Мы отказались от стандартного антуража, наняли художника, который расписал нам стены и стекла. Вместо кресел мы купили детские машины, и их нам по индивидуальному заказу переоборудовали в кресла для детей. Мы сделали именно то, что хотели, не ограничивая себя вариантами, представленными в каталогах парикмахерского оборудования.
Открывались мы как детская парикмахерская, но, поработав пару месяцев, поняли, что нужно подключать услугу для взрослых, потому что столкнулись с ситуацией, когда родители хотели бы сэкономить время и постричься или сделать маникюр одновременно с детьми.
— В любом салоне красоты для взрослых существует понятие потока клиентов. Насколько интенсивный он у вас и по какой схеме вы его формируете?
— Поток клиентов мы формируем через запись. И по-другому мы не работаем. Должно быть в запасе достаточно времени, чтобы ребенка раздеть и дать ему возможность привыкнуть к обстановке. Нужно еще учитывать, что взрослый посещает парикмахерскую один, а к нам приходит ребенок, мама, папа, бабушки и дедушки. Это не столько стрижка, сколько аттракцион: ребенок в центре внимания, его снимают на камеру, он смотрит мультики, общается, и вся его семья рядом. Площадь помещения ограничена, народу одновременно в нем находится много, поэтому мы установили только два кресла. Ставить больше нет смысла, малыши со своими семьями просто не поместятся в зале.
— Не страшно ли было, что не окажется клиентов, что парикмахерская не будет приносить доход? Оправдались ли ожидания?
— Было страшно, но я знала, на что шла. Я не ставила на большие деньги и изначально относилась к детской парикмахерской как к социальному проекту. И она оправдывает все мои ожидания — проект очень интересный, живой, но совершенно очевидно, что экономически выгоднее иметь парикмахерскую для взрослых. Больших денег в детской парикмахерской не заработаешь. Это не то место, где можно за красивыми словами и дорогими брендами спрятать раздутую пустоту и на выходе снять с клиента крупную сумму. Наша услуга — это чистый продукт, мы зарабатываем только на стрижках. Мы не продаем косметику, более того, мы ее даже не закупаем — если мамочки красят у нас волосы, то только своими препаратами. Я вложила в парикмахерскую много сил и средств и то, чего я ждала от этих вложений, я получаю — работу для души. Со временем такой бизнес может стать выгодным, но сейчас это все же просто творческий проект, который себя окупает и приносит небольшую прибыль.
— Какие цены сейчас на детскую стрижку?
— Детская стрижка стоит до 95 тысяч белорусских рублей. Вообще, цена — это особый разговор. Родителям наших клиентов сложно угодить в цене, многие считают ее завышенной. Но совершенно не задумываются, за что платят.
Начнем с того, что во многих салонах для взрослых браться за детей просто не хотят. А если и берутся, то в угоду состоятельной маме, и ухаживают за ребенком неумело и с негативными эмоциями. У нас все происходит с улыбкой. Оснащение совершенно другое, развлечения в процессе стрижки. Кроме того, надо платить мастерам, работа тяжелая, дети разные, под каждого приходится подстраиваться, мастера должны быть мотивированы и в моих интересах достойно оплачивать труд этих людей. Дорого обходится аренда помещения. Приходится балансировать: заломаю цену — отпугну посетителей, занижу — обделю мастеров. Недовольные клиенты любят писать замечания типа «Дерете деньги и наживаетесь на детях». Объяснять им, что если мы снизим цену, то родители начнут наживаться на нас, бессмысленно. Причем, что удивительно, ходят к нам люди со средним и высоким доходами и среди них попадаются недовольные ценой стрижки, которую они делают ребенку раз в полгода. Хотя большинство все же удовлетворены нашей работой, ездят с разных концов города и ценят само существование такой услуги для детей.
— Детский парикмахер — это человек с каким-то особенным образованием? Или им может стать любой желающий?
— Нет, никакой особенной подготовки у наших мастеров нет. Просто у каждой из них есть дети, личного опыта достаточно, чтобы ладить с маленькими клиентами. Пробовали взять на работу мастера-мальчика, но у него работать не получилось. Терпение нужно, а терпение к детям есть только у людей, которые растят своих детей. Ведь во время стрижки ребенок не просто крутится, иногда мастер вынужден ходить по салону за ребенком и стричь его прямо на ходу.
— Заработок мастеров выше или ниже, чем в салоне красоты для взрослых? Есть ли сложности с кадрами?
— Однозначно выше. У нас тяжело работать. Ребенок не может сидеть, как взрослый, он капризничает, крутит головой, иногда кричит и не дает к себе прикасаться, родители просят постричь несмотря ни на что, и тогда они ребенка держат, а парикмахер быстренько стрижет. Вы представляете, что это за работа? Все мои девочки — опытные мастера, у них за плечами салоны высокого уровня и многолетний опыт, они в любом салоне будут востребованы. Такая необычная тяжелая работа должна быть компенсирована хорошим заработком, поэтому, конечно, я делаю все, чтобы моих мастеров устраивали условия труда. И отсутствие текучки кадров говорит мне о том, что я все делаю правильно. За все время существования парикмахерской от нас ушла только одна девочка и то — в связи с переездом на новое место жительства. У нас четыре мастера, по два на смену. Мне вообще очень нравится наш коллектив, у нас нет конкуренции, никто не делит клиентов, всегда спокойная обстановка, мы во всем советуемся друг с другом, все вместе решаем, как скомпоновать смены, идем друг другу на встречу и нам комфортно вместе работать. Если мне надо уехать, я всегда спокойна и уверена, что в мое отсутствие на работе все будет в порядке. Мне есть с чем сравнивать, я параллельно руковожу парикмахерской для взрослых.
