Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №2 (5) 2014
Марина Караман
Почему сотни дипломированных мастеров так и не доходят до рабочих мест? Какой сегмент индустрии особенно сильно страдает от нехватки специалистов? Кто виноват в том, что у выпускников некоторых образовательных центров руки растут не из плеч? Как не превратить индустрию красоты в торжество уродства за большие деньги? Быть или не быть парикмахерским курсам «4 месяца за 400 долларов»? На эти и другие вопросы, как всегда, отвечают эксперты.
Из первых уст
Татьяна Иванова, директор салона «Итейра Studio»: «Минимум в этой профессии можно получить за 8 месяцев»
— Обучение в нашем салоне стоит немалых денег, и если к другим идут, чтобы получить любое образование, которое даст им дополнительный вид заработка, то к нам идут те, кто хочет работать в этой сфере. Наши курсы в данный момент очень востребованы, потому что мы собираемся открывать сеть салонов и в первую очередь стремимся обеспечить кадрами себя. Планируем также «поставлять» мастеров в салоны, закупающие косметику Wella и Londa.
— Татьяна, кто к вам приходит учиться. Какие это люди, их возраст?
— Половина набранных учащихся — выпускники средних школ, они проходят обучение за счет родителей, потому что не смогли поступить в высшие учебные заведения и не хотят терять год. Вторая половина — это зрелые люди, которые сознательно приходят кардинально сменить сферу деятельности. Если говорить о текущей группе учащихся, которые обучаются сейчас у нас с нуля, это люди от 19 до 43 лет. Переквалифицируются в основном медики и учителя. Причем когда озвучиваем учителям перспективу остаться в красивом бизнесе в роли преподавателей, они отказываются — хотят работать руками и в совершенно новой области. А вообще, то, какой учебный центр выберет для себя человек, зависит от того, насколько качественное образование он хочет получить.
— Многие руководители салонов жалуются, что программы образовательных центров устарели и приходится переучивать и доучивать даже выпускников крупных учебных центров. Что вы об этом думаете?
— Я как раз одна из тех, кто разрабатывал программы, по которым сегодня работают профильные центры. В них обозначены рекомендуемые темы, тот минимум знаний, без которого нельзя считать человека специалистом в нашей области.
В парикмахерском искусстве базовые стрижки обойти никак нельзя, их неправильно воспринимать как устаревание программы, от них можно плясать и моделировать стрижки в соответствии с модой. У нас, кроме того, идет обучение по эксклюзивным техникам Wella. Это стрижки, работа с косметикой, поэтому нашу образовательную программу не назовешь устаревшей, и это одна из причин высокой цены обучения. Мы выпускаем специалистов высокого класса и рассчитываем на людей, которые ищут именно такое образование и которым на него не будет жалко ни денег, ни времени.
— Много разговоров ходит о сертификатах государственного и негосударственного образца. Какой сертификат выдаете вы?
— Мы выдаем свидетельство государственного образца с присвоением разряда, но только после того, как квалификационная комиссия принимает экзамен у нашего выпускника и подтверждает, что его подготовка соответствует характеристикам, определенным законодательством для профессии парикмахера. Но дело ведь не в том, какой человеку выдали документ, дело в том, какой набор знаний он получил.
— Как вы относитесь к расплодившимся учебным центрам, где предлагают получить образование специалиста индустрии красоты за 3–4 месяца и при минимальных финансовых вложениях?
— Минимум в этой профессии можно получить за 8 месяцев, и если есть люди, обещающие дать тот же набор знаний за 3–4 месяца, то они точно нарушают Закон «О защите прав потребителей». Они дезинформируют потенциальных учеников, обещая сделать невозможное. Некоторые пытаются хитрить, растягивая курсы на большее количество месяцев, но урезая часы занятий. А вообще, было бы здорово, если бы появилась система, которая контролирует действия таких учебных центров, потому что многие специалисты из-за них разочаровываются в профессии и мы теряем хорошие кадры.
