Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №2(5) 2014
 
Мы попросили прокомментировать процесс декларирования косметической продукции юриста Надежду Газдюк (ОДО «Центр юридических услуг»)

— Тема действительно актуальна. Ее можно назвать постоянной «голов­ной болью» нормотворческих и кон­тролирующих органов, а также юри­стов.

Вместе с тем представляется, что опа­сения Виктора Мороза немного пре­увеличены. С точки зрения законо­дательства государств — участников ТС (как национального, так и надна­ционального), созданы достаточные правовые условия для защиты прав потребителей, которые касаются без­опасности парфюмерно-косметиче­ской продукции.

В настоящее время требования к безопасности парфюмерно-косме­тической продукции, выпускаемой в обращение на территории госу­дарств — членов ТС, унифицирова­ны и изложены в обязательном для соблюдения Техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косме­тической продукции», вступившем в силу с 1 июля 2012 года.

Аспекты, касающиеся правил и ме­тодов исследований и испыта­ний, дополнительно регулируются стандартами и СанПиН, указанны­ми в Перечне стандартов, содер­жащих правила и методы иссле­дований (испытаний) и измере­ний, в том числе правила отбора образцов, необходимые для при­менения и исполнения требова­ний Технического регламента Та­моженного Союза «О безопасности парфюмерно-косметической про­дукции» (ТР ТС 009/2011) и осу­ществления оценки (подтвержде­ния) соответствия продукции, ут­вержденном Решением Комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 № 799.

Предполагается, что к концу 2015 го­да в данный перечень войдут толь­ко межгосударственные стандар­ты (предусмотрено Программой по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате примене­ния которых на добровольной осно­ве обеспечивается соблюдение тре­бований технического регламента Таможенного Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продук­ции» (ТР ТС 009/2011), а также меж­государственных стандартов, содер­жащих правила и методы исследова­ний (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, не­обходимые для применения и ис­полнения технического регламен­та Таможенного Союза «О безопас­ности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) и осу­ществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденной решением Коллегии Евра­зийской экономической комиссии от 27.11.2012 № 237).

Согласно статье 6 ТР ТС 009/2011, в зависимости от вида парфюмер­но-косметической продукции пред­усмотрена оценка ее соответствия в двух формах: в форме деклариро­вания о соответствии и в форме го­сударственной регистрации с выда­чей свидетельства о государственной регистрации продукции.

В соответствии с положениями ТР ТС 009/2011, декларация о со­ответствии парфюмерно-космети­ческой продукции и свидетельство о государственной регистрации про­дукции оформляются на одно или не­сколько названий продукции одного наименования и действуют до внесе­ния изменений в название продукции и/или в рецептуру продукции, при­водящих к изменениям показателей безопасности.

Вместе с тем представляется, что ука­занное положение не следует рассма­тривать как потенциальную возмож­ность нарушения прав потребителей.

Из анализа норм Технического ре­гламента следует, что его разработ­чики сделали ставку не на проверку безопасности партии продукции, а на обеспечение ее безопасности прежде всего на этапе ее производства, при­чем независимо от того, осуществля­ется ее производство изготовителя­ми — резидентами государств Тамо­женного Союза или иностранными изготовителями (пункт 7 статьи 5 Технического регламента).

Данными обстоятельствами объ­ясняется тот факт, что как для де­кларирования о соответствии, так и для государственной регистра­ции Технический регламент пред­усматривает предоставление зая­вителем документов изготовителя, подтверждающих соответствие про­изводимой им парфюмерно-космети­ческой продукции требованиям Тех­нического регламента. В частности, предусматривается предоставление документа изготовителя о соответ­ствии производства требованиям пункта 7 статьи 5 Технического ре­гламента (письменное уведомление изготовителя о соответствии про­изводства требованиям настояще­го технического регламента ТС, или декларация (заявление или пись­менное уведомление) изготовителя о соблюдении принципов GMP, или сертификат соответствия системы менеджмента качества, или сертифи­кат соответствия производства пар­фюмерно-косметической продукции принципам надлежащей производ­ственной практики (GMP)).

