Могилевский «Центр красоты и здоровья „Стиль”» скоро отметит свой 12-й день рождения. Небольшая парикмахерская за эти годы превратилась в любимый горожанами салон, с устоявшимися традициями и широким спектром парикмахерских и косметологических услуг. Сегодня мы попытаемся подглядеть, что происходит в голове и сердце хрупкой внешне женщины со стальным стержнем внутри. Знакомьтесь — Наталья Голубицкая, непосредственный создатель и руководитель «Центра красоты и здоровья „Стиль”».
— Наталья, вы, как и многие владельцы салонного бизнеса, начинали в совершенно другой профессиональной области. Каким был ваш бизнес-старт?
— По образованию я закройщик-модельер. После того как получила диплом, года четыре работала по специальности — в экспериментальном цеху по пошиву образцов одежды. Из Германии нам привозили сырье и лекала, а мы должны были отработать и довести до идеала пошив образцов для дальнейшего запуска одежды в массовое производство. В те годы в наших магазинах была нехватка товаров, а я обеспечивала свою семью хорошей одеждой интересного покроя. Также шила вещи для себя, своей сестры, в последующем — для мужа. Мне было приятно баловать родных. Вообще, интересное было время.
Потом у меня появился бизнес, связанный с розничной торговлей. Он приносил неплохой доход, но я хотела заниматься чем-то таким, в чем можно было бы развиваться и постоянно расти, а розничная торговля — это дело, в котором я никогда не стала бы лучшей. И вот, когда мне исполнилось 27 лет, я открыла свою парикмахерскую.
— Моделирование одежды и розничная торговля все же очень далеки от ухода за телом и лицом. Почему выбор пал именно на салонный бизнес?
— Так получилось, что в тот момент моя семья состояла из одних только женщин — я, мама, сестра и моя дочь. И мы все вместе решили, что салон красоты это то, что сплотит нашу семью еще больше, и что каждой из нас в этом деле найдется свое место. И мы не ошиблись — все вышло именно так.
Моя сестра стала моим первым администратором и работает в этой должности до сих пор. Моя мама тоже внесла огромный вклад в жизнь и развитие нашего детища, но сейчас она много времени проводит с моей младшей дочерью, и тем самым, опять же, помогает нашему бизнесу. А прошлым летом начала работать в салоне и моя старшая дочь.
— Сколько человек сейчас насчитывает ваш коллектив?
— У нас 8 парикмахеров — шесть в женском зале и два в мужском, два косметика, четыре мастера по маникюру и педикюру, шесть администраторов, два специалиста по эстетике тела — они занимаются коррекцией фигуры, оказывают клиентам услуги вакуумного массажа и делают обертывания. Еще у нас работают два врача, благодаря наличию которых в нашем салоне проводят такие процедуры как фотоэпиляция и фотоомоложение. Специально для оказания этих услуг мы приобрели аппаратуру премиум-класса, единственную в Могилевской области. А всего на сегодня в салоне работают 25 человек, включая меня.
Мой коллектив — это расширенный вариант моей семьи. Мы близки друг другу. Парикмахеры у нас только женщины — опыт работы с мастером-мужчиной оказался неудачным, и мы больше не стали пробовать. Это не значит, что с мастерами-мужчинами работать плохо, просто у нас получилось именно так.
— Вы начинали в статусе небольшой парикмахерской, но уже тогда занимали помещение, в котором сейчас разместился ваш многопрофильный салон. Сложно ли было удержать эти площади? Или это ваше собственное помещение?
— Сначала мы были арендаторами этого помещения — в нем, кстати, 300 м2. Брали его с перспективой на развитие. 12 лет назад у нас были только мужской и женский залы, потом мы открыли маникюрный и педикюрный кабинеты, затем стали оказывать косметические услуги, а потом и все остальное, что предлагаем клиентам сейчас. Со временем нам удалось выкупить здание. Так что теперь мы работаем на собственной площади, и не без удовольствия планируем серьезную модернизацию салона уже в ближайшее время.