Смотрите, что происходит: работодатель получает полуфабрикат из такого учебного центра и старается его доучить, приготовить, но под себя — с точки зрения потребностей своего салона. Если в этом салоне востребованы женские стрижки, мáстера будут обучать женским стрижкам, и мужские он делать не сможет. Хотя в ТКХ (тарифно-квалификационные характеристики. — Примеч. ред.) прописано, что мастер должен уметь делать и те, и другие виды работ. Мастер придет на другое рабочее место, а там будут нужны мужские стрижки, и его снова нужно будет переучивать, а работодатель станет сетовать, что мастера недоучили. А если разобраться: кто кого недоучил? Тот, кто первым взял, или тот, кто раньше обучил? Итог печален: мастер не состоялся и пользы от него мало. А потом, обученный на разных рабочих местах, этот мастер идет домой и ведет за собой клиентов из салонов, в которых работал. И мы получаем рынок, на котором не хватает кадров, и кучу работающих на дому специалистов. И менталитет наших клиентов этому способствует. Чтобы ситуация изменилась, нужно много времени.
Выход есть. Государство должно гарантировать качество образования, допустив или не допустив тот или иной учебный центр к работе. Человек должен иметь возможность выбрать учебный центр и быть уверенным в качестве образования, которое там получит.
— Выгодно ли содержать образовательный центр, специализирующийся на индустрии красоты?
— Особенно выгодным это дело я назвать не решусь. Наш центр может обучать людей либо для собственных нужд, либо по заявкам других организаций. А создали мы его потому, что работаем с производителем косметики и Wella настаивает на том, чтобы уровень оказания услуг был высоким.
Наталья Антонович, учредитель Частного учреждения образования «Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров эстетики и массажа Натальи Антонович»: «Действия будущего мастера нужно довести до автоматизма еще в период обучения, а не добиваться этого на клиентах»
— Наталья, из различных образовательных центров ежегодно выходят сотни специалистов индустрии красоты. Откуда кадровый голод? Как вы видите эту проблему?
— Наш учебный центр занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров эстетики и массажа. Мы выпускаем косметиков 4-го и 5-го разрядов, визажистов 4-го и 5-го разрядов. Увеличение спроса на бытовые услуги у населения предполагает открытие новых салонов, поэтому их будет становиться все больше, а значит, и специалистов нужно готовить больше. Для владельцев салонного бизнеса это конкуренция, но для специалистов это возможность карьерного роста и востребованность. Потребность рынка в таких кадрах никогда не иссякнет. И дело не только в том, что многие уходят на дом или вообще уходят из профессии. Специалисты растут, у них появляется свое видение ведения бизнеса, они остаются в нем, но уже в качестве руководителей собственного дела. Салонный бизнес — это бизнес, близкий к женской природе, и это хороший бизнес сам по себе.
— Салоны красоты сейчас страдают от текучки кадров. Как вы считаете, почему так происходит? И как с этим бороться?
— Первое время молодые специалисты настолько заинтересованы в трудоустройстве, чтобы наработать стаж и получить возможность повысить разряд, что в этот период они не бегают из салона в салон. Они держатся за место работы и стараются научиться как можно большему. Но если специалист начинает диктовать условия, руководитель салона должен проанализировать ситуацию и выяснить для себя, в какой ситуации он теряет больше — если удержит мастера или если попрощается с ним.
Салоны красоты высокого уровня от текучки не страдают. Они настроены как на постоянных клиентов, так и на постоянных специалистов. У салонов среднего класса выход есть, и он состоит в том, чтобы максимально обезопасить себя от ухода мастера, прописав в договоре обязательную отработку после обучения и строго фиксируя средства, затраченные на это.
— Отслеживаете ли вы судьбу своих выпускников? Работают ли они по специальности?
— Да, мы общаемся с нашими выпускниками. Большинство из них работают по специальности, и проблем с трудоустройством у них не возникает. Наоборот. Представители некоторых салонов и медицинских центров звонят и просят порекомендовать им молодых специалистов. И те специалисты, с которыми мы контактируем, работают подолгу на одном рабочем месте. Первые полгода они набираются опыта, а последующие 2–3 года работают с удовольствием, не рассматривая предложения других работодателей.
— Востребованы ли курсы вашего учебного центра? Какие люди приходят к вам учиться? Их возраст?
— Курсы очень востребованы, группы заполнены полностью. В основном к нам приходят люди среднего возраста. Старше 30–35 лет. Это мотивированные люди, которые хотят поменять свою жизнь, включая профессию. Они хотят заниматься любимым делом. Приходят люди, обдумавшие свое решение, люди, которые поставили перед собой цель, и они непременно ее добьются. Многие обращаются по необходимости, потому что по стране прокатилась волна сокращений. С тех пор как отменено обязательное медицинское образование для овладевания профессией косметика, многие просто получили возможность воплотить в жизнь свою мечту.
