, соответственно, их стерилизация не нужна. Хотелось бы просто упростить, облегчить труд. А пожарные правила, считаю — оптимальные, с ними нет таких проблем.