Для подтверждения соответствия Технический регламент предусматривает возможность представления протоколов испытаний (актов гиги­енической экспертизы, научных от­четов или экспертных заключений), только выданных аккредитованны­ми лабораториями (центрами), вклю­ченными Единый реестр органов по сертификации и испытательных ла­бораторий (центров) Таможенного Союза (статья 5 Соглашения об об­ращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверж­дению) соответствия, на таможен­ной территории Таможенного Союза от 11.12.2009).

Согласно статье 9 ТР ТС 009/2011 го­сударственный надзор за соблюде­нием требований технического регламента ТС на территории государ­ства — члена ТС осуществляется в порядке, установленном законода­тельством в данном государстве — члене ТС.

В качестве такого компетентного ор­гана в Республике Беларусь следует рассматривать Госстандарт, на ко­торый возложены функции по контролю за соблюдением технических регламентов (пункт 5.3 Положения о государственном комитете по стан­дартизации Республики Беларусь, утвержденного постановлением Со­вета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 981).

Таким образом, представляется, что с правовой точки зрения созданы не­обходимые условия для обеспечения безопасности парфюмерно-космети­ческой продукции, выпускаемой в об­ращение на территории государств — членов ТС.

Вместе с тем, безусловно, следует со­гласиться с Виктором Морозом, что в профилактических целях непло­хо было бы установить срок дей­ствия протоколов испытаний для данного вида продукции, как на­пример, это сделано в отношении протоколов испытаний образцов продукции легкой промышленно­сти (типовых образцов продукции), срок действия которых не должен превышать 3 лет (статья 11 Техни­ческого регламента Таможенного Союза ТР ТС 017/2011 «О безопас­ности продукции легкой промыш­ленности»).

Так, например, ранее действовавшим в Республике Беларусь ТКП 5.2.22- 2007 (03220) «Национальная си­стема подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок под­тверждения соответствия парфю­мерно-косметической продукции. Основные положения» сроки дей­ствия протоколов сертификацион­ных испытаний были установле­ны (например, предусматривалось, что протоколы сертификационных испытаний партии продукции (схе­ма 7) могли применяться при серти­фикации последующих партий в те­чение двух лет и при определенных условиях).

Однако представляется, что вопрос в настоящее время стоит не столько в наличии пробелов в правовом регу­лировании оценки соответствия пар­фюмерно-косметической продукции, а, как следует из обстоятельств, из­ложенных в статье, в правовой и де­ловой культуре производителей, импортеров и работников испыта­тельных лабораторий (считаю не­обходимым оговориться, что дан­ный вывод сделан исключительно на основании точки зрения Виктора Мороза).

Вместе с тем, необходимо иметь в ви­ду, что сфера оценки соответствия чрезвычайно чувствительна с точ­ки зрения конкуренции (и не толь­ко в отношении рынка парфюмерно- косметической продукции). В этой связи чрезмерное ужесточение тре­бований к процедурам оценки может привести к невозможности конкури­ровать в данном сегменте мелкооп­товым производителям и импорте­рам, что, безусловно, скажется на ценообразовании и в конечном ито­ге — на экономических интересах потребителей. Может сложиться так, что указанные виды продукции низ­кой (сравнительно) ценовой катего­рии исчезнут, в результате чего пар­фюмерно-косметическая продукция станет недоступной для большин­ства населения.

Если говорить о защите прав произ­водителей и импортеров, у которых имеются опасения, что под их тор­говой маркой будет ввозиться кон­трафактная продукция сомнитель­ного качества, то законодательство предусматривает довольно широ­кий диапазон способов защиты их прав, в том числе от ситуаций па­раллельного импорта. В частности, одним из таких (надо сказать, до­вольно действенных) механизмов является механизм международ­ной регистрации и охраны товар­ного знака.