Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров

Беседовал Дмитрий Прицев, обозреватель

Сегодня одни из самых обсуждаемых и противоречивых тем — вопросы, связанные с самозанятыми и нелегалами. По самозанятым мнения разделились — кто-то из руководителей салонов согласен с послаблениями в законодательстве и даже надеется на чистку рынка от безграмотных конкурентов с помощью новой категории участников рынка, кто-то категорически против работы самозанятых (их подавляющее большинство). При этом нелегалов, плюющих вообще на любые законы, становится все больше — во всех сферах индустрии красоты, от лицензируемой косметологии и лазерного выведения татуировок до банального маникюра. О том, что происходит и за что бороться бизнесу, мы поговорили с юристом и аналитиком Владимиром Несмашным.

 

Согласно статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, к предпринимательской деятельности, в частности, не относятся осуществляемые физическими лицами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, по заказам граждан, парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру.

 

— Владимир, чем отличаются самозанятые от нелегалов-домушников?

— Самозанятые — это граждане, осуществляющие самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам виды деятельности, не являющиеся предпринимательской, перечисленные в статье 1 Гражданского кодекса. Необходимо отметить, что эти услуги не относятся к предпринимательской деятельности, но при их осуществлении предусмотрены выплаты единого налога. То есть самозанятые, становясь на учет в налоговой инспекции, уплачивают ежемесячно налог по своему виду деятельности, которую осуществляют в том порядке и на тех условиях, как это предусмотрено законодательством.

Если же люди не производят все вышеперечисленные действия (не становятся на учет, не делают налоговых отчислений) или осуществляют не тот вид деятельности, который предусмотрен статьей 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, то они, естественно, относятся к категории нелегалов. Поэтому нелегалы — это лица, незаконно реализующие предпринимательскую деятельность. Что, само по себе, влечет наложение административного штрафа, а при повторном привлечении в течение года и уголовную ответственность.

К сожалению, многие сегодня не осознают того, что будут уличены в незаконной деятельности. Они полагают, что им вменят одну ставку налога, и на этом все закончится. Конечно, если «ловят» на предоставлении маникюрных услуг, то все дело, как правило, заканчивается уплатой единого налога. Но если человек на дому занимается чем-то иным, не подпадающим под установленные законом виды деятельности, например, косметологией (инъекции, лазерное удаление татуировок, глубинные пилинги) без, в данной ситуации, обязательной государственной регистрации и необходимых медицинских лицензий, то это влечет административную ответственность, а затем — уголовную. При этом люди у нас, к сожалению, не понимают, что государственные органы сегодня де-факто поставили на поток систему мониторинга и отслеживания тех, кто занимается незаконными видами деятельности. Поэтому активно мониторятся различные социальные сети, форумы. С другой стороны, представителям государственных структур даже не нужно проникать в какие-то закрытые чаты. Всегда найдутся недоброжелатели, которым нелегалы перешли дорогу, и которые с удовольствием поделятся своими сведениями с государственными органами, чтобы сообщить о правонарушении. Сегодня такое можно наблюдать сплошь и рядом.

Я полагаю, что сейчас для тех, кто хочет заниматься предпринимательской деятельностью, созданы все необходимые условия для законного зарабатывания денег. Те же, кто выходит за очерченные рамки, нарушают закон. А любое нарушение закона, по определению, должно наказываться.

— А как отличить нелегала от ИП?

— Нелегалы никогда не принимают карточки к оплате, они не имеют кассового аппарата, не предоставляют законных гарантий на результаты своей деятельности.

Иногда люди регистрируются в качестве самозанятых и индивидуальных предпринимателей для отвода глаз и занимаются лицензируемыми видами деятельности, не имея лицензии. Это тоже нелегалы.

По сути, нелегальной деятельностью называется все, что совершается с нарушением закона.

— Есть ли, на ваш взгляд, не решенные законодателями противоречия по самозанятым?

— На сегодняшний день нормативное регулирование достаточно четкое, чтобы можно было легко отделить, кто относится к самозанятым, индивидуальным предпринимателям, а что требует регистрации юридического лица. Все, на мой взгляд, внятно и ясно. Вопрос в том, что возможно виды деятельности, по которым разрешено работать самозанятым, не до конца продуманы и проработаны. На мой взгляд, некоторые виды деятельности нужно добавить, а отдельные из перечня стоит убрать. Например, все, что связано с вмешательством в здоровье человека, нарушением его физической целостности, я считаю, необходимо однозначно исключить из разрешенных для самозанятых и отнести к предпринимательской деятельности.

Я имею в виду такие услуги, как косметические, маникюр, педикюр, то есть все, что связано применением любого инструмента, который нарушает целостность кожных покровов. Безусловно, это не медицинские услуги, но их, несомненно, следует убрать из видов деятельности, разрешенных самозанятым. Ведь потребитель, приходя к самозанятому, рассчитывает на такое же качество услуг, как если бы он посетил легально работающий салон красоты. Но самозанятый не обязан использовать продезинфицированные инструменты, содержать в чистоте свое рабочие место, делать еще огромное количество вещей, относящихся к санитарно-гигиеническим требованиям. А это создает опасность для здоровья людей — есть вероятность инфицирования разного рода грибками, гепатитом, ВИЧ и т.д. Поэтому эти виды деятельности для самозанятых нужно исключить, так как они предполагают проведение большого количества строго обязательных мероприятий, которые осуществляются предпринимателями и организациями, работающими в индустрии красоты, но представляются почему-то не обязательными для самозанятых.

