Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Автор: Марина Караман
 
Любая сфера услуг стремится охватить как можно больший круг клиентов. Клиенты парикмахерских и салонов красоты — это человеческое общество, а общество — это мужчины, женщины и, конечно же, дети. 
Сегодня малыши получили не только Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» — на них работают отдельные сегменты легкой и пищевой промышленности, фармацевтики, масштабная индустрия развлечений и сферы услуг. Но кое- чего в белорусском детском мире, на наш взгляд, недостает: детские парикмахерские в Беларуси весьма редкое явление — в Минске их всего две. Как выглядит этот бизнес изнутри, рассказали «Индустрии красоты» его владельцы.
 
Оксана Русак, учредитель и директор детской парикмахерской «Кот Матроскин»
 
Оксана, почему именно детская парикмахерская и как все начиналось?
— Я давно работаю в индустрии кра­соты, раньше была мастером, но всег­да хотела иметь что-то свое. Для меня парикмахерский бизнес — это твор­чество, и свое заведение вот такого типа я рассматривала как необычный творческий проект. То, как должна выглядеть детская парикмахерская, я для себя определила, рассматривая примеры западных коллег. К оснаще­нию самого помещения я тоже стара­лась подойти творчески.

Мы отказались от стандартного ан­туража, наняли художника, который расписал нам стены и стекла. Вместо кресел мы купили детские машины, и их нам по индивидуальному заказу переоборудовали в кресла для детей. Мы сделали именно то, что хотели, не ограничивая себя вариантами, пред­ставленными в каталогах парикма­херского оборудования.

Открывались мы как детская парик­махерская, но, поработав пару меся­цев, поняли, что нужно подключать услугу для взрослых, потому что столкнулись с ситуацией, когда ро­дители хотели бы сэкономить время и постричься или сделать маникюр одновременно с детьми.

— В любом салоне красоты для взрослых существует понятие по­тока клиентов. Насколько интен­сивный он у вас и по какой схеме вы его формируете?

— Поток клиентов мы формируем че­рез запись. И по-другому мы не рабо­таем. Должно быть в запасе достаточ­но времени, чтобы ребенка раздеть и дать ему возможность привыкнуть к обстановке. Нужно еще учитывать, что взрослый посещает парикмахер­скую один, а к нам приходит ребенок, мама, папа, бабушки и дедушки. Это не столько стрижка, сколько аттрак­цион: ребенок в центре внимания, его снимают на камеру, он смотрит мультики, общается, и вся его семья рядом. Площадь помещения ограни­чена, народу одновременно в нем на­ходится много, поэтому мы установи­ли только два кресла. Ставить больше нет смысла, малыши со своими семья­ми просто не поместятся в зале.

— Не страшно ли было, что не ока­жется клиентов, что парикмахер­ская не будет приносить доход? Оправдались ли ожидания?

— Было страшно, но я знала, на что шла. Я не ставила на большие деньги и из­начально относилась к детской парик­махерской как к социальному проекту. И она оправдывает все мои ожидания — проект очень интересный, живой, но со­вершенно очевидно, что экономически выгоднее иметь парикмахерскую для взрослых. Больших денег в детской па­рикмахерской не заработаешь. Это не то место, где можно за красивыми словами и дорогими брендами спрятать разду­тую пустоту и на выходе снять с клиен­та крупную сумму. Наша услуга — это чистый продукт, мы зарабатываем толь­ко на стрижках. Мы не продаем косме­тику, более того, мы ее даже не закупа­ем — если мамочки красят у нас волосы, то только своими препаратами. Я вло­жила в парикмахерскую много сил и средств и то, чего я ждала от этих вло­жений, я получаю — работу для души. Со временем такой бизнес может стать выгодным, но сейчас это все же просто творческий проект, который себя оку­пает и приносит небольшую прибыль.

— Какие цены сейчас на детскую стрижку?

— Детская стрижка стоит до 95 тысяч белорусских рублей. Вообще, цена — это особый разговор. Родителям наших клиентов сложно угодить в цене, мно­гие считают ее завышенной. Но совер­шенно не задумываются, за что платят.

