Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров

Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №2 (5) 2014

Марина Караман

Почему сотни дипломированных мастеров так и не доходят до рабочих мест? Какой сегмент индустрии особенно сильно страдает от нехватки специалистов? Кто виноват в том, что у выпускников некоторых образовательных центров руки растут не из плеч? Как не превратить индустрию красоты в торжество уродства за большие деньги? Быть или не быть парикмахерским курсам «4 месяца за 400 долларов»? На эти и другие вопросы, как всегда, отвечают эксперты.

Из первых уст

Татьяна Иванова, директор салона «Итейра Studio»: «Минимум в этой профессии можно получить за 8 месяцев»

— Обучение в нашем салоне стоит немалых денег, и если к другим идут, чтобы получить любое образование, которое даст им дополнительный вид заработка, то к нам идут те, кто хочет работать в этой сфере. Наши курсы в данный момент очень востребова­ны, потому что мы собираемся откры­вать сеть салонов и в первую очередь стремимся обеспечить кадрами себя. Планируем также «поставлять» ма­стеров в салоны, закупающие косме­тику Wella и Londa.

— Татьяна, кто к вам приходит учиться. Какие это люди, их воз­раст?

— Половина набранных учащихся — выпускники средних школ, они прохо­дят обучение за счет родителей, пото­му что не смогли поступить в высшие учебные заведения и не хотят терять год. Вторая половина — это зрелые люди, которые сознательно приходят кардинально сменить сферу деятель­ности. Если говорить о текущей группе учащихся, которые обучаются сейчас у нас с нуля, это люди от 19 до 43 лет. Переквалифицируются в основном ме­дики и учителя. Причем когда озвучи­ваем учителям перспективу остаться в красивом бизнесе в роли преподава­телей, они отказываются — хотят ра­ботать руками и в совершенно новой области. А вообще, то, какой учебный центр выберет для себя человек, зави­сит от того, насколько качественное об­разование он хочет получить.

— Многие руководители салонов жалуются, что программы образова­тельных центров устарели и прихо­дится переучивать и доучивать да­же выпускников крупных учебных центров. Что вы об этом думаете?

— Я как раз одна из тех, кто разра­батывал программы, по которым се­годня работают профильные центры. В них обозначены рекомендуемые те­мы, тот минимум знаний, без которо­го нельзя считать человека специали­стом в нашей области.

В парикмахерском искусстве базовые стрижки обойти никак нельзя, их не­правильно воспринимать как устаре­вание программы, от них можно пля­сать и моделировать стрижки в соот­ветствии с модой. У нас, кроме того, идет обучение по эксклюзивным тех­никам Wella. Это стрижки, работа с косметикой, поэтому нашу образова­тельную программу не назовешь уста­ревшей, и это одна из причин высокой цены обучения. Мы выпускаем специ­алистов высокого класса и рассчиты­ваем на людей, которые ищут именно такое образование и которым на него не будет жалко ни денег, ни времени.

— Много разговоров ходит о серти­фикатах государственного и негосу­дарственного образца. Какой сер­тификат выдаете вы?

— Мы выдаем свидетельство государ­ственного образца с присвоением раз­ряда, но только после того, как ква­лификационная комиссия принимает экзамен у нашего выпускника и под­тверждает, что его подготовка соответ­ствует характеристикам, определен­ным законодательством для профес­сии парикмахера. Но дело ведь не в том, какой человеку выдали документ, дело в том, какой набор знаний он получил.

— Как вы относитесь к расплодившимся учебным центрам, где предлагают получить образование специалиста индустрии красоты за 3–4 месяца и при минимальных фи­нансовых вложениях?

— Минимум в этой профессии мож­но получить за 8 месяцев, и если есть люди, обещающие дать тот же набор знаний за 3–4 месяца, то они точно нарушают Закон «О защите прав по­требителей». Они дезинформируют потенциальных учеников, обещая сделать невозможное. Некоторые пы­таются хитрить, растягивая курсы на большее количество месяцев, но уре­зая часы занятий. А вообще, было бы здорово, если бы появилась систе­ма, которая контролирует действия таких учебных центров, потому что многие специалисты из-за них разо­чаровываются в профессии и мы те­ряем хорошие кадры.

