Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №3(6) 2014
Авторы: Марина Караман, обозреватель; Татьяна Пирогова, главный редактор.
Как мы уже неоднократно писали, основные задачи журнала «Индустрия красоты» — поиски путей решения профессиональных проблем, освещение новостей индустрии и помощь в налаживании диалога между всеми фигурами на игровом поле красивого бизнеса.
В апреле этого года за круглым столом конференц-зала гостиницы «Спутник» мы собрали представителей разных структур — Министерства торговли Республики Беларусь, Республиканского института профессионального образования, белорусских ассоциаций, решающих проблемы красивого бизнеса, руководителей учебных центров, а также салонов и парикмахерских Минска и регионов. Встреча оказалась жаркой, потому заботливо припасенные нами бутылки с водой мелькали на фотографиях намного чаще, чем хотелось бы :).
Первой темой для обсуждения стал увод клиентов мастерами из салонов на дом и процветание нелегального — домашнего — парикмахерского труда. По мнению многих руководителей, сложившаяся на рынке ситуация закономерна. Мастера идут в салоны за стабильной заработной платой, за гарантированными выплатами отпускных и больничных. Дома же многие из них спокойно работают «на себя» — квартира и маленькие штрафы, неинтересные проверяющим, прочно защищают нелегалов от внезапных проверок. При этом потребители услуг по ряду причин продолжают искать более низкие цены в ущерб комфорту и безопасности.
Мастер-домушник, не обремененный налогами, требованиями санстанции и пожарников, коммунальными платежами и часто даже арендной платой, может позволить себе значительно снижать цены на услуги, зарабатывая при этом все равно гораздо больше, чем в салоне. А ведь часто цены на дому оказываются не ниже салонных — тогда, когда клиенту важнее конкретный мастер, которому, в свою очередь, в виду высокого дохода уже нет никакой нужды работать «на дядю». И пока на нелегалов не обратят пристальное внимание контролирующие органы, до тех пор легальный бизнес будет находиться в тяжелом положении —лишенный части клиентов и многочисленной армии рабочих рук и при этом выплачивающий огромные отчисления в ФСЗН, благодаря которым в том числе поправляют свое здоровье и мастера-домушники, незаконно осуществляющие предпринимательскую деятельность. Это что же получается: битый небитого везет?
Кстати, на круглом столе родилась такая просьба к Министерству торговли: на билбордах с социальной рекламой размещать информацию об опасности, которую таит в себе обслуживание на дому. Хотя бы такую: «Хотите болеть болезнями предыдущего клиента — педикулезом, чесоткой, гепатитом? Тогда добро пожаловать на обслуживание в мою квартиру!». Страх — один из сильнейших стимулов, который, вполне вероятно, усилит личную ответственность потребителя за бездумное посещение мастеров-надомников.
В качестве выхода из ситуации с низким уровнем профессиональной подготовки специалистов было предложено ввести систему индивидуальной (персональной) сертификации мастеров — подобную той, которая, по словам одного из участников круглого стола, существует во Франции. Изобретать ничего не нужно — это опыт многих развитых стран. Хочешь — учись 2 года, хочешь — 8 месяцев, а хочешь — один. Но прежде чем взять в руки ножницы и голову клиента, сдай экзамен и получи документ. После сдачи экзамена, подтверждающего квалификацию, мастер получал бы сертификат или разрешение на работу — подобно получению прав в ГАИ — и только при наличии сертификата мог бы искать рабочее место. Идея интересная, и мы в одном из следующих номеров «Индустрии красоты» попробуем разобраться в системе сертификации, применяемой у наших зарубежных коллег. Кстати, аналогичным образом предлагалось сертифицировать и учебные заведения —только тогда и они будут заинтересованы в высоком качестве подготовки специалистов.
Звучали также на круглом столе предложения по снижению процента отчислений в ФСЗН, уплачиваемых работодателем, —за счет перекладывания части социальных гарантий на самих сотрудников. Хочешь получать больничные —позаботься и сам о себе. Справедливо ведь, не так ли?
Поставщики косметики не могли не затронуть тему свободной продажи косметических средств, предназначенных для профессионального использования: ущерб из-за неграмотного применения продукции —чаще всего нелегалами и обывателями —наносится и клиенту, и бренду.
Говорили еще много о чем: о сертификации на 5 лет и при этом о дополнительных расходах на оплату проверок в течение периода действия сертификата; о зачастую невыполнимых требованиях к помещениям в старых зданиях. Озвученные проблемы не повиснут в воздухе —мы будем их прорабатывать в дальнейшем, отражая результаты нашей работы на страницах «Индустрии красоты».