Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров

Текст — Татьяна Пирогова, организатор и спикер форума, бизнес-тренер в индустрии красоты и сфере здравоохранения

Фото — Николай Митюшин, Валерий Быков

 

26 сентября в Минске прошел специальный форум «Кризис в индустрии красоты: поиск оптимальных решений». Собрало мероприятие порядка 60 владельцев и директоров салонов красоты со всей Беларуси — тех, кто не готов сидеть и ждать, когда ситуация станет совершенно невыносимой, тех, кто понимает, что любая остановка в развитии — это откат назад и неминуемый уход с рынка. Участвовали в мероприятии и представители органов власти, готовые к диалогу и заинтересованные в том, чтобы салонный бизнес был здоровым и успешно развивался.

Ситуация в индустрии красоты становится все более сложной. Ее анализом и был открыт форум. Если вкратце, то дело, по моему мнению, обстоит следующим образом.

Татьяна Пирогова, бизнес-тренер в индустрии красоты и сфере здравоохранения, директор образовательно-консалтинговой компании «Риард»

Прежде всего, рынок испорчен. Испорчен самими директорами, — возможно, прекрасными парикмахерами, мастерами по маникюру и косметиками, но абсолютно некомпетентными в управленческом плане людьми. Любой бизнес требует постоянного повышения квалификации — как руководителя и собственника: пополнения знаний в экономике предприятия, маркетинге, менеджменте, психологии управления. Но это, по мнению подавляющего большинства руководителей, работающих в «красивом бизнесе», лишнее. В итоге около 90 % директоров по уровню своей управленческой компетентности годами находятся в «первом классе начальной школы» — все 5-10-15-20 лет. Грубо? Да. Это люди, постоянно стонущие, жалующиеся (на мастеров, домушников, самозанятых, коллег, законодательство, погоду, отпускной сезон, кризис, поставщиков, санстанцию и так далее), но палец о палец не ударившие, чтобы — хотя бы — разобраться в происходящем и немного подрасти в качестве управленца.

Кроме того, салонный бизнес всегда считался легким, женским, вполне подходящим в качестве подарка близкому — часто совершенно неспособному к предпринимательской деятельности и даже к обучению — человеку. Но «легких» бизнесов не бывает. Если это бизнес, то независимо от того, сколько людей он объединяет под своей крышей — 5 или 155, — он устроен и работает по определенным правилам, игнорировать которые слишком дорого.

Какие последствия имела и имеет управленческая некомпетентность?

Во-первых, руководители ее не замечают. Есть такой эффект — Да́ннинга-Крю́гера,— смысл которого заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень управленческой компетентности, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей компетентности. Еще раз: речь не о квалификации руководителя как мастера.

Во-вторых, из года в год мастера, пользуясь тотальной безграмотностью своих боссов, отжимали все больший процент (речь об оплате труда), требуя в свой карман 30, 40, 50, а иногда и по 60-70 % от выручки. И директора, совершенно не понимая, какое разрушительное действие оказывает подобная система «мотивации», состоящая только из переменной части в виде процента, соревновались (!) в выполнении этого требования мастеров… Некоторые, к слову, соревнуются до сих пор. Итог такой: разыгравшийся аппетит и отсутствие рисков работы на дому толкали многих специалистов к уходу на квартиры, усиливая кадровый голод и еще больше «задирая» процент в пользу оставшихся работать в салонах.

По-белому в таких условиях работать стало невозможным. Очень простые расчеты привел на форуме Алексей Добрусев, бизнес-консультант, владелец и директор минской парикмахерской.

 

Алексей Добрусев, бизнес-консультант

Платить 40 % от выручки мастеру — медленная смерть бизнесу, а 50 % и более — очень быстрая… Тем, кто готов посмотреть правде в глаза, Алексей предложил заполнить очень простую таблицу (ячейки, выделенные зеленым, заполнять не нужно).

Таблица, позволяющая оценить текущее финансовое состояние салона

Поправима ли данная ситуация? Да. Но предстоит много работы. Первое: пришло время самим закатать рукава и разгребать авгиевы конюшни (готовить списки нелегалов-домушников и салонов-нарушителей и передавать их в налоговые органы; об этом ниже). Второе: пора уходить от оплаты труда в виде процента. Это нелегкая задача, но посильная. С ней мы разбираемся на бизнес-семинаре «Мотивация салонного персонала: мифы, рифы, решения и система KPI».

Тамара Королева, директор Ассоциации прикладной эстетики и спа (aasa.by), рассказала о том, что происходит с околомедицинскими направлениями салонного бизнеса: как легально установить в салоне солярий, инфракрасную сауну, кедровую бочку, заниматься лазерной эпиляцией, массажем и аппаратными методиками. Кстати, взнос для вступления в ассоциацию в 2019 году — всего 120 рублей (в год).

 

Тамара Королева, директор Ассоциации прикладной эстетики и спа

Ольга Радецкая, бизнес-тренер по визуальным коммуникациям, имидж-дизайнер, поведала аудитории интересную историю про архетипы руководителей и мастеров, которые абсолютно несовместимы в одном бизнесе, а также о том, почему важно, чтобы внешнее оформление образа руководителя соответствовало его внутреннему состоянию J.

