Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров

Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №2 (5) 2014

Марина Караман

Почему сотни дипломированных мастеров так и не доходят до рабочих мест? Какой сегмент индустрии особенно сильно страдает от нехватки специалистов? Кто виноват в том, что у выпускников некоторых образовательных центров руки растут не из плеч? Как не превратить индустрию красоты в торжество уродства за большие деньги? Быть или не быть парикмахерским курсам «4 месяца за 400 долларов»? На эти и другие вопросы, как всегда, отвечают эксперты.

Из первых уст

Мастер-парикмахер, пожелавший остаться неизвестным: «Крупным образовательным центрам просто выгодно, чтобы шли к ним, поэтому они и разводят полемику, что только они могут дать полноценное образование»

— Конечно, мастер, который при­шел с курсов «Восхода» или закон­чил МГТК, на рабочем месте в пер­вые недели будет чувствовать себя увереннее выпускника малобюджет­ного образовательного центра, пото­му что практики было больше. Но че­рез полгода они сравняются в своих профессиональных качествах. Посмо­трите вокруг: большинство мастеров в тех же салонах класса люкс — вы­пускники как раз трехмесячных не­дорогих курсов, и я в том числе. Ес­ли у человека есть желание работать и хоть какое-то пространственное воображение, он научится стричь хорошо, просто позже. Мне посове­товали когда-то пойти в социальную парикмахерскую и набить руку. Це­ны на услугу там низкие, контингент не привередливый, в день через ру­ки по 30 голов пропускала, и уже че­рез три месяца работы там я могла быстро и качественно стричь. Рабо­те с химическими препаратами учат одинаково во всех учебных центрах, а когда пришла работать в салон, про­сто сходила на пару бесплатных семи­наров и научилась работать с хими­ей, на которой работает салон. Вот и все. И таких, как я — сотни. Круп­ным образовательным центрам про­сто выгодно, чтобы шли к ним. Они же видят, что теряют клиентов, поэ­тому и разводят полемику, что толь­ко они могут дать образование, ко­торое потом принесет мастеру день­ги. Но никто там не думает о том, что у девушки может не быть полторы-две тысячи долларов и восьми меся­цев свободного времени ежедневно. У них могут обучаться только состо­ятельные люди, без работы, семьи и детей.

Наталья Рябцева, директор и соучредитель парикмахерской «Павлинка», Могилев: «Что касается учебных заведений, то к ним есть множество вопросов»

— Коллектив нашей парикмахерской сформировался 20 лет назад, и с тех пор его состав существенно не ме­нялся. Если кто-то к нам и прихо­дил за эти годы, то мы быстро обу­чали нового мастера. У нас команда опытных специалистов, которые за­меняют недоученным новичкам пре­подавателей. Но что обучать прихо­дилось почти каждого пришедшего, отрицать не стану.

Что касается учебных заведений, то к ним есть множество вопросов. Например, Могилевский государ­ственный технологический профес­сионально-технический колледж выпускает парикмахеров, которые получили теоретические знания. По­иск места отработки практики воз­лагают на студентов. А куда им по­даться? Нам рекомендуют их при­нимать на работу. А зачем это нам? Это же дети, которые практически ничего не умеют, ими нужно зани­маться, а мы ведь не учебный центр, мы предприятие, и должны зараба­тывать, а не заниматься благотво­рительностью и бесплатно прак­тиковать детей. Есть у нас центр контроля бытового обслуживания и оказания услуг населению. И при­шлось нам однажды подтверждать всем коллективом там квалифика­цию, это было необходимо для сер­тификации. Честно вам скажу: не­приятно и неловко было наблюдать, как нам, мастерам с пятнадцатилет­ним опытом работы, в качестве обу­чения новым технологиям преподно­сят виды мелирования по методике, разработанной и утвержденной не­сколько десятилетий назад. Это как студента пятого курса грамоте учить и на экзамене у него алфавит спра­шивать.

Сергей Геращенко, директор центра красоты «Эффект», Гродно: «Для того чтобы наращивать свое мастерство, существует масса семинаров и курсов повышения квалификации»

— У меня нет такой текучки кадров, чтобы я мог оценить уровень подго­товленности выпускников разных учебных центров. Специалисты, про­шедшие обучение в Гродненском го­сударственном профессионально- техническом колледже бытового об­служивания, меня как работодателя полностью устраивают. Им дают хо­рошую базу, остальное — дело опы­та. В такой творческой профессии, как парикмахер главное — желание рабо­тать и стремление расти в профессии, и если это стремление подкреплено хорошей базовой подготовкой, ма­стер просто обречен на успех. А для того чтобы наращивать свое мастер­ство, существует масса семинаров и курсов повышения квалификации.

