— Тема действительно актуальна. Ее можно назвать постоянной «головной болью» нормотворческих и контролирующих органов, а также юристов.
Вместе с тем представляется, что опасения Виктора Мороза немного преувеличены. С точки зрения законодательства государств — участников ТС (как национального, так и наднационального), созданы достаточные правовые условия для защиты прав потребителей, которые касаются безопасности парфюмерно-косметической продукции.
В настоящее время требования к безопасности парфюмерно-косметической продукции, выпускаемой в обращение на территории государств — членов ТС, унифицированы и изложены в обязательном для соблюдения Техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», вступившем в силу с 1 июля 2012 года.
Аспекты, касающиеся правил и методов исследований и испытаний, дополнительно регулируются стандартами и СанПиН, указанными в Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденном Решением Комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 № 799.
Предполагается, что к концу 2015 года в данный перечень войдут только межгосударственные стандарты (предусмотрено Программой по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента Таможенного Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.11.2012 № 237).
Согласно статье 6 ТР ТС 009/2011, в зависимости от вида парфюмерно-косметической продукции предусмотрена оценка ее соответствия в двух формах: в форме декларирования о соответствии и в форме государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации продукции.
В соответствии с положениями ТР ТС 009/2011, декларация о соответствии парфюмерно-косметической продукции и свидетельство о государственной регистрации продукции оформляются на одно или несколько названий продукции одного наименования и действуют до внесения изменений в название продукции и/или в рецептуру продукции, приводящих к изменениям показателей безопасности.
Вместе с тем представляется, что указанное положение не следует рассматривать как потенциальную возможность нарушения прав потребителей.
Из анализа норм Технического регламента следует, что его разработчики сделали ставку не на проверку безопасности партии продукции, а на обеспечение ее безопасности прежде всего на этапе ее производства, причем независимо от того, осуществляется ее производство изготовителями — резидентами государств Таможенного Союза или иностранными изготовителями (пункт 7 статьи 5 Технического регламента).
Данными обстоятельствами объясняется тот факт, что как для декларирования о соответствии, так и для государственной регистрации Технический регламент предусматривает предоставление заявителем документов изготовителя, подтверждающих соответствие производимой им парфюмерно-косметической продукции требованиям Технического регламента. В частности, предусматривается предоставление документа изготовителя о соответствии производства требованиям пункта 7 статьи 5 Технического регламента (письменное уведомление изготовителя о соответствии производства требованиям настоящего технического регламента ТС, или декларация (заявление или письменное уведомление) изготовителя о соблюдении принципов GMP, или сертификат соответствия системы менеджмента качества, или сертификат соответствия производства парфюмерно-косметической продукции принципам надлежащей производственной практики (GMP)).
Для подтверждения соответствия Технический регламент предусматривает возможность представления протоколов испытаний (актов гигиенической экспертизы, научных отчетов или экспертных заключений), только выданных аккредитованными лабораториями (центрами), включенными Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного Союза (статья 5 Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного Союза от 11.12.2009).
Согласно статье 9 ТР ТС 009/2011 государственный надзор за соблюдением требований технического регламента ТС на территории государства — члена ТС осуществляется в порядке, установленном законодательством в данном государстве — члене ТС.
В качестве такого компетентного органа в Республике Беларусь следует рассматривать Госстандарт, на который возложены функции по контролю за соблюдением технических регламентов (пункт 5.3 Положения о государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 981).
Таким образом, представляется, что с правовой точки зрения созданы необходимые условия для обеспечения безопасности парфюмерно-косметической продукции, выпускаемой в обращение на территории государств — членов ТС.
Вместе с тем, безусловно, следует согласиться с Виктором Морозом, что в профилактических целях неплохо было бы установить срок действия протоколов испытаний для данного вида продукции, как например, это сделано в отношении протоколов испытаний образцов продукции легкой промышленности (типовых образцов продукции), срок действия которых не должен превышать 3 лет (статья 11 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»).
Так, например, ранее действовавшим в Республике Беларусь ТКП 5.2.22- 2007 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок подтверждения соответствия парфюмерно-косметической продукции. Основные положения» сроки действия протоколов сертификационных испытаний были установлены (например, предусматривалось, что протоколы сертификационных испытаний партии продукции (схема 7) могли применяться при сертификации последующих партий в течение двух лет и при определенных условиях).
Однако представляется, что вопрос в настоящее время стоит не столько в наличии пробелов в правовом регулировании оценки соответствия парфюмерно-косметической продукции, а, как следует из обстоятельств, изложенных в статье, в правовой и деловой культуре производителей, импортеров и работников испытательных лабораторий (считаю необходимым оговориться, что данный вывод сделан исключительно на основании точки зрения Виктора Мороза).
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что сфера оценки соответствия чрезвычайно чувствительна с точки зрения конкуренции (и не только в отношении рынка парфюмерно- косметической продукции). В этой связи чрезмерное ужесточение требований к процедурам оценки может привести к невозможности конкурировать в данном сегменте мелкооптовым производителям и импортерам, что, безусловно, скажется на ценообразовании и в конечном итоге — на экономических интересах потребителей. Может сложиться так, что указанные виды продукции низкой (сравнительно) ценовой категории исчезнут, в результате чего парфюмерно-косметическая продукция станет недоступной для большинства населения.
Если говорить о защите прав производителей и импортеров, у которых имеются опасения, что под их торговой маркой будет ввозиться контрафактная продукция сомнительного качества, то законодательство предусматривает довольно широкий диапазон способов защиты их прав, в том числе от ситуаций параллельного импорта. В частности, одним из таких (надо сказать, довольно действенных) механизмов является механизм международной регистрации и охраны товарного знака.