Обозреватель: Юргис Думбляускас
22 октября 2017 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» (далее — Указ № 337, Указ), расширивший перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, и фактически легализовавший работу «серой» индустрии красоты (так называемых домушников). С указанной даты парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру, оказываемые физическими лицами, больше не относятся к предпринимательской деятельности, и граждане, их предоставляющие населению, уже не могут быть привлечены к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность (по статье 12.7 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — КоАП)).
Сразу после опубликования Указа № 337, взбудоражившего рынок красивых услуг, «Индустрия красоты» направила официальные запросы в ряд ведомств, курирующих работу салонного бизнеса. Но, в итоге, все запросы «собрались» у непосредственного разработчика Указа — Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, от которого мы получили развернутые ответы на свои вопросы, которые, несомненно, будут полезны нашим читателям.
— По каким критериям можно оказывать парикмахерские и косметические услуги, не регистрируя ИП или юрлицо?
— В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 337 не относятся к предпринимательской деятельности, осуществляемые физическими лицами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, парикмахерские и косметические услуги по заказам граждан, приобретающих или использующих услуги исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
— Возлагаются ли на субъектов Указа какие-либо требования по приему денежных средств, учету и т. д.?
— Учитывая изложенное, поскольку деятельность физических лиц по оказанию гражданам парикмахерских и косметических услуг не относится к предпринимательской деятельности, на таких физических лиц не возлагается обязанность по соблюдению установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств, порядка ведения учета полученных доходов и порядка представления в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) в связи с осуществлением деятельности.
Исходя из положений Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 12.08.2011 № 33/77/17 (с изменениями и дополнениями), право на приобретение бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, к числу которых относится квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов (далее — квитанция), предоставлено организациям и индивидуальным предпринимателям. В этой связи, физические лица, осуществляющие виды деятельности, указанные в подпункте 1.1 пункта 1 Указа, не вправе приобрести квитанции.
Вместе с тем, в законодательстве отсутствует запрет на приобретение физическими лицами, осуществляющими виды деятельности, указанные в подпункте 1.1 пункта 1 Указа, кассового оборудования. Однако, исходя из норм Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16, правом на применение кассового оборудования для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, проведении электронных интерактивных игр обладают организации и индивидуальные предприниматели, при условии включения такого кассового оборудования в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, его регистрации в налоговом органе в порядке, определенном Инструкцией о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования и снятия его с регистрации, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.09.2011 № 44, а также при условии соблюдения иных требований законодательства.
Учитывая изложенное, физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе принимать от граждан наличные денежные средства за оказанные ими парикмахерские и косметические услуги без оформления документов, подтверждающих такой прием.
— Какие требования действуют в отношении помещений, в которых будут оказываться услуги?
— Указ не регулирует вопросы, касающиеся использования различных помещений, в том числе жилых помещений, для оказания физическими лицами услуг (выполнения работ), указанных в подпункте 1.1 пункта 1 Указа. Вместе с тем, иные нормативно-правовые акты могут содержать ограничения по использованию физическими лицами помещений, в том числе жилых, при осуществлении деятельности, указанной в подпункте 1.1 пункта 1.
— Какие налоги, платежи возлагаются на субъектов Указа?
— Физические лица при осуществлении видов деятельности, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 Указа, уплачивают единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог) в порядке и сроки, установленные главой 35 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) (подпункт 1.2 пункта 1 Указа).
В соответствии с главой 35 НК такие физические лица до начала осуществления в налоговом периоде деятельности по оказанию парикмахерских и косметических услуг подают в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление с указанием вида деятельности, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности. На основании представленного письменного уведомления налоговый орган исчислит единый налог исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором будет осуществляться деятельность. Исчисленную сумму единого налога физическому лицу необходимо уплатить до начала осуществления деятельности.
— Как будет осуществляться налоговый контроль за физлицами, оказывающими услуги в соответствии с Указом?
— Контроль за исполнением налогового законодательства, осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством, в частности, учета плательщиков, проверок, опроса плательщиков и других лиц, анализа информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), осмотра недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством (пункт 1 статьи 64 НК).
