Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №2(5) 2014
Автор: Марина Караман

 

Любой, кто ввозит на территорию Республики Беларусь косметическую продукцию, должен ее задеклариро­вать и тем самым доказать ее безо­пасность задолго до того, как косме­тика попадет к потребителю.

Алгоритм действий по декларирова­нию косметики заключается в сле­дующем: импортер за свои средства проводит испытания химических и физических свойств образцов това­ра в аккредитованной лаборатории; результаты испытаний подтвержда­ют или отрицают соответствие каче­ства продукта Техническим норма­тивным правовым актам Республики Беларусь (далее — ТНПА). Если в ходе испытаний вопросов к безопасности продукции не возникает, импортер получает на руки протоколы испы­таний, подтверждающие, что товар соответствует требованиям ТНПА. На основании протоколов испыта­ний импортер принимает деклара­цию о соответствии, которую в свою очередь в установленном порядке ре­гистрирует орган по сертификации — в Республике Беларусь это подразде­ления Государственного комитета по стандартизации (Госстандарт).

Существуют разные варианты сер­тификации продукции (9 схем). В частности, можно сертифициро­вать партию товаров, а можно серию. В последнем случае (правда, более до­рогостоящем, нежели первый), к при­меру, есть и такой вариант: при по­следующем импорте продукции, над которой уже проводились испытания и на которую был оформлен прото­кол испытаний, — декларация соот­ветствия принимается без проведе­ния дополнительных исследований. Действие протокола испытаний бес­срочно. Другими словами, получив протокол испытаний шампуня, на­пример, голубого цвета с названием «Шампунь», вы сможете в любых ко­личествах ввозить продукт с таким же названием такого же цвета, и ваш протокол испытаний будет распространяться на каждую новую бутыль этого шампуня.

Вроде оно и хорошо: поставщики име­ют возможность не оплачивать испы­тания каждой партии однотипного товара и месяцами не мучиться с его растаможкой, но доля контрафакт­ной косметики на рынке явно не ма­ла, и мы вынуждены признать: то ли наши законодатели, то ли исполни­тели что-то в этом сегменте импорта и торговли не продумали.

Сегодня свою точку зрения на эту проблему высказал человек, кото­рого мы по праву считаем экспертом в сфере импорта косметической про­дукции на белорусский рынок.

Виктор Мороз, владелец минских салонов Jacques Dessange и KIN Cosmetics, директор СООО «Мисс Вог»:

«Я не хочу, чтобы нашему потребителю возили всё подряд и со всех помоек мира»

— На мой взгляд, огромное количе­ство контрафактной продукции по­ставляется на территорию Республи­ки Беларусь из России и Казахстана. Именно поэтому я за то, чтобы каж­дый предприниматель, контроли­рующие органы и рядовые потреби­тели могли проверить легальность любой парфюмерно-косметиче­ской продукции на своей террито­рии. Конкретнее — нужно обеспе­чить наличие протоколов испыта­ний парфюмерно-косметической продукции в свободном доступе на специальных сайтах. Это необходи­мо для того, чтобы все заинтересо­ванные лица могли ознакомиться с ними в любой стране Таможенного Союза, а в особых случаях — прове­сти сравнительный анализ в аккре­дитованных лабораториях любой из этих стран.

Принять декларацию соответствия товара — дело муторное и затрат­ное. Образцы для проведения лабо­раторных испытаний нужно привез­ти и растаможить по всем правилам. Даже пробная партия косметики — это всегда десятки наименований, на испытания должен попасть каж­дый аромат одного и того же баль­зама, тюбик с каждым из нескольких сотен оттенков косметических кра­сителей, реагентов и еще множества веществ, перечислить которые места не хватит. Это время и деньги — то, чего вечно не хватает. И если у биз­несмена цель — создавать и разви­вать весомый для экономики и имид­жа страны бизнес (а годовой оборот парфюмерно-косметической продук­ции в мире — более 600 миллиардов долларов), а потом поддерживать его на должном уровне, то он потратит эти время и деньги. Если же цель — быстро заработать, а дальше — хоть трава не расти, то человек будет ис­кать обходные пути.

На территории Республики Бела­русь обойти регламент Таможенного Союза практически невозможно, но желающие всегда найдутся, и здесь им на помощь приходят некоторые предприимчивые соседи, с которы­ми мы делим единое экономическое пространство. По законодательству сертифицировать продукцию может любая аккредитованная на такую деятельность лаборатория в любой точ­ке Таможенного Союза. И если в Бе­ларуси сертификация ввозимых то­варов жестко контролируется на всех этапах, то через Российскую Федера­цию можно ввезти что угодно и про­дать это нашим потребителям. В раз­ных городах России зарегистрирова­но несколько организаций, которые предлагают обойти требования по сертификации ввозимого товара, сде­лать сертификаты и получить декла­рации соответствия без проведения реальных испытаний и без выдачи самих протоколов испытаний (пря­мое нарушение требований статьи 6 пункта 2 регламента Таможенного Союза.)