Смотрите, что происходит: работода­тель получает полуфабрикат из та­кого учебного центра и старается его доучить, приготовить, но под себя — с точки зрения потребностей свое­го салона. Если в этом салоне востре­бованы женские стрижки, мáстера будут обучать женским стрижкам, и мужские он делать не сможет. Хотя в ТКХ (тарифно-квалификационные характеристики. — Примеч. ред.) про­писано, что мастер должен уметь де­лать и те, и другие виды работ. Мастер придет на другое рабочее место, а там будут нужны мужские стрижки, и его снова нужно будет переучивать, а ра­ботодатель станет сетовать, что масте­ра недоучили. А если разобраться: кто кого недоучил? Тот, кто первым взял, или тот, кто раньше обучил? Итог пе­чален: мастер не состоялся и пользы от него мало. А потом, обученный на разных рабочих местах, этот мастер идет домой и ведет за собой клиентов из салонов, в которых работал. И мы получаем рынок, на котором не хвата­ет кадров, и кучу работающих на до­му специалистов. И менталитет наших клиентов этому способствует. Чтобы ситуация изменилась, нужно много времени.

Выход есть. Государство должно гаран­тировать качество образования, допу­стив или не допустив тот или иной учебный центр к работе. Человек дол­жен иметь возможность выбрать учеб­ный центр и быть уверенным в каче­стве образования, которое там получит.

— Выгодно ли содержать образо­вательный центр, специализирующийся на индустрии красоты?

— Особенно выгодным это дело я на­звать не решусь. Наш центр может об­учать людей либо для собственных нужд, либо по заявкам других органи­заций. А создали мы его потому, что работаем с производителем космети­ки и Wella настаивает на том, чтобы уровень оказания услуг был высоким.

Наталья Антонович, учредитель Частного учреждения образования «Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров эстетики и массажа Натальи Антонович»: «Действия будущего мастера нужно довести до автоматизма еще в период обучения, а не добиваться этого на клиентах»

 

— Наталья, из различных образо­вательных центров ежегодно выхо­дят сотни специалистов индустрии красоты. Откуда кадровый голод? Как вы видите эту проблему?

— Наш учебный центр занимается подготовкой, переподготовкой и по­вышением квалификации кадров эстетики и массажа. Мы выпускаем косметиков 4-го и 5-го разрядов, ви­зажистов 4-го и 5-го разрядов. Уве­личение спроса на бытовые услуги у населения предполагает открытие новых салонов, поэтому их будет ста­новиться все больше, а значит, и спе­циалистов нужно готовить больше. Для владельцев салонного бизнеса это конкуренция, но для специали­стов это возможность карьерного ро­ста и востребованность. Потребность рынка в таких кадрах никогда не ис­сякнет. И дело не только в том, что многие уходят на дом или вообще уходят из профессии. Специалисты растут, у них появляется свое виде­ние ведения бизнеса, они остаются в нем, но уже в качестве руководи­телей собственного дела. Салонный бизнес — это бизнес, близкий к жен­ской природе, и это хороший бизнес сам по себе.

— Салоны красоты сейчас стра­дают от текучки кадров. Как вы считаете, почему так происходит? И как с этим бороться?

— Первое время молодые специали­сты настолько заинтересованы в тру­доустройстве, чтобы наработать стаж и получить возможность повысить разряд, что в этот период они не бе­гают из салона в салон. Они держатся за место работы и стараются научить­ся как можно большему. Но если спе­циалист начинает диктовать условия, руководитель салона должен проа­нализировать ситуацию и выяснить для себя, в какой ситуации он теряет больше — если удержит мастера или если попрощается с ним.

Салоны красоты высокого уровня от текучки не страдают. Они настроены как на постоянных клиентов, так и на постоянных специалистов. У салонов среднего класса выход есть, и он со­стоит в том, чтобы максимально обезопасить себя от ухода мастера, прописав в договоре обязательную отработку после обучения и строго фиксируя средства, затраченные на это.

— Отслеживаете ли вы судьбу сво­их выпускников? Работают ли они по специальности?

— Да, мы общаемся с нашими вы­пускниками. Большинство из них ра­ботают по специальности, и проблем с трудоустройством у них не возника­ет. Наоборот. Представители некото­рых салонов и медицинских центров звонят и просят порекомендовать им молодых специалистов. И те специа­листы, с которыми мы контактируем, работают подолгу на одном рабочем месте. Первые полгода они набирают­ся опыта, а последующие 2–3 года ра­ботают с удовольствием, не рассматривая предложения других работо­дателей.

— Востребованы ли курсы вашего учебного центра? Какие люди при­ходят к вам учиться? Их возраст?

— Курсы очень востребованы, груп­пы заполнены полностью. В основном к нам приходят люди среднего возрас­та. Старше 30–35 лет. Это мотивиро­ванные люди, которые хотят поменять свою жизнь, включая профессию. Они хотят заниматься любимым делом. Приходят люди, обдумавшие свое ре­шение, люди, которые поставили пе­ред собой цель, и они непременно ее добьются. Многие обращаются по не­обходимости, потому что по стране прокатилась волна сокращений. С тех пор как отменено обязательное ме­дицинское образование для овладе­вания профессией косметика, многие просто получили возможность вопло­тить в жизнь свою мечту.