При выявлении налоговым органом впервые факта осуществления физическим лицом деятельности по оказанию парикмахерских и косметических услуг без уплаты единого налога, такому физическому лицу исчисляется единый налог, который подлежит уплате не позднее дня, следующего за днем вручения этому физическому лицу налоговым органом извещения на уплату единого налога. При выявлении повторных фактов осуществления физическим лицом деятельности по оказанию парикмахерских и косметических услуг без уплаты единого налога, единый налог исчисляется налоговыми органами с применением коэффициента 5 (статья 299 НК). Кроме того, за неуплату или неполную уплату единого налога физическое лицо привлекается к административной ответственности в виде штрафа, в случае нарушения сроков уплаты единого налога начисляются пени.
Благодарим за подготовку комментария Управление перспективного развития и информационной открытости Главного управления развития налоговых органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Усилят ли «розыск» надомников, неизвестно.
Также нам было интересно, последуют ли за Указом № 337 изменения в иных нормативно-правовых документах, которые позволят контролирующим органам привлекать к административной ответственности нелегалов (с 22 октября 2017 года для нас это те, кто заблаговременно не заплатил единый налог), не проводя контрольную закупку — к примеру, по факту размещения мастерами объявлений в тех же соцсетях.
«Информируем, что способы и методы проведения контрольных мероприятий, проводимых контролирующими органами, разглашению не подлежат. Вместе с тем сообщаем, что все проверки проводятся планово в соответствии с координационным планом проверок, который размещен на официальном сайте Комитета госконтроля. Проведение внеплановых проверок осуществляется с учетом предварительно проведенных разъяснительных и профилактических мер и назначаются они только при наличии оснований, свидетельствующих о совершенном (совершаемом) правонарушении», — сообщил начальник Главного управления развития налоговых органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Сергей Шкут.
Как видим, если соответствующие нововведения и планируются, информация о них пока не оглашается.
Как оценивают новый закон профильные ассоциации и игроки рынка?
Тамара Королева, директор Ассоциации прикладной эстетики и спа:
— Я считаю, что Указ может вообще уничтожить сегодняшнюю отрасль бытовых услуг, от которой в казну нашей страны поступают налоги и отчисления от фонда заработной платы (а это немалая сумма с учетом того, что самые весомые затраты салонов — это расходы на оплату труда сотрудников), НДС, налог на прибыль. Указ — как гром среди ясного неба. Но, на мой взгляд, те, кто до Указа принимал клиентов у себя в квартире, либо в съемной квартире, так и продолжат работать, и единый налог попытаются обойти.
А что с соблюдением СанПиНа? Представители санстанции пойдут по квартирам? И кто их впустит в свое жилье, которое по Конституции является объектом частной собственности? Или участкового инспектора к таким визитам привлекать придется?
А что будет с профилактикой ВИЧ и гепатита, масштаб которых и без этого увеличивается? Минздрав заявляет о том, что неблагоприятная статистика исходит, в большинстве случаев, от бытовых услуг парикмахерских. А как потребитель будет иметь возможность пожаловаться на качество услуги, не имея даже чека на руках об оплате?
Мое мнение, что правильная либерализация должна в первую очередь касаться основной составляющей бизнеса — юридических лиц и ИП. Именно они платят в бюджет основные налоги, создают рабочие места, контролируют и отвечают за качество оказания услуг.
— Как вы думаете, можно ожидать массового оттока мастеров из парикмахерских, салонов в надомники?
— Думаю, вначале такая волна будет. Не знаю, что произойдет впоследствии, но в первое время — да, будет «бесшабашная радость». Воспримут это так: можно зарабатывать, не выходя из дома, одной рукой борщ помешивать, второй стричь, делать маникюр или педикюр. Утрирую, конечно.
— Можно ли сравнивать ситуацию с выводом из тени гаражных автомастеров пару лет назад?
— Безусловно, нет. Этот Указ, наоборот, дает возможность в «гараже», если уж коснулись «гаражных автомастеров», оказывать услуги нашему, в большинстве своем экономящему на своем здоровье и качестве услуги, потребителю.
Виктория Василевич, директор Ассоциации «Содружество организаций индустрии красоты»:
— Виктория Александровна, по вашему мнению, принятие Указа — позитивное или негативное событие для рынка?
— Для разных субъектов рынка — по-разному. С одной стороны, он позволяет расправить крылья достаточно большому количеству людей, но с другой ставит в неравные условия с физлицами тех, кто оказывает услуги в статусе юрлица или ИП.
Что касается позитива, то, безусловно, Указ дает замечательную возможность физическим лицам зарабатывать деньги. Если опустить нюансы, человек просто заявляет о своем намерении работать, к примеру, парикмахером, платит установленную сумму — и не волнуется дальше, к примеру, о бухгалтерии.
