Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров

Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №2(5) 2014

Автор: Марина Караман

В данный момент в одном только Минске работает около 800 парикмахерских и салонов красоты, и их число продолжает расти. Красивый бизнес испытывает настоящий кадровый голод, и, что странно, его не могут утолить ни десятки частных образовательных центров, ни государственные учреждения, выпускающие специалистов красивого бизнеса. Почему сотни дипломированных мастеров так и не доходят до рабочих мест? Какой сегмент индустрии особенно сильно страдает от нехватки специалистов? Кто виноват в том, что у выпускников некоторых образовательных центров руки растут не из плеч? Как не превратить индустрию красоты в торжество уродства за большие деньги? Быть или не быть парикмахерским курсам «4 месяца за 400 долларов»? На эти и другие вопросы, как всегда, отвечают эксперты.

Из первых уст

Александра Петрова, начальник управления научно-методического обеспечения профессионального образования РИПО, Минск: «Введение профессионального стандарта было бы идеальным вариантом в сегодняшней ситуации»

— Александра, какие изменения нужно внести в Единый тарифно- квалификационный справочник, чтобы специалисты индустрии кра­соты, получившие диплом, удосто­верение или сертификат, были мастерами, а не просто людьми, полу­чившими корочки?

— То, что нужно изменить в ква­лификационных характеристиках, должны решать не органы Мини­стерства образования, а отраслевые министерства и ассоциации. Сейчас постановлением Совета Министров от 17.01.2014 № 34 утверждено При­мерное положение о секторальных советах квалификаций. Пока апро­бирование новых элементов национальной системы квалификаций про­ходит в пилотных секторах эконо­мики — секторе информационных технологий и сфере управленческой деятельности. Инициатива внесения изменений в квалификационные ха­рактеристики должна исходить от ра­ботодателей. Если работодатель счи­тает, что устарела квалификационная характеристика, он должен подавать заявку в Министерство труда об из­менении содержания квалификации.

Министерство торговли недавно ме­няло квалификационные характери­стики, но специалисты, думаю, заме­тили, что кардинальных изменений там нет. Хотя видно, что была про­ведена работа, что были попытки улучшить ситуацию и адаптировать требования к современным миро­вым стандартам. И снова мы прихо­дим к тому, что введение профессионального стандарта было бы иде­альным вариантом в сегодняшней ситуации, потому что там можно бы­ло бы подробно прописать все требо­вания к квалификации мастера. Начи­ная от специалистов самого низкого уровня, обладающих минимальным набором профессиональных компе­тенций, и заканчивая уровнем масте­ра-виртуоза международного класса.

Есть такая система МСКО — Между­народная стандартная классифика­ция образования — система клас­сификации, которая служит инстру­ментом, способствующим сравнению статистических данных по образова­нию как по отдельным странам, так и в международном масштабе. За гра­ницей, когда человека спрашивают об образовании, он не станет называть, как у нас, учебное учреждение, это просто никому ни о чем не скажет. Он назовет свой уровень образования по МСКО. Хорошо было бы создать у нас такую же систему. Можно было бы просчитать и разграничить все сту­пени профессионального роста спе­циалиста. Но разработкой таких тон­ких определений, конечно, должны заняться работодатели, ведь им по­том работать с новыми квалифика­ционными характеристиками, и они лучше всех знают, чего от них ждать.

— Что именно должны сделать ра­ботодатели, чтобы ускорить введе­ние системы персональной серти­фикации специалистов?

— Чтобы что-то оценить, нужно при­нять единый эталон для оценки. Мы уже разобрались с тем, что эталон должны прописать работодатели. Этот эталон и станет стандартом. По­том профессиональный стандарт дол­жен быть зарегистрирован на законо­дательном уровне. Для этого поста­новлением Совета Министров и было утверждено положение о сектораль­ных советах. Секторальные советы нужно создавать, а они уже будут разрабатывать рамки квалификаций.

Сейчас у нас действует единая тариф­но-квалификационная система, раз­работанная на основе тарифной системы дифференциации заработной платы в СССР. Последняя была раз­работана для того, чтобы работник определенной профессии и опреде­ленного уровня мог получать на тер­ритории всего СССР одинаковую за­работную плату. Сегодня необходимо ориентироваться на международные стандарты в сфере оплаты труда, ведь внедрение надлежащих систем опла­ты труда — стимул для работников быть преданными фирме, постоянно повышать свою квалификацию.

— Что такое секторальный совет? Как его создать и зарегистриро­вать? Представим, что я владелец небольшой парикмахерской, я по­нимаю, что в индустрии надо что-то менять. Куда мне обратиться за помощью в создании секторально­го совета?

— Секторальный совет должен соз­даваться в отрасли. То есть сейчас в индустрии красоты нужно создать «Секторальный совет индустрии кра­соты» или что-то в этом роде. В этот секторальный совет должны входить наниматели, законодатели, регио­нальные управленцы (исполкомы) и учреждения образования, которые готовят специалистов.

Кроме того, должен быть создан не­зависимый контролирующий ор­ган, который будет принимать экза­мен у специалиста, решившего прой­ти индивидуальную сертификацию, и по результатам экзамена специа­листу будут выдавать сертификат — с указанием квалификации и разре­шением работать в выбранной про­фессии. Причем не важно, каким способом и где специалист получил квалификацию — прослушал курс в коммерческой структуре, в государ­ственном учреждении образования или путем самообучения. Чтобы создать секторальные советы и незави­симые контролирующие органы, нуж­но немало времени, но раз положение о секторальных советах уже утверж­дено, значит, первый шаг в этом на­правлении сделан.

— Александра, а что могут сделать работодатели сейчас, чтобы если не прекратить, то хотя бы снизить кадровый голод на рынке труда?