— Может ли самозанятый работать на дому, снять кабинет, скооперироваться с другими самозанятыми и снять в складчину помещение и повесить вывеску «салон»?

— Вообще, сам замысел формирования такой категории, как самозанятые, был в том, чтобы те, кто имеет свободное время и рабочие руки, мог самостоятельно зарабатывать. То есть это частичное решение проблемы занятости в нашей стране и обеспечение населения какой-либо работой. Если человек не находит работу, которую ему может предоставить другой, то он вправе создать себе работу и законный доход самостоятельно. Но вместе с тем, когда государство делает некие подвижки, чтобы сделать кому-то лучше, люди зачастую начинают воспринимать это как халяву и стараются использовать открывшиеся возможности в качестве лазейки для прикрытия других вещей. Например, если я самозанятый, то могу приехать к клиенту на дом и сделать ему, скажем, маникюр. Но в том случае, если я арендую помещение или рабочее место, или же объединяюсь в совместный коворкинг (аренда рабочих мест на определенное время в соответствующем помещении), то, с формальной стороны, ни самозанятый, ни то лицо, которое сдает в аренду место или помещение, ничего не нарушают. Но здесь четко усматривается введение в заблуждение потребителей. Так как они, наверняка, полагают, что пришли в парикмахерскую или салон красоты (а часто места сдаются прямо в салонах красоты), и могут и не догадываться, что их обслуживает не сотрудник салона, а самозанятое лицо.

Думаю, можно наблюдать такие случаи, когда, придя в салон за той или иной услугой, потребитель не может за нее расплатиться по карточке, поскольку самозанятый принимает только наличные деньги. Ущемляются ли здесь права потребителей? Конечно, да, так как самозанятый не может использовать безналичную форму расчета, к которой понуждает законодательство всех официальных продавцов. Далее, потребитель не может получить чек, поскольку самозанятый не пользуется кассовым аппаратом. И никаких гарантий, никакой защиты для потребителя в данной ситуации не подразумевается и не предоставляется. Человек выходит на улицу и видит вывеску салона красоты или парикмахерской. Значит, фактически, его ввели в заблуждение. А это, я считаю, недопустимо.

— Нет ли здесь противоречий?

— Нет. Дело в том, что здесь имеет место наслоение множества разнообразных институтов на одни и те же правоотношения. У нас есть обычные граждане, физические лица. Каждый из них, например, может продать свой старенький холодильник, осуществляя его реализацию и получая за это деньги, с которых не уплачивается подоходный налог. Но, тем не менее, он что-то продал и получил за это деньги. А есть еще самозанятые, ремесленники, поэтому люди в этом элементарно путаются, не понимая, кто к чему относится. Поэтому потребитель порой не знает, с кем он имеет дело. Думая, что приобретает услугу у официальной структуры, он может быть обманут в данном вопросе. Формального противоречия, с точки зрения закона, здесь нет. Но может быть создано противоречие, когда с использованием методов и способов работы, предусмотренных для самозанятых, вводится в заблуждение потребитель.

— Сегодня довольно часто можно услышать от владельцев салонов красоты, что с ними поступили несправедливо, не уровняв законодательно их права и обязанности с правами и обязанностями самозанятых, так ли это?

— Права салонов никто не ущемлял. Проблема в том, что самозанятым предоставили право делать то, что делает салонный бизнес, но без соблюдения требований, обязательных для салонов. Но правовой режим для последних не ухудшился. Это неправильное понимание ситуации. Поэтому, как я и говорил ранее, любые виды деятельности, связанные с манипуляциями, нарушающими целостность кожного покрова человека, необходимо убирать из числа доступных самозанятым. Они должны осуществляться предпринимателями в полном соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, поскольку речь идет о здоровье людей. Конечно, это не уменьшит количество нелегалов, но предъявит определенные требования к самозанятым.

— Как бизнесу конкурировать с самозанятыми?

— Бизнес-сообществу необходимо каким-то образом донести государству высказанные мной мысли. Возможно, нужно объединиться представителям бизнеса и представить коллективное письмо или коллективное обращение в то же Министерство экономики, чтобы был поставлен вопрос об изменении перечня видов деятельности, разрешенных для самозанятых. Необходимо разговаривать с государством. Хорошо бы также собрать статистику заболеваемости, полученной в нарушение норм СанПина, хотя это маловероятно на практике. Или же пойти по пути создания саморегулируемой организации. Примите участие в обсуждении проекта соответствующего закона, после чего можно создать профильную некоммерческую организацию, которая будет сама определять требования в индустрии красоты, как это уже, по сути, реализовано на примере Аудиторской палаты.

 

В ноябре 2019 года в Республике Беларусь создана первая саморегулируемая организация — Аудиторская палата Республики Беларусь. Аудиторская палата будет единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов-индивидуальных предпринимателей. Ее задачи: исключать случаи допуска на рынок недобросовестных аудиторов, заниматься контролем и внешней оценкой качества их работы.

Вообще, под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность по регулированию предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, объединенных в саморегулируемую организацию. Содержанием этой деятельности являются, в частности, стандартизация предпринимательской или профессиональной деятельности посредством разработки и принятия стандартов такой деятельности, стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемых организаций; контроль саморегулируемых организаций за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов, обеспечение мер ответственности за несоблюдение саморегулируемыми организациями и их членами установленных требований, применение механизмов имущественной ответственности субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, объединенных в саморегулируемую организацию.