Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №2 (5) 2014
Марина Караман
Почему сотни дипломированных мастеров так и не доходят до рабочих мест? Какой сегмент индустрии особенно сильно страдает от нехватки специалистов? Кто виноват в том, что у выпускников некоторых образовательных центров руки растут не из плеч? Как не превратить индустрию красоты в торжество уродства за большие деньги? Быть или не быть парикмахерским курсам «4 месяца за 400 долларов»? На эти и другие вопросы, как всегда, отвечают эксперты.
Из первых уст
Мастер-парикмахер, пожелавший остаться неизвестным: «Крупным образовательным центрам просто выгодно, чтобы шли к ним, поэтому они и разводят полемику, что только они могут дать полноценное образование»
— Конечно, мастер, который пришел с курсов «Восхода» или закончил МГТК, на рабочем месте в первые недели будет чувствовать себя увереннее выпускника малобюджетного образовательного центра, потому что практики было больше. Но через полгода они сравняются в своих профессиональных качествах. Посмотрите вокруг: большинство мастеров в тех же салонах класса люкс — выпускники как раз трехмесячных недорогих курсов, и я в том числе. Если у человека есть желание работать и хоть какое-то пространственное воображение, он научится стричь хорошо, просто позже. Мне посоветовали когда-то пойти в социальную парикмахерскую и набить руку. Цены на услугу там низкие, контингент не привередливый, в день через руки по 30 голов пропускала, и уже через три месяца работы там я могла быстро и качественно стричь. Работе с химическими препаратами учат одинаково во всех учебных центрах, а когда пришла работать в салон, просто сходила на пару бесплатных семинаров и научилась работать с химией, на которой работает салон. Вот и все. И таких, как я — сотни. Крупным образовательным центрам просто выгодно, чтобы шли к ним. Они же видят, что теряют клиентов, поэтому и разводят полемику, что только они могут дать образование, которое потом принесет мастеру деньги. Но никто там не думает о том, что у девушки может не быть полторы-две тысячи долларов и восьми месяцев свободного времени ежедневно. У них могут обучаться только состоятельные люди, без работы, семьи и детей.
Наталья Рябцева, директор и соучредитель парикмахерской «Павлинка», Могилев: «Что касается учебных заведений, то к ним есть множество вопросов»
— Коллектив нашей парикмахерской сформировался 20 лет назад, и с тех пор его состав существенно не менялся. Если кто-то к нам и приходил за эти годы, то мы быстро обучали нового мастера. У нас команда опытных специалистов, которые заменяют недоученным новичкам преподавателей. Но что обучать приходилось почти каждого пришедшего, отрицать не стану.
Что касается учебных заведений, то к ним есть множество вопросов. Например, Могилевский государственный технологический профессионально-технический колледж выпускает парикмахеров, которые получили теоретические знания. Поиск места отработки практики возлагают на студентов. А куда им податься? Нам рекомендуют их принимать на работу. А зачем это нам? Это же дети, которые практически ничего не умеют, ими нужно заниматься, а мы ведь не учебный центр, мы предприятие, и должны зарабатывать, а не заниматься благотворительностью и бесплатно практиковать детей. Есть у нас центр контроля бытового обслуживания и оказания услуг населению. И пришлось нам однажды подтверждать всем коллективом там квалификацию, это было необходимо для сертификации. Честно вам скажу: неприятно и неловко было наблюдать, как нам, мастерам с пятнадцатилетним опытом работы, в качестве обучения новым технологиям преподносят виды мелирования по методике, разработанной и утвержденной несколько десятилетий назад. Это как студента пятого курса грамоте учить и на экзамене у него алфавит спрашивать.
Сергей Геращенко, директор центра красоты «Эффект», Гродно: «Для того чтобы наращивать свое мастерство, существует масса семинаров и курсов повышения квалификации»
— У меня нет такой текучки кадров, чтобы я мог оценить уровень подготовленности выпускников разных учебных центров. Специалисты, прошедшие обучение в Гродненском государственном профессионально- техническом колледже бытового обслуживания, меня как работодателя полностью устраивают. Им дают хорошую базу, остальное — дело опыта. В такой творческой профессии, как парикмахер главное — желание работать и стремление расти в профессии, и если это стремление подкреплено хорошей базовой подготовкой, мастер просто обречен на успех. А для того чтобы наращивать свое мастерство, существует масса семинаров и курсов повышения квалификации.