Я разговаривал с представителями организаций, ведущих свою деятель­ность в Санкт-Петербурге. Эти люди не прячутся и не скрывают своей де­ятельности, информация о них и об услугах, которые они оказывают, на­ходится в свободном доступе в интер­нете. И на слова о противозаконности выдачи сертификационных докумен­тов без лабораторных испытаний, они отвечают, что последствия ис­ключены — через пару месяцев никто уже и концов не найдет. А ведь если в продукте окажутся токсичные ве­щества и пострадают люди — это уже преступление.

Другими словами, такая фирма вы­писывает липовые протоколы испы­таний, которые вообще не проводи­лись. С этими протоколами, серти­фикатами и товаром сомнительного качества импортер приезжает в Бе­ларусь и здесь спокойно продает не­проверенный продукт потребите­лям. Теперь смотрите: грубо говоря, любой, возомнивший себя коммер­сантом, может зарегистрировать фирму, скажем, во Владивостоке, привезти какую-нибудь ядовитую ерунду из Краснодарского края, прой­ти липовую сертификацию в Санкт- Петербурге и продавать эту ерунду белорусам.

На территории ТС существует Еди­ный реестр выданных сертифика­тов соответствия и зарегистриро­ванных деклараций о соответствии Таможенного Союза, он разделен на три национальные части — для Рос­сии, Беларуси и Казахстана. Информа­ция обо всех организациях, проводив­ших сертификацию товаров и прини­мавших декларации о соответствии в нашем государстве, находятся в на­циональной части Республики Бела­русь Единого реестра. В нашей стране контроль за ведением этого реестра осуществляет Госстандарт. В Рос­сии — Росаккредитация.

Информация о проведенных испы­таниях и принятых декларациях о соответствии вносится в нацио­нальную часть Единого реестра вы­данных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Таможенного Сою­за — в этом документе фигурируют только декларации, протоколов ис­пытаний нет, и в Единый реестр вы­данных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме Евразийской эконо­мической комиссии (далее — ЕЭК). В электронной версии последне­го документа как раз есть графа со ссылкой на протоколы испытаний, с которыми может ознакомиться лю­бой желающий. Только заполнение этой графы не обязательно, и поль­за от ее наличия состоит лишь в том, что потребитель при желании мо­жет проверить подлинность това­ров и сделать выбор из нескольких в пользу того, на который есть про­токол испытаний и вся необходимая документация. Например, если вве­сти туда СООО «Мисс Вог» или KIN cosmetics, там вы найдете информа­цию о декларировании и испытани­ях, проведенных с нашей космети­кой, но это только потому, что мы регистрировались в Беларуси.

По законодательству принять декларацию о соответствии без прове­дения испытаний нельзя, но получа­ется, что некоторые российские ор­ганизации утверждают, что можно. Я считаю, что протоколы испытаний в сложившейся ситуации просто не­обходимо требовать и выкладывать в публичный доступ, ведь на декла­рации соответствия даже не ука­зывается орган, ее выдавший, она принята и подписана импортером, и подлинность документов, а зна­чит, и безопасность продукции мо­гут подтвердить только протоколы испытаний.

Я связался с ЕЭК в Москве и выяснил, что нет обязательного требования, чтобы протоколы испытаний были где-то зарегистрированы. И нет ор­гана, который контролирует их на­личие. При желании запрос на предо­ставление информации о конкретном косметическом средстве дать некому. Что-то можно выяснить, только если продукцией заинтересуются след­ственные органы, но чтобы они за­интересовались, должно совершить­ся преступление.

Кроме того, ни для кого не секрет, что в одной большой богатой стране есть такие фирмы-производители, кото­рые предлагают сделать продукцию любого дизайна и с любым логоти­пом. Люди откровенно создают кон­трафакт, а импортер его уже по гото­вой чужой декларации везет к нам. И нигде ничего не проверишь. Тамо­женник смотрит в базу, видит, что декларация на такой товар принята и действует в Беларуси, и контрафакт впускают. И я думаю, что на белорус­ском рынке около 80 % контрафакт­ной парфюмерно-косметической про­дукции.

Особый разговор — профессиональ­ная косметическая продукция. Это вообще опасная область «экспери­ментов». С профессиональной кос­метикой нужно уметь работать. Ведь не зря на упаковках продукции напи­сано: «Специально для салонов кра­соты». Это же не просто так пишут. В Париже только на одной улочке есть два магазина с профессиональ­ной косметикой определенных ма­рок, и продают ее только профес­сионалам, которые приходят туда с лицензией парикмахера. А у нас витрины завалены. Откуда приве­зено и кем изготовлено — не ясно, а покупают вообще все подряд, без обучения.

