Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №2(5) 2014
Автор: Марина Караман
В данный момент в одном только Минске работает около 800 парикмахерских и салонов красоты, и их число продолжает расти. Красивый бизнес испытывает настоящий кадровый голод, и, что странно, его не могут утолить ни десятки частных образовательных центров, ни государственные учреждения, выпускающие специалистов красивого бизнеса. Почему сотни дипломированных мастеров так и не доходят до рабочих мест? Какой сегмент индустрии особенно сильно страдает от нехватки специалистов? Кто виноват в том, что у выпускников некоторых образовательных центров руки растут не из плеч? Как не превратить индустрию красоты в торжество уродства за большие деньги? Быть или не быть парикмахерским курсам «4 месяца за 400 долларов»? На эти и другие вопросы, как всегда, отвечают эксперты.
Из первых уст
Александра Петрова, начальник управления научно-методического обеспечения профессионального образования РИПО, Минск: «Введение профессионального стандарта было бы идеальным вариантом в сегодняшней ситуации»
— Александра, какие изменения нужно внести в Единый тарифно- квалификационный справочник, чтобы специалисты индустрии красоты, получившие диплом, удостоверение или сертификат, были мастерами, а не просто людьми, получившими корочки?
— То, что нужно изменить в квалификационных характеристиках, должны решать не органы Министерства образования, а отраслевые министерства и ассоциации. Сейчас постановлением Совета Министров от 17.01.2014 № 34 утверждено Примерное положение о секторальных советах квалификаций. Пока апробирование новых элементов национальной системы квалификаций проходит в пилотных секторах экономики — секторе информационных технологий и сфере управленческой деятельности. Инициатива внесения изменений в квалификационные характеристики должна исходить от работодателей. Если работодатель считает, что устарела квалификационная характеристика, он должен подавать заявку в Министерство труда об изменении содержания квалификации.
Министерство торговли недавно меняло квалификационные характеристики, но специалисты, думаю, заметили, что кардинальных изменений там нет. Хотя видно, что была проведена работа, что были попытки улучшить ситуацию и адаптировать требования к современным мировым стандартам. И снова мы приходим к тому, что введение профессионального стандарта было бы идеальным вариантом в сегодняшней ситуации, потому что там можно было бы подробно прописать все требования к квалификации мастера. Начиная от специалистов самого низкого уровня, обладающих минимальным набором профессиональных компетенций, и заканчивая уровнем мастера-виртуоза международного класса.
Есть такая система МСКО — Международная стандартная классификация образования — система классификации, которая служит инструментом, способствующим сравнению статистических данных по образованию как по отдельным странам, так и в международном масштабе. За границей, когда человека спрашивают об образовании, он не станет называть, как у нас, учебное учреждение, это просто никому ни о чем не скажет. Он назовет свой уровень образования по МСКО. Хорошо было бы создать у нас такую же систему. Можно было бы просчитать и разграничить все ступени профессионального роста специалиста. Но разработкой таких тонких определений, конечно, должны заняться работодатели, ведь им потом работать с новыми квалификационными характеристиками, и они лучше всех знают, чего от них ждать.
— Что именно должны сделать работодатели, чтобы ускорить введение системы персональной сертификации специалистов?
— Чтобы что-то оценить, нужно принять единый эталон для оценки. Мы уже разобрались с тем, что эталон должны прописать работодатели. Этот эталон и станет стандартом. Потом профессиональный стандарт должен быть зарегистрирован на законодательном уровне. Для этого постановлением Совета Министров и было утверждено положение о секторальных советах. Секторальные советы нужно создавать, а они уже будут разрабатывать рамки квалификаций.
Сейчас у нас действует единая тарифно-квалификационная система, разработанная на основе тарифной системы дифференциации заработной платы в СССР. Последняя была разработана для того, чтобы работник определенной профессии и определенного уровня мог получать на территории всего СССР одинаковую заработную плату. Сегодня необходимо ориентироваться на международные стандарты в сфере оплаты труда, ведь внедрение надлежащих систем оплаты труда — стимул для работников быть преданными фирме, постоянно повышать свою квалификацию.
— Что такое секторальный совет? Как его создать и зарегистрировать? Представим, что я владелец небольшой парикмахерской, я понимаю, что в индустрии надо что-то менять. Куда мне обратиться за помощью в создании секторального совета?
— Секторальный совет должен создаваться в отрасли. То есть сейчас в индустрии красоты нужно создать «Секторальный совет индустрии красоты» или что-то в этом роде. В этот секторальный совет должны входить наниматели, законодатели, региональные управленцы (исполкомы) и учреждения образования, которые готовят специалистов.
Кроме того, должен быть создан независимый контролирующий орган, который будет принимать экзамен у специалиста, решившего пройти индивидуальную сертификацию, и по результатам экзамена специалисту будут выдавать сертификат — с указанием квалификации и разрешением работать в выбранной профессии. Причем не важно, каким способом и где специалист получил квалификацию — прослушал курс в коммерческой структуре, в государственном учреждении образования или путем самообучения. Чтобы создать секторальные советы и независимые контролирующие органы, нужно немало времени, но раз положение о секторальных советах уже утверждено, значит, первый шаг в этом направлении сделан.