Приходят экономисты, бухгалтеры. Люди хотят уйти от цифр, хотят общаться, хотят развивать свое женское начало через профессию, несущую красоту.
Приходят люди, которые думают открыть свой бизнес и хотят быть в курсе всех тонкостей и нюансов профессии. Но я думаю, что все же большинство приходят потому, что это еще одна возможность. Возможность что-то начать сначала, возможность реализоваться, возможность заработать. А уже наша задача — дать человеку образование, которое позволит ему работать в лучших салонах страны, оправдать его ожидание от профессии и ожидания его будущих клиентов от посещения салона, в котором он станет работать.
— Как вы относитесь к частным образовательным центрам, которые в кратчайшие сроки и за относительно небольшие деньги обещают дать качественное образование?
— Основную роль в образовании играют преподаватели. Это должны быть практики высочайшего класса. Мы против того, чтобы курс вел один преподаватель, как это делается в некоторых учебных центрах. Не может один человек обладать всеми необходимыми знаниями и навыками. Кто-то отличный практик, а кто-то хорошо дает теорию. И это должны быть разные люди.
Второй момент — материально-техническая база, которой нет в небольших частных учебных центрах. Косметик должен иметь возможность практиковаться на нескольких видах косметики. Специалисты, обученные работе только с одной косметической маркой, придя в салон, где работают на другой, почувствует себя неквалифицированным и будет вынужден доучиваться.
Изначально косметика должны обучать таким мелочам, как правильная встреча клиента, вежливость, правила поведения с клиентом во время процедур. Даже таким банальным вещам, как правильное расположение тела у кушетки. Если для каждого учащегося нет отдельной кушетки и набора косметики, то специалист уже не сможет работать в салоне красоты высокого уровня. Небольшие центры практикуют показательное проведение процедур без участия учащихся. Но выпускник таких курсов ничего не сможет сделать на фактическом месте работы. Его действия нужно довести до автоматизма еще в период обучения, а не добиваться этого на клиентах.
— Значит, чтобы открыть образовательный центр, нужны немалые средства?
— Не обязательно. Просто если делаешь дело, делай его хорошо. Можно открыть курсы и набирать в группу 4 человека, а не 10. Тем более занятия себя окупают. Ведь высокая стоимость курсов как раз и продиктована тем, что каждому обучающемуся предоставлены индивидуальные инструменты, косметика. Оплата курсов полностью покрывает затраты на них.
— Создают ли вам реальную конкуренцию небольшие учебные центры?
— Мы даже не смотрим по сторонам. Мы ориентируемся на лучшие образовательные центры ближнего зарубежья. Мы стараемся дать лучшее нашим клиентам. К примеру, выдаем документы об окончании обучения государственного образца на двух языках. Это тоже играет роль при выборе учебного центра. Зачем людям получать профессию, а потом вести войну за рабочее место только потому, что его документы не считаются действительными.
— Насколько выгодно содержать учебный центр для специалистов индустрии красоты?
— Не могу сказать, что это очень выгодно. Просто я занимаюсь делом, без которого себя не представляю. Мне доставляет удовольствие давать людям образование именно в этой области.
— Почему специалистов на рынке не хватает? Куда они исчезают?
— Думаю, они работают дома. Но в наше время клиенты все больше ценят свою безопасность: приходя в салон, клиент доверяет не только мастеру, но и салону. Он знает, что там соблюдаются все санитарные требования, и если у человека есть машина, для него не составляет труда проехать несколько кварталов и прийти за услугой в салон, а не на дом к специалисту.
А кроме как на дом, специалисты из косметологии уходят редко. Вообще, люди, которые пришли в эту профессию и полюбили ее, сравнивают ее с замужеством. Хорошо, плохо, сложно — если профессию человек любит, он из нее уже не уйдет. Уйти из нее можно, только если человек понял, что это не его профессия, в этом случае он делает благо. Не стопорит свою жизнь на неинтересном деле и не занимает место, которое, возможно, хочет занять кто-то другой, кто-то, для кого это цель и смысл жизни, но к этому нужно еще прийти. Намного хуже, если специалист не смог самореализоваться и, вместо того чтобы разобраться, почему это произошло, и принять меры по улучшению ситуации, просто бежит.