Хотя, даже в этой «бочке меда» есть вероятность дегтя — в нашем государстве действует такая практика: вначале раскрепощают, дают возможности, а потом «закручивают гайки». Я практически на 100 % уверена, что так может произойти и в этот раз. Через некоторое время наверняка предложат ввести дополнительные налоги, платежи для таких физлиц, например, вспомнят про необходимость уплаты пенсионных взносов и т. д. И, возможно, какое-никакое оформление книг-отчетов.
Теперь посмотрим с другой стороны. Как я уже отмечала, юрлица и предприниматели в сравнении с физлицами оказываются в несправедливых условиях. Налоги, арендная плата, коммунальные платежи и т. д. автоматически включены в себестоимость услуг, то есть рентабельность услуг удобных парикмахерских и уютных салонов значительно ниже, чем тех, кто сейчас получает легальное право работать на дому.
Кроме того, Указ дает огромный стимул мастерам, работающим сейчас по найму в салонах, парикмахерских, уйти с основной работы и работать как физлицо, только на самого себя. И получать за ту же работу в итоге больше денег. Это существенно повышает риск владельцев салонов остаться без квалифицированных работников — без тех, в профессиональное мастерство которых этими салонами уже вложены большие средства.
Сопоставление, очевидно, выявляет ослабление позиций салонов и парикмахерских в пользу самозанятых мастеров-физлиц.
Сравним теперь немаловажные параметры качества и безопасности услуг, которые оказываются там и там. Салоны уже привычно стерилизуют инструмент, «генералят» серьезные уборки, создают комфортную обстановку, постоянно повышают уровень профессионализма мастеров, проводят тренинги для персонала, обеспечивают его регулярный медосмотр... В первую очередь безопасность, за ней комфортность и качество услуг в салоне и на дому — разве могут они быть идентичными, особенно с учетом менталитета: «не требуют/не проверяют, так а мне зачем это надо?» Есть, конечно, небольшая горстка ответственных мастеров-индивидуалов, но в большей части, конечно, эти параметры значительно разнятся.
Если на весы справедливости поместить все эти «гирьки», то Указ — не в пользу салонов. Не в пользу современного высокого уровня комфорта, качества и безопасности услуг, достижимого — как показывает вся мировая практика — только в салонах и парикмахерских.
Худшее развитие событий: салоны и парикмахерские начнут массово закрываться, поскольку люди будут уходить в «самозанятость». Будут массово закрывать свои ИП предприниматели. В ассоциацию уже поступают такие звонки: зачем платить налоги и штрафы, вести бесконечные книги учета, если можно заплатить фиксированную сумму и жить спокойно?
Лучший вариант: салонам и парикмахерским предоставляются равные с физлицами условия хозяйствования.
— Вы говорили, что можно в дальнейшем ждать, что потом может произойти «закручивание гаек». Сравнимо ли это с недавней ситуацией, когда из тени вывели гаражных мастеров, собрали о них, таким образом, информацию… и ужесточили требования?
— Мне кажется, что прямую параллель с ситуацией двухгодичной давности все же проводить не стоит. Сейчас больше в фокусе самозанятость, чем выход из тени. Те, кто работал на квартирах, я думаю, так и будут продолжать, для них ничего не изменится. Изменится ситуация для тех, кто пока не мог найти для себя нишу, не желая нарушать действующее законодательство, работая нелегально. Указ просто разрешает людям работать на себя без сопутствующих любому бизнесу в нашей стране сложностей и рисков, тем самым повышая свое благосостояние.
Для верного ответа на ваш вопрос нужно подождать подписания Президентом и вступления в силу Декрета о развитии предпринимательства, после чего ведомства начнут вносить коррективы в законодательство. И тогда можно будет вернуться к этому разговору.
А вот в том, что касается качества и безопасности услуг в новых условиях конкурирования, в ближайшее время наша ассоциация проведет круглый стол с владельцами красивого бизнеса, на котором поставит этот вопрос и разработает дорожную карту защиты нашего рынка услуг красоты от неизбежного сваливания в бездну отсутствия стандартов.
Людмила Петроченко, владелец и директор центров красоты и здоровья «Молодость» и «Улыбка», Орша:
— Указ лишил почвы под ногами руководителей бизнеса. Мастера приняли его как призыв к действию: работать дома. Они и так подрабатывали на дому, а сейчас посчитали, что можно это делать с еще большей силой.