Приходят экономисты, бухгалтеры. Люди хотят уйти от цифр, хотят об­щаться, хотят развивать свое жен­ское начало через профессию, несу­щую красоту.

Приходят люди, которые думают от­крыть свой бизнес и хотят быть в кур­се всех тонкостей и нюансов профес­сии. Но я думаю, что все же большин­ство приходят потому, что это еще одна возможность. Возможность что-то начать сначала, возможность реа­лизоваться, возможность заработать. А уже наша задача — дать человеку образование, которое позволит ему работать в лучших салонах страны, оправдать его ожидание от профес­сии и ожидания его будущих клиен­тов от посещения салона, в котором он станет работать.

— Как вы относитесь к частным об­разовательным центрам, которые в кратчайшие сроки и за относи­тельно небольшие деньги обещают дать качественное образование?

— Основную роль в образовании играют преподаватели. Это должны быть практики высочайшего класса. Мы против того, чтобы курс вел один преподаватель, как это делается в не­которых учебных центрах. Не может один человек обладать всеми необхо­димыми знаниями и навыками. Кто-то отличный практик, а кто-то хоро­шо дает теорию. И это должны быть разные люди.

Второй момент — материально-тех­ническая база, которой нет в неболь­ших частных учебных центрах. Кос­метик должен иметь возможность практиковаться на нескольких видах косметики. Специалисты, обученные работе только с одной косметической маркой, придя в салон, где работают на другой, почувствует себя неквали­фицированным и будет вынужден до­учиваться.

Изначально косметика должны обу­чать таким мелочам, как правильная встреча клиента, вежливость, прави­ла поведения с клиентом во время процедур. Даже таким банальным вещам, как правильное расположе­ние тела у кушетки. Если для каждо­го учащегося нет отдельной кушет­ки и набора косметики, то специалист уже не сможет работать в салоне кра­соты высокого уровня. Небольшие центры практикуют показательное проведение процедур без участия учащихся. Но выпускник таких кур­сов ничего не сможет сделать на фак­тическом месте работы. Его действия нужно довести до автоматизма еще в период обучения, а не добиваться этого на клиентах.

— Значит, чтобы открыть образо­вательный центр, нужны немалые средства?

— Не обязательно. Просто если дела­ешь дело, делай его хорошо. Можно открыть курсы и набирать в группу 4 человека, а не 10. Тем более заня­тия себя окупают. Ведь высокая сто­имость курсов как раз и продикто­вана тем, что каждому обучающему­ся предоставлены индивидуальные инструменты, косметика. Оплата кур­сов полностью покрывает затраты на них.

— Создают ли вам реальную конку­ренцию небольшие учебные цен­тры?

— Мы даже не смотрим по сторонам. Мы ориентируемся на лучшие обра­зовательные центры ближнего за­рубежья. Мы стараемся дать лучшее нашим клиентам. К примеру, выдаем документы об окончании обучения государственного образца на двух языках. Это тоже играет роль при вы­боре учебного центра. Зачем людям получать профессию, а потом вести войну за рабочее место только пото­му, что его документы не считаются действительными.

— Насколько выгодно содержать учебный центр для специалистов индустрии красоты?

— Не могу сказать, что это очень вы­годно. Просто я занимаюсь делом, без которого себя не представляю. Мне доставляет удовольствие давать лю­дям образование именно в этой об­ласти.

— Почему специалистов на рынке не хватает? Куда они исчезают?

— Думаю, они работают дома. Но в на­ше время клиенты все больше ценят свою безопасность: приходя в салон, клиент доверяет не только мастеру, но и салону. Он знает, что там соблю­даются все санитарные требования, и если у человека есть машина, для него не составляет труда проехать несколько кварталов и прийти за услу­гой в салон, а не на дом к специалисту.

А кроме как на дом, специалисты из косметологии уходят редко. Во­обще, люди, которые пришли в эту профессию и полюбили ее, сравни­вают ее с замужеством. Хорошо, пло­хо, сложно — если профессию чело­век любит, он из нее уже не уйдет. Уйти из нее можно, только если че­ловек понял, что это не его профес­сия, в этом случае он делает благо. Не стопорит свою жизнь на неинте­ресном деле и не занимает место, которое, возможно, хочет занять кто-то другой, кто-то, для кого это цель и смысл жизни, но к этому нуж­но еще прийти. Намного хуже, ес­ли специалист не смог самореали­зоваться и, вместо того чтобы ра­зобраться, почему это произошло, и принять меры по улучшению си­туации, просто бежит.