— Клиентке по телефону назвали сумму за услугу «примерно 200 000». После выполнения работы цена оказалась равной 320 000 руб. Клиентка отказывается оплачивать данную сумму, аргументируя, что ее ввели в заблуждение. Как разрешить данный спор? Кто прав, кто не прав?
Екатерина, Минск
Отвечает Александр Хоружий, юрист общественного объединения «Потребитель», аттестованный Министерством торговли Республики Беларусь:
— Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей» (с изменениями и дополнениями) установлена обязанность исполнителя бытовых услуг предоставлять потребителям достоверную и полную информации об оказываемых услугах, в том числе и о ценах на оказываемые бытовые услуги.
Информация о стоимости оказываемых исполнителем услуг считается предоставленной потребителю надлежащим образом, если она размещена:
• в приемном пункте (парикмахерской, салоне красоты) в удобном для обозрения потребителями месте,
• в документе, подтверждающем заказ (услуги парикмахерских относятся к услугам по методу самообслуживания, и законодательством допускается оказывать данный вид услуг без оформления документа, подтверждающего заказ).
Другими словами, если информация о ценах в салоне размещена на видном и доступном месте, а у потребителя была возможность беспрепятственно ознакомиться с прейскурантом цен до оказания услуги, то заявление о том, что потребителя ввели в заблуждение будет являться необоснованным.
При возникновении между потребителем и исполнителем спора о достоверности предоставленной информации о товаре исполнитель обязан провести экспертизу достоверности информации за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие нарушений со стороны исполнителя, потребитель обязан возместить исполнителю расходы по проведению экспертизы.
Порядок проведения экспертизы регулируется Положением о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 № 26 (с изменениями и дополнениями), которым установлено, что экспертизу вправе проводить:
• аккредитованные органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
• государственные судебно-экспертные учреждения и лица, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги — судебно-экспертная деятельность;
• торгово-промышленные палаты;
• общественные объединения потребителей.
Уполномоченная организация проводит экспертизу на основании:
• заявления на проведение экспертизы
• письма государственного органа по защите прав потребителей о проведении комиссионной или комплексной экспертизы либо экспертизы в целях защиты прав неопределенного круга потребителей.
В случае заключения договора на проведение экспертизы в письменной форме заявление может не оформляться.
Экспертиза проводится в сроки, предусмотренные техническими нормативными правовыми актами или иным законодательством, а если такие сроки не предусмотрены, то в течение 10 дней со дня оплаты экспертизы (срок может быть продлен, но не более чем на один месяц со дня подачи заявления (письма).
Экспертная организация по согласованию с заявителем (государственным органом по защите прав потребителей) определяет конкретное время проведения экспертизы.
Если заявителем является исполнитель, он обязан проинформировать потребителя о месте и времени экспертизы в письменной форме.
Выводы излагаются в письменной форме в виде ответов на поставленные вопросы в заключении экспертизы.
Стороны вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.