— Александра, а что могут сделать работодатели сейчас, чтобы если не прекратить, то хотя бы снизить кадровый голод на рынке труда?
— Одна из проблем профобразования сегодня — это то, что популярность рабочих профессий находится на очень низком уровне. Дети просто не идут в эти профессии. Они поступают в вузы и подрабатывают рабочими, считая это переходным моментом, совмещают рабочую профессию и работу над реализацией планов на будущее. Все учреждения образования работают над профориентацией очень давно и очень много. В школу приходят преподаватели, показывают ролики и слайды, рассказывают о рабочих профессиях, но их усилия без участия работодателей не эффективны. Ведь гарантировать зарплату и карьерный рост молодому специалисту может только работодатель.
Поэтому хочется призвать работодателей к тому, чтобы они включались в профориентацию. Одно дело, когда в школу приходит педагог, показывает слайды и рассказывает про существование рабочих профессий, и совсем другое — если приходит шеф-повар престижного ресторана или учредитель салона красоты и рассказывает о том, как интересна его профессия, как когда-то он начинал с какого-либо колледжа. Дети должны видеть, что работать в этих профессиях интересно, престижно и можно добиться впечатляющих результатов.
Кстати, 20–22 мая в Футбольном манеже в Минске в рамках Белорусского промышленного форума будет проходить соревнование WorldSkills Belarus. WorldSkills — это международная независимая организация, ее цель — повышение статуса и стандартов профессионального обучения во всем мире. Олимпиада профессионального мастерства проводится в международном формате раз в 2 года в городе, выбранном специальной комиссией заранее. Обязательное условие: конкурсанты не должны быть старше 21 года. В мае на соревновании будут отобраны лучшие из молодых представителей рабочих профессий, которых в течение года станут обучать работодатели соответствующей сферы деятельности. Самые достойные из них через год представят Беларусь на международном соревновании WorldSkills в Бразилии в Сан-Паулу. Беларусь включилась в это движение только в 2014 году, мы готовимся к мероприятию в авральном режиме, в то время как уже многие годы в соревнованиях этого движения участвуют десятки молодых специалистов из разных уголков нашей планеты. Мы думаем, что конкурс не только выявит среди наших ребят лучших, но и привлечет внимание к рабочим специальностям.
— Сейчас на слуху понятие «образовательные кластеры». Что это? Действительно ли эта система так эффективна в популяризации рабочих профессий и конкретно профессии парикмахера?
— Наши образовательные кластеры пока представляют собой вуз и несколько колледжей, прикрепленных к нему. Сфера деятельности у вуза и колледжей приблизительно одна. Самые крупные — БГЭУ и БНТУ. У БНТУ есть лицей и 5 колледжей, технологический колледж в их числе. Если говорить об опыте России, то там уже созданы образовательные кластеры, включающие в себя все ступени образования вплоть до детских садиков. Прекрасный пример — московский Технологический колледж № 14. В образовательный комплекс кроме него входят детские сады, средние школы и три колледжа, которые со временем трансформировались в факультеты. Детей с садовского возраста готовят к тому, кем они станут, и они вырастут с сознанием того, что профессии, к которым их готовят, престижные и выигрышные в экономическом плане. А чтобы сделать из них специалистов высокого класса, действует команда. Колледж работает с вузами и потенциальными работодателями, чтобы обеспечить своим выпускникам непрерывное образование и безоблачное трудоустройство.
Ольга Вихарева, директор Международного центра красивого бизнеса «Далидович», Минск: «Базовый курс обучения лучше проходить в узкоспециализированных центрах»
— Ольга, кто приходит получать образование в ваш учебный центр? Чувствуете ли вы, что профессии специалистов индустрии красоты становятся более востребованными, нежели раньше?
— Учиться приходят очень разные люди. Среди них девушки, только что закончившие обучение в школе; люди, много лет проработавшие в другой профессии, например преподаватели и медработники; многие приходят и обучаются для себя — ведь очевидно, что это неплохой дополнительный заработок. Нам периодически звонят руководители салонов красоты и просят предоставить им контакты наших выпускников для устройства на работу в свои салоны. У нас есть специальная база данных, в которую мы вносим работодателей, заинтересованных в том, чтобы наши выпускники у них работали, и как только появляется специалист, нуждающийся в трудоустройстве, мы звоним потенциальному работодателю.
— Чувствуете ли вы недостатки обучения, которое проходят специалисты в иных учебных центрах, работающих по сокращенной и неуглубленной программе?
— К нам действительно приходит много людей, закончивших курсы в образовательных центрах, не специализирующихся на какой-то одной профессиональной сфере. Их выпускники приходят переучиваться сюда. И мы даем им все с нуля. Мастера, отучившиеся на подобных курсах и уже работающие в салонах, приходя повышать квалификацию, ставят преподавателя в затруднительное положение. Часто наши преподаватели вынуждены не только повышать квалификацию мастера, но и в ускоренном режиме подтягивать его базовые знания. База у таких специалистов слабенькая. Мое мнение: базовый курс обучения лучше проходить в узкоспециализированных центрах. Когда в соседних аудиториях занимаются бухгалтеры, мастера по маникюру и группа изучения английского языка — это уже не образование. Тем более, я глубоко убеждена в том, что за три часа в неделю дать достаточное количество знаний, а самое главное — практики, невозможно.