Елена Козак, директор салона «Галерея красоты», Пинск: «Выпускники последних трех-четырех лет — это просто какой-то кошмар»
— Я смотрю на выпускников современных образовательных курсов и колледжей и вообще не понимаю, кто, где и чему их учит. Мы берем их на практику, но ужасаемся каждый раз все больше. Мастера не умеют держать в руках ножницы. В колледже за год их не могут научить мыть голову, не то что стричь. Ни одного практиканта я не оставила работать у себя, потому что оставлять некого. Лучше совсем без мастеров, чем с такими. Некоторые не могут постричь под насадку. Мы приглашали бабушек, которые соглашались отдаться в руки практикантам за четверть обычной цены, потому что клиентов этим девочкам давать страшно. Многие не могут освоить элементарное создание женских причесок. Они не только выходят из учебных заведений с практически нулевой базой, они какие-то необучаемые в большинстве своем. Выпускники последних трех-четырех лет — это просто какой-то кошмар, и с каждым годом ситуация все печальнее.
Личный опыт, или «Принял, усвоил, закрепил»
Данную тему номера я начала готовить около трех месяцев назад. Именно тогда я была зачислена на курс «Мастер по маникюру 4-го разряда» в ОАО «Восход». В течение трех месяцев я ежедневно наблюдала за тем, как получают образование парикмахеры и мастера по маникюру в учебном центре, который выдает сертификаты государственного образца.
В нашей группе всем девушкам около 30 лет, только одна совсем еще девочка. Индивидуальный предприниматель — импортер текстильной продукции, медицинская сестра отделения гинекологии, учитель музыки по классу скрипки, я экономист частного предприятия, девочка-эмигрант и — журналист. Всем, кроме меня, надоели их профессии, и они уже даже нашли места работы по новой специальности, где их ждут сразу после выпуска. Это яркая иллюстрация к словам руководителей учебных центров о том, что в индустрию красоты сегодня идут осознанно, пытаясь убежать от монотонной офисной работы, нервных перегрузок и умственного труда. Общество эмпирическим путем приходит к выбору рабочих профессий не от безысходности, а по зову сердца.
Мы, как в 18 лет, ежедневно ходили на лекции в течение месяца. Лекции длились с 9 утра до 4 часов дня 5 дней в неделю. Мы подробно изучили строение кожи и ногтя, заболевания, несущие угрозу заражения, возможные аллергические реакции на косметические средства, химический состав всех возможных применяемых в работе препаратов и дезинфицирующих средств, разновидности инструмента, правила гигиенической обработки инвентаря, меры безопасности во время работы, технологии проведения манипуляций и оказания услуг, психологию поведения мастера с клиентом и еще многое другое. Информацию нам давали ежедневно в большом объеме четыре преподавателя. Как все это может дать один преподаватель за 6 часов в неделю? Говорю уверенно: не может.
После теоретической части мы прошли два месяца практики в парикмахерской учебного центра. Десятки лиц, рук и ногтевых пластин. Отработка прерывалась обучающими семинарами по новым техникам, и потом снова часы отработки. Как в армии: принял, усвоил, закрепил. А из-за спин за нашей работой ежедневно и ежечасно следил преподаватель. В операционных системах нашего мозга появилась новая функция, знания сделали наши руки инструментом. Именно с ощущением приобретения новых навыков должен выходить специалист из учебного центра. И на новом месте работы после качественного обучения не требуется никаких поблажек новичку. Длительная практика дает возможность со старта зарабатывать и приносить доход салону.
Парикмахеры обучаются 8 месяцев. На момент моего появления в учебном центре они были на стадии завершения практики. Многие из них уже стали неплохими мастерами. Но утро их неизменно начиналось с разминки рук с ножницами (выглядело как зарядка в детском садике), и ни один из них вечером не уходил из учебного центра, не продезинфицировав инструмент. Целый день они стригли и красили бесконечный поток голов, а если модели-добровольцы заканчивались, облагораживали головы мастеров по маникюру, чему мы не могли не радоваться. Привычку работать с потоком, без перекуров и чаепитий, содержать инструмент и рабочее место в чистоте в соответствии с СанПиНом и мастерство невозможно привить за 3 месяца, с минимальным количеством практических занятий и отсутствием необходимой материальной базы.
Увидев, какой объем информации и времени необходим для приобретения профессии, я окончательно убедилась в том, что учебные центры, в которых такой же курс длится месяц-полтора, а занятия проводятся два раза в неделю одним преподавателем, не могут дать своим ученикам профессию. Недопрофессионалы формируют недоиндустрию. Этого допускать нельзя.