Начнем с того, что во многих салонах для взрослых браться за детей просто не хотят. А если и берутся, то в угоду со­стоятельной маме, и ухаживают за ре­бенком неумело и с негативными эмо­циями. У нас все происходит с улыбкой. Оснащение совершенно другое, развле­чения в процессе стрижки. Кроме того, надо платить мастерам, работа тяже­лая, дети разные, под каждого прихо­дится подстраиваться, мастера долж­ны быть мотивированы и в моих инте­ресах достойно оплачивать труд этих людей. Дорого обходится аренда по­мещения. Приходится балансировать: заломаю цену — отпугну посетителей, занижу — обделю мастеров. Недоволь­ные клиенты любят писать замечания типа «Дерете деньги и наживаетесь на детях». Объяснять им, что если мы снизим цену, то родители начнут нажи­ваться на нас, бессмысленно. Причем, что удивительно, ходят к нам люди со средним и высоким доходами и среди них попадаются недовольные ценой стрижки, которую они делают ребенку раз в полгода. Хотя большинство все же удовлетворены нашей работой, ездят с разных концов города и ценят само су­ществование такой услуги для детей.

— Детский парикмахер — это чело­век с каким-то особенным образо­ванием? Или им может стать любой желающий?

— Нет, никакой особенной подго­товки у наших мастеров нет. Просто у каждой из них есть дети, лично­го опыта достаточно, чтобы ладить с маленькими клиентами. Пробова­ли взять на работу мастера-мальчи­ка, но у него работать не получилось. Терпение нужно, а терпение к детям есть только у людей, которые растят своих детей. Ведь во время стрижки ребенок не просто крутится, иногда мастер вынужден ходить по салону за ребенком и стричь его прямо на ходу.

— Заработок мастеров выше или ни­же, чем в салоне красоты для взрос­лых? Есть ли сложности с кадрами?

— Однозначно выше. У нас тяжело работать. Ребенок не может сидеть, как взрослый, он капризничает, кру­тит головой, иногда кричит и не дает к себе прикасаться, родители просят постричь несмотря ни на что, и тогда они ребенка держат, а парикмахер бы­стренько стрижет. Вы представляете, что это за работа? Все мои девочки — опытные мастера, у них за плечами са­лоны высокого уровня и многолетний опыт, они в любом салоне будут вос­требованы. Такая необычная тяжелая работа должна быть компенсирована хорошим заработком, поэтому, конеч­но, я делаю все, чтобы моих мастеров устраивали условия труда. И отсут­ствие текучки кадров говорит мне о том, что я все делаю правильно. За все время существования парикмахер­ской от нас ушла только одна девочка и то — в связи с переездом на новое место жительства. У нас четыре масте­ра, по два на смену. Мне вообще очень нравится наш коллектив, у нас нет конкуренции, никто не делит клиен­тов, всегда спокойная обстановка, мы во всем советуемся друг с другом, все вместе решаем, как скомпоновать сме­ны, идем друг другу на встречу и нам комфортно вместе работать. Если мне надо уехать, я всегда спокойна и увере­на, что в мое отсутствие на работе все будет в порядке. Мне есть с чем срав­нивать, я параллельно руковожу па­рикмахерской для взрослых.

— Как вы рекламировали свою па­рикмахерскую, когда о вас еще ни­кто не знал? Реклама на каких ин­формационных площадках дала наибольший эффект?

— Самый действенный метод распро­странить о себе информацию — это интернет. Мы пробовали многое — флаера раздавали, оставляли рекламу на родительских форумах, участвова­ли в детских праздниках в развлека­тельных центрах, но когда я провела анкетирование, оказалось что почти 100 % клиентов узнали о нас из по­исковых систем —«Яндекса», Google и др. Из 200 опрошенных посетите­лей ни один не назвал сайта, где мы целенаправленно размещали о себе информацию, потому я решила при­остановить все рекламные проекты.

— Почему вы решили открыть именно детскую парикмахерскую? Какие особенности и отличия от па­рикмахерской для взрослых можете отметить? Клиенты, кадры, спрос?