— Одна из проблем профобразова­ния сегодня — это то, что популяр­ность рабочих профессий находится на очень низком уровне. Дети про­сто не идут в эти профессии. Они поступают в вузы и подрабатывают рабочими, считая это переходным мо­ментом, совмещают рабочую профес­сию и работу над реализацией планов на будущее. Все учреждения образо­вания работают над профориентаци­ей очень давно и очень много. В шко­лу приходят преподаватели, показы­вают ролики и слайды, рассказывают о рабочих профессиях, но их усилия без участия работодателей не эффек­тивны. Ведь гарантировать зарпла­ту и карьерный рост молодому специ­алисту может только работодатель.

Поэтому хочется призвать работода­телей к тому, чтобы они включались в профориентацию. Одно дело, когда в школу приходит педагог, показыва­ет слайды и рассказывает про суще­ствование рабочих профессий, и со­всем другое — если приходит шеф-повар престижного ресторана или учредитель салона красоты и расска­зывает о том, как интересна его про­фессия, как когда-то он начинал с ка­кого-либо колледжа. Дети должны видеть, что работать в этих профес­сиях интересно, престижно и можно добиться впечатляющих результатов.

Кстати, 20–22 мая в Футбольном ма­неже в Минске в рамках Белорусского промышленного форума будет про­ходить соревнование WorldSkills Belarus. WorldSkills — это междуна­родная независимая организация, ее цель — повышение статуса и стан­дартов профессионального обучения во всем мире. Олимпиада профессио­нального мастерства проводится в международном формате раз в 2 го­да в городе, выбранном специальной комиссией заранее. Обязательное условие: конкурсанты не должны быть старше 21 года. В мае на сорев­новании будут отобраны лучшие из молодых представителей рабочих профессий, которых в течение го­да станут обучать работодатели со­ответствующей сферы деятельно­сти. Самые достойные из них через год представят Беларусь на между­народном соревновании WorldSkills в Бразилии в Сан-Паулу. Беларусь включилась в это движение только в 2014 году, мы готовимся к меро­приятию в авральном режиме, в то время как уже многие годы в сорев­нованиях этого движения участву­ют десятки молодых специалистов из разных уголков нашей планеты. Мы думаем, что конкурс не только выявит среди наших ребят лучших, но и привлечет внимание к рабочим специальностям.

— Сейчас на слуху понятие «обра­зовательные кластеры». Что это? Действительно ли эта система так эффективна в популяризации ра­бочих профессий и конкретно про­фессии парикмахера?

— Наши образовательные кластеры пока представляют собой вуз и не­сколько колледжей, прикрепленных к нему. Сфера деятельности у вуза и колледжей приблизительно од­на. Самые крупные — БГЭУ и БНТУ. У БНТУ есть лицей и 5 колледжей, технологический колледж в их чис­ле. Если говорить об опыте России, то там уже созданы образователь­ные кластеры, включающие в себя все ступени образования вплоть до детских садиков. Прекрасный при­мер — московский Технологический колледж № 14. В образовательный комплекс кроме него входят детские сады, средние школы и три коллед­жа, которые со временем трансфор­мировались в факультеты. Детей с са­довского возраста готовят к тому, кем они станут, и они вырастут с сознани­ем того, что профессии, к которым их готовят, престижные и выигрышные в экономическом плане. А чтобы сде­лать из них специалистов высокого класса, действует команда. Колледж работает с вузами и потенциальны­ми работодателями, чтобы обеспе­чить своим выпускникам непрерыв­ное образование и безоблачное тру­доустройство.

Ольга Вихарева, директор Международного центра красивого бизнеса «Далидович», Минск: «Базовый курс обучения лучше проходить в узкоспециализированных центрах»

— Ольга, кто приходит получать об­разование в ваш учебный центр? Чувствуете ли вы, что профессии специалистов индустрии красоты становятся более востребованны­ми, нежели раньше?

— Учиться приходят очень разные люди. Среди них девушки, только что закончившие обучение в школе; лю­ди, много лет проработавшие в дру­гой профессии, например препода­ватели и медработники; многие при­ходят и обучаются для себя — ведь очевидно, что это неплохой допол­нительный заработок. Нам периоди­чески звонят руководители салонов красоты и просят предоставить им контакты наших выпускников для устройства на работу в свои салоны. У нас есть специальная база данных, в которую мы вносим работодателей, заинтересованных в том, чтобы наши выпускники у них работали, и как только появляется специалист, нуж­дающийся в трудоустройстве, мы зво­ним потенциальному работодателю.

— Чувствуете ли вы недостатки об­учения, которое проходят специа­листы в иных учебных центрах, ра­ботающих по сокращенной и неуглубленной программе?

— К нам действительно приходит мно­го людей, закончивших курсы в обра­зовательных центрах, не специали­зирующихся на какой-то одной про­фессиональной сфере. Их выпускники приходят переучиваться сюда. И мы да­ем им все с нуля. Мастера, отучившиеся на подобных курсах и уже работающие в салонах, приходя повышать квали­фикацию, ставят преподавателя в за­труднительное положение. Часто наши преподаватели вынуждены не только повышать квалификацию мастера, но и в ускоренном режиме подтягивать его базовые знания. База у таких спе­циалистов слабенькая. Мое мнение: базовый курс обучения лучше прохо­дить в узкоспециализированных цен­трах. Когда в соседних аудиториях за­нимаются бухгалтеры, мастера по ма­никюру и группа изучения английского языка — это уже не образование. Тем более, я глубоко убеждена в том, что за три часа в неделю дать достаточное количество знаний, а самое главное — практики, невозможно.