Раньше в Минске был один магазин «Бьюти», где продавалась профес­сиональная косметика для парик­махеров, теперь в каждом торговом центре продают именно профессиональную косметику, и спрос на нее огромный. А спрос такой потому, что каждый год выпускаются 1200 парик­махеров и только человек 600 дохо­дят до рабочих мест, тысячи масте­ров работают на дому, а им нужно на чем-то работать — вот на этой косме­тике они и работают.

Получается, в Беларуси все делается правильно, и проверенный у нас то­вар реально безопасен, но множество импортеров едут в Россию, чтобы за копейки получить сертификаты на любую продукцию по липовым про­токолам испытаний. Я сам общался с такими людьми, и они открытым текстом заявляют, что будут декла­рировать товар в России, потому что там дешевле! Но там дороже, ес­ли оплачивать все те же процедуры, что и у нас. У нас берут деньги за се­рию опытов, у них — за каждый реа­гент. Поэтому, когда мне говорят, что в России дешевле, мне слушать это противно. Люди идут на дешевизну в левые фирмы, изначально зная, что ни протоколов, ни реальных испыта­ний не будет. Недавно я столкнулся с одной турец­кой фирмой, на совместную работу с которой были потрачены средства, уже ввезен товар на испытания, но когда зашла речь о разделении за­трат на легализацию продукции, они отказались легализовать ее здесь. Ар­гумент: «Потому что в России дешев­ле». Но в России не дешевле, просто в России, случается, делают все без испытаний и денег за испытания, следовательно, не берут, хотя если бы проводили и брали, то получалось бы дороже. Значит, будут работать по липовым документам. Так выгоднее.

Во многих странах есть отделения полиции, контролирующие продажу контрафакта. Если поставщик уви­дел свою продукцию в торговой точ­ке, владельцу которой он эту продук­цию не поставлял, он может заявить в полицию, и товар конфискуют. Не­зависимо от того, знал продавец, что это контрафакт или нет. И даже если продукция подлинная, но ввезена без соответствующих документов, она все равно конфискуется.

Всем в государстве об этой пробле­ме известно, но как ее решить, еще не придумали. Ситуация абсурдна. Законодательная база сформирова­на так, что, имея на руках товар и до­кументацию на него, определить, контрафактный товар или нет, не­возможно. Документы в магазине проверить можно, а подлинность документов — никак нельзя. Ну неужели при современных технических возможностях нельзя сделать электронный справочник, в котором мож­но отметить все протоколы испыта­ний и декларации? В котором можно отметить всех поставщиков и полу­чателей?

В статье 8 Технического регламента чуть ли не в каждом пункте фигури­руют «компетентные органы». «Ком­петентный орган государства — чле­на ТС обязан уведомить…», «Комис­сия ТС безотлагательно проводит консультации с компетентными орга­нами…» и т. д. Кто эти «компетентные органы»? Ау, где вы, компетентные органы? Я обращался в контролиру­ющие подразделения Госстандарта, связывался с компетентными органа­ми ТС, с вопросами, кто и как может проверить безопасность товара на практике, к кому обращаться с про­веркой наличия протоколов испыта­ний на тот или иной товар, почему я и любой другой желающий не мо­жем увидеть протоколы испытаний на сайтах Росаккредитации, ЕЭК или в реестре Роспотребнадзора. Ответ везде приблизительно один: «Это не в нашей компетенции». Запрос на установление подлинности сер­тификата соответствия тоже не в их компетенции. Компетентные орга­ны демонстрирует хроническую не­компетентность. Создали систему, со­чинили регламент, получают зарпла­ту — и никто не может придумать, как контролировать контрафакт на такой огромной территории как Бе­ларусь, Россия и Казахстан.

По качеству контроля мы впереди планеты всей — это хорошо для по­требителя, и это правильно. Но во­да куда всегда течет? Туда, где пони­же, — средства утекают от нас, пото­му что у соседей сделать то же самое намного проще и контроля нет. Си­туации серьезная, и наше государ­ство будет терять средства, а белору­сы не будут получать качественный товар, пока не ужесточат контроль импортной продукции, сертифици­рованной на территории России, и не разработают единую действен­ную систему борьбы с контрафактом и контрабандой.

Я за свободную торговлю, но свобо­да торговли не означает вседозволен­ность. То, что происходит сейчас, — это обыкновенный бардак. Я не хочу, чтобы нашему потребителю возили всё подряд и со всех помоек мира. Мы с вами здесь живем.