Елена Козак, директор салона «Галерея красоты», Пинск: «Выпускники последних трех-четырех лет — это просто какой-то кошмар»

— Я смотрю на выпускников современ­ных образовательных курсов и коллед­жей и вообще не понимаю, кто, где и че­му их учит. Мы берем их на практику, но ужасаемся каждый раз все больше. Мастера не умеют держать в руках нож­ницы. В колледже за год их не могут на­учить мыть голову, не то что стричь. Ни одного практиканта я не оставила ра­ботать у себя, потому что оставлять не­кого. Лучше совсем без мастеров, чем с такими. Некоторые не могут постричь под насадку. Мы приглашали бабушек, которые соглашались отдаться в руки практикантам за четверть обычной це­ны, потому что клиентов этим девоч­кам давать страшно. Многие не могут освоить элементарное создание жен­ских причесок. Они не только выходят из учебных заведений с практически нулевой базой, они какие-то необучаемые в большинстве своем. Выпускни­ки последних трех-четырех лет — это просто какой-то кошмар, и с каждым годом ситуация все печальнее.

 

Личный опыт, или «Принял, усвоил, закрепил»

Данную тему номера я начала гото­вить около трех месяцев назад. Имен­но тогда я была зачислена на курс «Мастер по маникюру 4-го разряда» в ОАО «Восход». В течение трех меся­цев я ежедневно наблюдала за тем, как получают образование парикма­херы и мастера по маникюру в учеб­ном центре, который выдает серти­фикаты государственного образца.

В нашей группе всем девушкам около 30 лет, только одна совсем еще девоч­ка. Индивидуальный предпринима­тель — импортер текстильной про­дукции, медицинская сестра отделе­ния гинекологии, учитель музыки по классу скрипки, я экономист частно­го предприятия, девочка-эмигрант и — журналист. Всем, кроме меня, на­доели их профессии, и они уже даже нашли места работы по новой специ­альности, где их ждут сразу после вы­пуска. Это яркая иллюстрация к сло­вам руководителей учебных центров о том, что в индустрию красоты сегод­ня идут осознанно, пытаясь убежать от монотонной офисной работы, нерв­ных перегрузок и умственного труда. Общество эмпирическим путем прихо­дит к выбору рабочих профессий не от безысходности, а по зову сердца.

Мы, как в 18 лет, ежедневно ходи­ли на лекции в течение месяца. Лек­ции длились с 9 утра до 4 часов дня 5 дней в неделю. Мы подробно из­учили строение кожи и ногтя, за­болевания, несущие угрозу зараже­ния, возможные аллергические ре­акции на косметические средства, химический состав всех возможных применяемых в работе препаратов и дезинфицирующих средств, разно­видности инструмента, правила ги­гиенической обработки инвентаря, меры безопасности во время рабо­ты, технологии проведения манипу­ляций и оказания услуг, психологию поведения мастера с клиентом и еще многое другое. Информацию нам да­вали ежедневно в большом объеме четыре преподавателя. Как все это может дать один преподаватель за 6 часов в неделю? Говорю уверенно: не может.

После теоретической части мы прошли два месяца практики в па­рикмахерской учебного центра. Де­сятки лиц, рук и ногтевых пластин. Отработка прерывалась обучающи­ми семинарами по новым техникам, и потом снова часы отработки. Как в армии: принял, усвоил, закрепил. А из-за спин за нашей работой еже­дневно и ежечасно следил препода­ватель. В операционных системах на­шего мозга появилась новая функция, знания сделали наши руки инстру­ментом. Именно с ощущением приоб­ретения новых навыков должен вы­ходить специалист из учебного цен­тра. И на новом месте работы после качественного обучения не требует­ся никаких поблажек новичку. Дли­тельная практика дает возможность со старта зарабатывать и приносить доход салону.

Парикмахеры обучаются 8 месяцев. На момент моего появления в учеб­ном центре они были на стадии за­вершения практики. Многие из них уже стали неплохими мастерами. Но утро их неизменно начиналось с раз­минки рук с ножницами (выглядело как зарядка в детском садике), и ни один из них вечером не уходил из учебного центра, не продезинфици­ровав инструмент. Целый день они стригли и красили бесконечный по­ток голов, а если модели-доброволь­цы заканчивались, облагораживали головы мастеров по маникюру, че­му мы не могли не радоваться. При­вычку работать с потоком, без пе­рекуров и чаепитий, содержать ин­струмент и рабочее место в чистоте в соответствии с СанПиНом и мастер­ство невозможно привить за 3 месяца, с минимальным количеством прак­тических занятий и отсутствием не­обходимой материальной базы.

Увидев, какой объем информации и времени необходим для приобре­тения профессии, я окончательно убедилась в том, что учебные цен­тры, в которых такой же курс длится месяц-полтора, а занятия проводятся два раза в неделю одним преподава­телем, не могут дать своим ученикам профессию. Недопрофессионалы фор­мируют недоиндустрию. Этого допу­скать нельзя.