— Как вы рекламировали свою парикмахерскую, когда о вас еще никто не знал? Реклама на каких информационных площадках дала наибольший эффект?
— Самый действенный метод распространить о себе информацию — это интернет. Мы пробовали многое — флаера раздавали, оставляли рекламу на родительских форумах, участвовали в детских праздниках в развлекательных центрах, но когда я провела анкетирование, оказалось что почти 100 % клиентов узнали о нас из поисковых систем —«Яндекса», Google и др. Из 200 опрошенных посетителей ни один не назвал сайта, где мы целенаправленно размещали о себе информацию, потому я решила приостановить все рекламные проекты.
— Почему вы решили открыть именно детскую парикмахерскую? Какие особенности и отличия от парикмахерской для взрослых можете отметить? Клиенты, кадры, спрос?
— Эту парикмахерскую я изначально задумывала как детскую, потому что в детстве мне не хватало сказки, мне хотелось, чтобы было место, куда дети придут и получат услугу, как взрослые, но в волшебной обстановке. У меня даже желания открыть салон для взрослых никогда не возникало, и скажу, почему: очень тяжело найти хороших мастеров, а если ты знаешь, как услуга должна быть оказана, то уже не смиришься с низким качеством работы. Мне хотелось, чтобы то, чем я занимаюсь, было необычным. Так и вышло. Прибыльным это дело не назовешь, такая работа — исключительно для души. У человека, который открывает детскую парикмахерскую, обязательно должен быть основной источник дохода.
Конкуренции в этом бизнесе нет совсем — не только по городу, но и по всей республике. К нам приезжают из всех районов Минска и из других городов, есть постоянные клиенты из Лиды, Слуцка, Слонима. Люди едут в Минск по своим делам и не упускают возможности привезти ребенка на стрижку. Текучки кадров тоже нет. За все время существования парикмахерской ушли только два мастера — одна в декретный отпуск, другая уехала работать за границу. У меня трудятся опытные мастера, уже три года они в моей парикмахерской — с детками, а до этого у каждой — около 7 лет работы в салонах для взрослых. Я стараюсь достойно оплачивать их работу и рада, что их все устраивает. Сложности возникают только с администраторами. Вот они меняются, у нас ведь постоянный шум-гам, как в детском садике, и на администраторе лежит обязанность развлекать деток, постоянно быть на подхвате у мастера. На эту должность стараемся брать женщин пенсионного возраста, у многих из них давно есть внуки, и они, как все бабушки, терпимы к детям, ласковы с ними. Обслуживаем не только деток, но и их мам, весь перечень парикмахерских услуг для взрослых у нас есть. Это очень важно для наших женщин: они имеют возможность привести себя в порядок, пока в соседней комнате ребенком занимается администратор.
— Взрослые клиенты часто недовольны работой парикмахерских, книги жалоб испещрены письменными роптаниями. Проявляют ли недовольство ваши посетители?
— Клиенты бывают недовольны только одним — ценой. К качеству работы еще никто претензий не предъявлял. Но и недовольных стоимостью не так много. Родители видят, как тяжело работать с ребенком. Цена стрижки — до 90 тысяч, в то время как в салоне для взрослых ребенка постригут за 150 тысяч. Менталитет у наших людей меняется, это видно по отношению матерей из разных возрастных групп. Молоденькие мамы ведут детей к нам, мамы постарше — во взрослые парикмахерские и всерьез думают, что специализированная детская парикмахерская — это обязательно высокий ценник.
— Входит ли в ваши планы сделать свой бизнес не только приятным, но и прибыльным? И как это можно сделать?
— Чтобы этот бизнес стал прибыльным, нужно его расширить и оказывать не только парикмахерские услуги. Идей масса, хочется открыть сеть детских комнат, куда можно привести ребенка на час-два — это будет востребовано, потому что регулярно заходят мамы и спрашивают, нет ли у нас услуги почасового присмотра за детьми. Воплощение всех планов упирается в деньги, поэтому пока надо немного подождать, все еще впереди.
Итак, эксклюзивный интерьер, оборудование и квалифицированные мастера — тот минимум, который необходим для открытия детской парикмахерской, хотя фактически это хобби, которое требует серьезных финансовых вложений.
Проблема «прыгающих» из салона в салон мастеров для детских парикмахерских не актуальна. В то время как салоны красоты просто стонут от нехватки квалифицированных кадров и бешенной текучки, руководителей детских парикмахерских как будто вообще не касается этот вопрос. Любопытно, в чем дело? В том, что заработок мастеров детских парикмахерских выше, чем в обычных салонах, или в том, что мастеров крепко цепляет энергетика исключительности?
Будем надеяться, что со временем услуга наберет популярность и начнет приносить владельцам детских парикмахерских не только радость, но и ощутимый доход.
Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №1(4) 2014