 

Ольга Радецкая, бизнес-тренер по визуальным коммуникациям, имидж-дизайнер

Владимир Несмашный, юрист, аналитик, основатель группы бизнес-консультантов Alliance Group, ведущий программ «Закон по полкам» и «Деловой разговор», подробно рассмотрел проблемные аспекты наличия в индустрии красоты легально работающих самозанятых и нелегально трудящихся по квартирам домушников, а также предложил шаги, которые срочно должны проделать участники форума для наведения порядка в своем бизнесе и в отрасли. Кроме того, Владимир рассказал о правовых последствиях работы салонов красоты с самозанятыми и подрядчиками, а также о правомерности существования бьюти-коворкингов.

 

Владимир Несмашный, юрист, аналитик, основатель группы бизнес-консультантов Alliance Group

Лидия Голуб, маркетолог, эксперт-практик по веб-разработке и продвижению, руководитель агентства EQ digital (holub.by), освещала вопросы создания бренда, способного помочь привлекать и удерживать талантливых сотрудников. Проблема дефицита кадров решается не только и не столько деньгами, сколько правильной маркетинговой стратегией салонного бизнеса.

 

Лидия Голуб, маркетолог, эксперт-практик по веб-разработке и продвижению, руководитель агентства EQ digital

Елена Дубовик, психолог, директор «Центра успешных отношений» (psycenter.by), рассказала аудитории о том, как деструктивные установки и убеждения, сформированные в детстве и превратившиеся в 5-7 лет в жизненные сценарии, мешают и бизнесу, и человеку.

 

Елена Дубовик, психолог, директор «Центра успешных отношений»

Екатерина Захарьева, врач-психиатр, психотерапевт (тренинг.бел) показала как реализуется в нашей жизни и работе треугольник Карпмана, превращая нас то в спасателя, то в жертву, то в преследователя.

 

Екатерина Захарьева, врач-психиатр, психотерапевт

На горячую дискуссионную панель для обсуждения темы «Как работать салонному бизнесу в сложившихся условиях?» прибыли представители органов власти, небезраличные к проблемам бизнеса и готовые помочь найти выход из сложившейся в отрасли непростой ситуации.

 

Благодарим за участие:

  • заместителя директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Красовского Дмитрия Анатольевича и заместителя начальника управления по совершенствованию деловой среды Хомченко Валерия Владимировича, не только внимательно выслушавших участников форума, но и предложивших наиболее эффективные алгоритмы взаимодействия с госорганами по различным проблемам бизнеса;
  • Дыленок Екатерину Ивановну, начальника управления оперативных мероприятий инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Минску и Иванькову Татьяну Александровну, главного государственного налогового инспектора управления налогообложения физических лиц, разъяснивших причины появления в индустрии красоты самозанятых и особенности налогообложения их доходов при сотрудничестве с салонами красоты, и — очень важно — предложивших четкую схему взаимодействия бизнеса и налоговых органов в отношении наведения порядка с нелегалами-домушниками. Салонам красоты достаточно предоставить следующие сведения о потенциальном нарушителе в свою ИМНС: ФИО, местонахождение предполагаемого нелегала (желательно), ссылки на соцсети (с портфолио работ). Этого, во многих случаях, достаточно для того, чтобы нарушитель вышел из тени и превратился, как минимум, в самозанятого. Если нелегал не захочет добровольно заплатить единый налог, то заплатит его в пятикратном размере. К слову, в ближайшее время на сайте налоговых органов появится регулярно обновляемый реестр самозанятых;
  • Горбацевича Юрия Мечиславовича, начальника управления организации и мотивации труда Министерства труда и социальной защиты, рассказавшего о готовящихся новациях в отношении индивидуальной (!) сертификации мастеров. Эта идея обсуждается в отрасли не менее 10 лет и бизнес позитивно воспринял информацию о том, что его ждут такие перемены;
  • Климченко Владимира Александровича, начальника управления методологии сбора платежей и профессионального пенсионного страхования Фонда социальной защиты населения, озадачившего многих руководителей тем, что при сотрудничестве с самозанятым по договорам возмездного оказания услуг заказчик не должен забывать об уплате не только подоходного налога с сумм его вознаграждений, но и отчислений в ФСЗН. Кроме того, если работники салона получают менее минимальной заработной платы, то стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, им придется нарабатывать намного дольше, чем тем, кто имеет установленную законом минималку (и неважно, что мастер работает, к примеру, на 0,25 ставки). Пример: если мастер оформлен на 0,1 ставки и ему начисляется за месяц рублей 100, то 3 года его работы, по факту, учитываются при расчете трудового стажа как один;
  • Ревтович Екатерину Александровну, врача-гигиениста Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, и Журову Юлию Сергеевну, заведующую отделением коммунальной гигиены Санитарно-эпидемиологической службы города Минска, еще раз объяснивших, почему на самозанятых не распространяются санитарно-гигиенические нормы, обязательные для исполнения юрлицами и ИП, а также еще раз подтвердивших необходимость наличия в салоне программы производственного контроля;
  • Войтюк Юлию Евгеньевну, ведущего специалиста ГУПР Мингорисполкома, многие годы оказывающего серьезную поддержку салонному бизнесу города Минска.

Также благодарим за участие в форуме директора Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского (bspn.by) Тарасевич Жанну Казимировну, очень четко подводившую черту под всеми обсуждениями и определявшую конкретные действия салонов красоты в отношении всех обсуждаемых проблем.

Как итог, следующим шагом индустрии должна стать целенаправленная организованная работа по наведению порядка на рынке, начать которую бизнесу не помешает с себя.