Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров

Татьяна Пирогова, главный редактор журнала «Индустрия красоты», бизнес-тренер

«Насильно мил не будешь» — в этой фразе воплотились все концепции мотивации, которые хоть каким-то боком можно «приспособить» к белорусской индустрии красоты. И, как мы видим, речь только о любви.

 

«Я художник, я так вижу»

Принято считать, и не напрасно, что мастера — люди творческие. Но измерять разного рода измерительными приборами долю «творческости» в работе парикмахера или специалиста по маникюру мы не будем — часть работы, как бы не напирали мастера на другое, является рутинной и не предполагающей шибко сильного полета фантазии.

Кстати, по оценке международной консалтинговой компании McKinsey & Company, уже примерно 70 % всех работников — это люди, чей труд включает заметные элементы творчества и анализа. И таких людей становится все больше. Остальных постепенно заменяют роботы и компьютеры. Поэтому, уважаемые коллеги, в проблеме (или задаче?) удержания «творцов» и «созидателей» молодости и красоты (это я уже о косметиках и косметологах) вы совсем не одиноки. И нечего тут изобретать велосипед.

 

Им нужны только деньги?

Чтобы понять, как удержать «лошадь в стойле», надо, прежде всего, разрешить себе допустить мысль

просто допустить мысль….

да, допустить мысль…

…что картина мира целой отрасли в отношении ее священной коровы — обязательного ОГРОМНОГО процента мастеров (30, 40 или 50 — цифра не имеет значения) — содержит в себе заблуждение, ошибку, имеет неверный фундамент. И ложь не перестает быть ложью, даже если в нее верят сотни тысяч людей.

Мотивация — это то, что горит внутри человека, заставляя его менять свое поведение. Это не ваше внешнее усилие, это всегда только его внутренняя энергия — энергия, побуждающая искать удовлетворения своих потребностей.

(Вы вспомнили про пистолет? Я тоже. Да, под прицелом мастер поработает, но такая «мотивация» будет совсем недолгой.)

Мотивировать человека нельзя. Все, что мы можем, — это создать обстоятельства, в которых человек мотивирует себя сам.

Теперь нужно определить место заработной платы в структуре потребностей вашего наемного работника (если вы сдаете в аренду кресла, вы не работодатель — вы арендодатель, а взаимоотношения с арендаторами мы сейчас не рассматриваем).

Итак.

Во-первых, если послушать директоров салонов, то получается, что основная масса мастеров — это люди с калькулятором вместо мозга. Но сверхрациональной личности в реальности не существует.

Приведу в пример известную психологическую игру-эксперимент «Ультиматум» (ее аналоги — «Диктатор», «Дилемма заключенного»).

Предположим, кто-то дает мне 10 долларов и говорит, что я должна ими с вами поделиться. Частью или всей суммой. Если вы принимаете мое предложение, деньги достаются нам (вам и мне). Если не принимаете — мы оба ничего не получаем. Если я предложу вам 5 долларов, вы их возьмете. Если 4 — вероятно, тоже. А если 2?

В эксперименте, который был проведен во многих странах и проводится до сих пор, большинство людей отвечали отказом, если им предлагали 2 или меньше долларов (менее 20 % от суммы). С точки зрения максимизации своего дохода это нелогично. Да, люди (и ваши сотрудники в том числе) странные существа — и калькулятора в голове у них нет.

Во-вторых, деньги — это по Герцбергу — фактор гигиены. Также как и условия труда (бессрочный трудовой договор, контракт или договор подряда), соцпакет (оплата отпусков, больничных или неоплата вовсе), межличностные отношения (теплая атмосфера предпочтительнее). Эти факторы не мотивируют (или срабатывают на очень непродолжительное время). Их особенность состоит в том, что они должны быть нормальными (средними по отрасли, допустимыми). Любое их ухудшение приводит к снижению удовлетворенности своим трудом, а улучшение — не влияет на эффективность работы. Лучше и больше работать никто не станет.

Вы скажете: «Так и принят процент в отрасли. Средний — 45-50». Да, принят. Мастера построили удобные им пирамиды в мозгах директоров. Кукловоды дергают за нитки, марионетки танцуют правильные танцы…

 

Так что, деньги не важны?

Важны. Но когда мы зарабатываем достаточно, на первый план неизбежно выходят другие факторы. Если же мы зарабатываем недостаточно, мы теряем удовлетворенность трудом.

«Достаточно» мастер может заработать и дома — без вас. Но он почему-то «сидит» у вас в салоне. Почему? Денег ради? Только ли…

Обратимся к пирамиде потребностей по Маслоу.

 

Потребности более высокого уровня начинают требовать внимания после того, как хотя бы частично удовлетворены потребности более низкого порядка (так происходит у подавляющего большинства людей).

Если в салоне работники оформлены как придется (на 0,1-0,25 ставки, к примеру), но пашут по полной, оклад минимален, то вы забыли им дать потребность в безопасности. Ах, кто подумает о вас? Налоги большие? Да. Тогда выбирайте: вести бизнес по грамотному или страдать от произвола мастеров. А они хотят работать в салонах — мнооогие хотят. Дома небезопасно — то ты тунеядец, то самозанятый с непонятными рисками в будущем, то коммунальные грозят обрушить на голову по полной, в общем — везде враги. Не каждый готов к подобной партизанщине. Кроме того, у людей есть потребность в общении с себе подобными — с коллегами по цеху. А потребность узнавать новое? А нежелание сидеть дома с клеймом «домохозяйка»? Причин, толкающих людей на работу в салоны, много. И это не только деньги. Деньги — просто — должны — быть.

Установленный в более-менее адекватном размере оклад (да хватит минимальной зарплаты), позволяет требовать исполнения стандартов, правил внутреннего распорядка. Позволяет вас (и их) чувствовать, что это работа по найму. А если вы установили оклад «каля нуля» и безумный процент (чистыми от 45), это вы, уважаемый собственник, их работник. Марионетка. И одна из важнейших задач владельца (если, конечно, он желает иметь бизнес, а не геморрой) — навести порядок в салоне, в том числе через внедрение адекватной системы оплаты труда и использование нематериального (но такого важного) стимулирования (смотрите на пирамиду).

(Продолжение следует)