Руководители вкладывали деньги в бизнес, делали салоны уютными, услуги безопасными, учили мастеров — и теперь попадают в неравные условия с субъектами Указа, физлицами. Так, налог, который будут оплачивать последние, составляет всего десятую часть от того, что они заработают с одного клиента, принимаемого на дому. А кто же будет платить в Фонд социальной защиты населения, кто будет платить пенсии нашим пенсионерам, и как эти же «домушники» будут встречать свою старость?
Возвращаясь к теме салонов — для нас это удар, от которого оправиться будет сложно.
Очень бы хотелось, чтобы наши клиенты четко понимали свои риски, когда они обслуживаются не в салоне, где соблюдаются гигиенические нормы, где есть все необходимые сертификаты, где оборудованы рабочие места, а на той же кухне. И мы уже серьезно вкладывались и вкладываемся в такое просвещение. Но этот документ отбрасывает нас назад.
Ольга Шклянник, директор сети салонов красоты премиум-класса ITEIRA:
— Если рассматривать интересы государства, маловероятно, что данное нововведение приведет к значимому росту налоговых поступлений.
А салонам причины паниковать не вижу никакой. С каждым днем клиент становится все более требовательным, осведомленным, ему необходим другой уровень сервиса.
Признаюсь, я встречала рабочие места надомников, оборудованные по высшему разряду, даже некоторые салоны могли бы позавидовать. Но разве надомник способен предоставить такой ассортимент услуг, как современный салон красоты? И разве он может себе позволить наличие дома широчайшего спектра рабочего материала и инструмента, чтобы оптимально удовлетворить запрос современного клиента?
Чаще он ограничивается узкой линейкой расходников, так как обратное ведет за собой трату целого состояния.
Также именно салон дарит клиенту чувство защищенности. Это и гарантийные обязательства, которые салон несет перед клиентом за оказанные услуги. Это и документальное доказательство оригинальности происхождения материалов. Это соблюдение санитарных правил и норм, стерилизационная обработка инструментов, медицинская аттестация мастера. Сомневаюсь, что мастера-надомники озабочены такими важными аспектами.
А если учесть, что клиент в XXI веке желает получить как можно больше услуг за минимальное время, салон снова в приоритете, имея возможность обслуживания в четыре, шесть, восемь рук…
Если вы, как управляющий салоном, знаете свои козыри и умело используете их в работе с клиентом, никакой указ вам не страшен.
Каждый — и мастер-надомник, и салон — будет иметь своего клиента и всем работы хватит.
Как правило, надомники обслуживают клиента по демпинговым ценам, подчас дискредитируя профессию. Вот, что печально.
Также правильность самого технологического процесса обслуживания и технику безопасности никто не отменял.
Конечно, клиент вправе выбирать. И если выбор пал не на салон, кроме стоимости надомной услуги поинтересуйтесь у мастера про способ стерилизации его инструмента, обратите внимание на условия хранения косметического материала, на дезинфекцию рабочего места и прочее. Красота должна быть безопасной!
Иван Денисевич, учредитель «Галереи красоты «Эвелина», Солигорск:
— С этим Указом ничего не поменяется. Многие мастера, попробовав хлеб надомника, возвращаются в салоны. Мужьям не нравится устроенный дома проходной двор. Клиентам — бегающие вокруг, плачущие, кричащие дети.
Я честно скажу: никогда в надомниках не видел угрозы конкуренции. Ни по качеству оказания услуг, ни по цене. Сейчас доходит до смешного: зачастую услуги надомников — дороже салонных. У мастеров вырастает корона. Ради бога.
Пускай мастера вспомнят, как пару лет назад сказали, что в гаражах можно открывать СТО. И как их потом взяли на карандаш. Я считаю, и этот закон для того же. Ты предоставишь данные о себе — и с тебя уже не слезут. Мастера видят только вершину айсберга. Нормы у нас в стране очень жесткие.
Чего ждать салонному бизнесу?
Все же, по мнению редакции, «апокалипсиса» на рынке красивых услуг с принятием Указа ожидать не стоит. Большинство мастеров все же не уйдет на дом. Это сделают те, кто и так поглядывал на дверь. И многие из них, попробовав «вольного хлеба», вернутся в салоны. Не для всех такой формат окажется удобным.
Как и прежде, нужно лишь переждать «лихие» времена, пока все снова не вернется на круги своя. Причем пережидать нужно не пассивно — любую эпоху перемен стоит использовать как мотив для самомобилизации, повод стать эффективнее и, как результат, успешнее.