— Эту парикмахерскую я изначально задумывала как детскую, потому что в детстве мне не хватало сказки, мне хоте­лось, чтобы было место, куда дети при­дут и получат услугу, как взрослые, но в волшебной обстановке. У меня даже желания открыть салон для взрослых никогда не возникало, и скажу, почему: очень тяжело найти хороших масте­ров, а если ты знаешь, как услуга должна быть оказана, то уже не смиришься с низким качеством работы. Мне хоте­лось, чтобы то, чем я занимаюсь, было необычным. Так и вышло. Прибыльным это дело не назовешь, такая работа — исключительно для души. У человека, который открывает детскую парикма­херскую, обязательно должен быть ос­новной источник дохода.

Конкуренции в этом бизнесе нет со­всем — не только по городу, но и по всей республике. К нам приезжают из всех районов Минска и из других го­родов, есть постоянные клиенты из Лиды, Слуцка, Слонима. Люди едут в Минск по своим делам и не упуска­ют возможности привезти ребенка на стрижку. Текучки кадров тоже нет. За все время существования парикмахер­ской ушли только два мастера — од­на в декретный отпуск, другая уехала работать за границу. У меня трудятся опытные мастера, уже три года они в моей парикмахерской — с детками, а до этого у каждой — около 7 лет ра­боты в салонах для взрослых. Я стара­юсь достойно оплачивать их работу и рада, что их все устраивает. Сложности возникают только с администратора­ми. Вот они меняются, у нас ведь по­стоянный шум-гам, как в детском са­дике, и на администраторе лежит обя­занность развлекать деток, постоян­но быть на подхвате у мастера. На эту должность стараемся брать женщин пенсионного возраста, у многих из них давно есть внуки, и они, как все бабушки, терпимы к детям, ласковы с ними. Обслуживаем не только деток, но и их мам, весь перечень парикма­херских услуг для взрослых у нас есть. Это очень важно для наших женщин: они имеют возможность привести се­бя в порядок, пока в соседней комнате ребенком занимается администратор.

— Взрослые клиенты часто недо­вольны работой парикмахерских, книги жалоб испещрены письмен­ными роптаниями. Проявляют ли недовольство ваши посетители?

— Клиенты бывают недовольны только одним — ценой. К качеству ра­боты еще никто претензий не предъ­являл. Но и недовольных стоимо­стью не так много. Родители видят, как тяжело работать с ребенком. Це­на стрижки — до 90 тысяч, в то вре­мя как в салоне для взрослых ребенка постригут за 150 тысяч. Менталитет у наших людей меняется, это видно по отношению матерей из разных воз­растных групп. Молоденькие мамы ведут детей к нам, мамы постарше — во взрослые парикмахерские и все­рьез думают, что специализированная детская парикмахерская — это обяза­тельно высокий ценник.

— Входит ли в ваши планы сделать свой бизнес не только приятным, но и прибыльным? И как это мож­но сделать?

— Чтобы этот бизнес стал прибыль­ным, нужно его расширить и оказы­вать не только парикмахерские услу­ги. Идей масса, хочется открыть сеть детских комнат, куда можно приве­сти ребенка на час-два — это будет востребовано, потому что регуляр­но заходят мамы и спрашивают, нет ли у нас услуги почасового присмо­тра за детьми. Воплощение всех пла­нов упирается в деньги, поэтому по­ка надо немного подождать, все еще впереди.

Итак, эксклюзивный интерьер, оборудование и ква­лифицированные мастера — тот минимум, кото­рый необходим для открытия детской парикмахер­ской, хотя фактически это хобби, которое требует серьезных финансовых вложений.

Проблема «прыгающих» из салона в салон мастеров для детских парикмахерских не актуальна. В то вре­мя как салоны красоты просто стонут от нехватки квалифицированных кадров и бешенной текучки, ру­ководителей детских парикмахерских как будто во­обще не касается этот вопрос. Любопытно, в чем де­ло? В том, что заработок мастеров детских парик­махерских выше, чем в обычных салонах, или в том, что мастеров крепко цепляет энергетика исключи­тельности?

Будем надеяться, что со временем услуга наберет популярность и начнет приносить владельцам дет­ских парикмахерских не только радость, но и ощути­мый доход.

Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №1(4) 2014