Отвечает Александр Хоружий, юрист общественного объединения «Потребитель», аттестованный Министерством торговли Республики Беларусь

— Решение о мытье головы перед стрижкой клиент принимает самостоятельно. Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) закреплено право потребителя на свободный выбор услуг, и обусловливать приобретение услуги (осуществление стрижки) обязательным приобретением иных услуг (мытье головы) без согласия на то потребителя запрещается.
Однако действующим законодательством, в том числе и санитарно-гигиеническими нормативами Республики Беларусь, определены случаи, когда исполнитель вправе отказать потребителю в оказании бытовой услуги. В частности, отказать потребителю в обслуживании можно, если по техническим или технологическим причинам оказание бытовой услуги не представляется возможным (пункт 10 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590 (с изменениями и дополнениями) (далее — Правила).
Кроме того, согласно пункту 24 Правил, исполнитель обязан своевременно в письменной форме предупредить потребителя (и до получения от клиента письменных указаний приостановить оказание бытовой услуги) при обнаружении, в частности, а) возможных неблагоприятных для клиента последствий выполнения его указаний о способеоказания бытовой услуги и б) иных зависящих от клиента обстоятельств, которые могут снизить качество оказываемой бытовой услуги.
Таким образом, если технология конкретной стрижки требует мытья головы, а клиент отказывается оплачивать эту услугу, вы имеете право отказать клиенту в обслуживании на основании пункта 10 Правил.
Отказ необходимо оформить следующим образом:
Уважаемая Оксана Павловна Сидорова!
Согласно пункту 10 Правил бытового обслуживания потребителей, сообщаем Вам, что стрижка «Х» по технологии «Y» требует мытья головы. В случае Вашего отказа от мытья головы, вынуждены отказать Вам в предоставлении заказанной Вами услуги.
Директор салона красоты «Дубравушка»
Н. С. Дубравкина /подпись/
30.08.2013
Если же технология стрижки не требует мытья головы, но без мытья, по мнению мастера, стрижка качественной не получится, то, согласно пункту 24 Правил, вы как исполнитель, обнаружив зависящие от потребителя обстоятельства, которые могут снизить качество оказываемой бытовой услуги, обязаны своевременно в письменной форме предупредить потребителя и до получения от него письменных указаний приостановить оказание бытовой услуги.
Примерная письменная форма такова:
Уважаемая Оксана Павловна Сидорова!
Согласно пункту 24 Правил бытового обслуживания потребителей, вынуждены сообщить Вам, что стрижка без мытья головы может привести к некачественному выполнению работы. Вынуждены приостановить оказание услуги до Ваших письменных распоряжений на этот счет.
Директор салона красоты «Дубравушка»
Н. С. Дубравкина /подпись/
30.08.2013
Распоряжение о дальнейших действиях исполнителя клиент должен сделать письменно — на том же бланке, где вы разместили свое предупреждение. К примеру: «Предупреждена о последствиях стрижки без мытья головы, настаиваю на стрижке без предварительного мытья».
Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №1(1) 2013