— Как вы обеспечиваете себя косметикой?
— Косметику мы покупаем централизовано. В конце месяца все специалисты оставляют заявки администраторам, в заявках указывают, какие препараты и какой инструмент им необходимы, и до начала следующего месяца я закупаю все требуемое. Нехватки косметики и инструмента я не допускаю.
Если на рынке появляется какой-то новый продукт, мы отправляем наших специалистов на обучение работе с ним или приглашаем представителей компании-поставщика к себе в качестве лекторов, и они проводят обучающие семинары для наших мастеров. Кроме того, каждый год мы полным составом садимся в специально арендованный автобус и приезжаем в Минск на выставку «ИнтерСТИЛЬ». Расходимся по выставке, и каждый специалист находит то, что ему интересно, выбирает то, что его больше всего впечатлило. И если речь идет о чем-то стоящем, обучаем специалиста и вводим в свой перечень услуг новую процедуру.
— Не мешает ли ваша работа семейной жизни?
— Вскоре после того как мы открыли салон, я вышла замуж за минчанина. Муж настаивал на моем переезде в Минск, но единственным моим условием было наличие возможности заниматься своим салоном. Он согласился. С тех пор уже почти 12 лет я живу между Могилевом и Минском. 2–3 дня нахожусь в Могилеве, потом возвращаюсь в Минск — и так каждую неделю. Мужу нравится то, чем я занимаюсь, он интересуется моими делами, вникает в работу салона, может посоветовать что-нибудь дельное. И семейной жизни моя работа не мешает (улыбается).
— Не тяжело жить на два города, да еще и вести бизнес на расстоянии 190 км?
— Не тяжело совсем. Я вообще не люблю сидеть на одном месте, и не представляю жизни, в которой все передвижения ограничиваются территорией 10-15 км в диаметре. Кроме того, я всегда рассуждаю так: москвичи ежедневно по 2 часа стоят в пробках, а я эти 2 часа еду по живописной полупустой трассе, думаю о чем-то своем, морально отдыхаю, могу поговорить с кем-то по телефону и обсудить что-нибудь интересное, используя гарнитуру, разумеется.
Но вообще то, что я живу в Минске, а работаю в Могилеве полезно для моего салона. Я постоянно хожу на выставки, посещаю разные мероприятия, другие салоны красоты, смотрю, что появилось нового на рынке, что есть у других, вижу, что предлагают школы для специалистов индустрии красоты, и оперативно привожу новые идеи в свой салон.
— Какой город вам ближе, Минск или Могилев?
— Я люблю Минск, он прекрасен, но Могилев я люблю особенной любовью, он для меня комфортнее, роднее. Это мое место на земле. И я хочу здесь жить. Когда-нибудь, когда мы постареем, я хотела бы переехать в Могилев вместе с мужем.
— Когда открывался салон, ваша старшая дочь была совсем крохой, вторая дочка в статусе крохи сейчас, как вы справляетесь?
— Да, старшая дочка уже выросла — ей сейчас 16 лет. Когда дочери было девять, она однажды спросила, «Мама, ну зачем столько работать?» Тогда я поняла, что ей не хватает внимания, и переключилась с работы на ребенка, стала уделять ей больше времени и ситуация улучшилась. Моя девочка успокоилась. Сегодня она меня радует, хорошо учится в гимназии. Вообще близким внимания много не бывает, об этом никому не стоит забывать.
Когда родилась вторая дочка, я вышла на работу через 2 недели после родов. Мы решили, что потеряем меньше, если в декретный отпуск с ребенком уйдет моя мама, а не я. Так и сделали. Но сейчас я одновременно ращу и дочку, и салон. С младшей мы все делаем вместе — вместе готовим, ходим по магазинам, иногда работаем. И это мне совсем не в тягость, наоборот, доставляет удовольствие. Жаль, что я не делала так со старшей дочерью — наверное, тогда еще морально до этого не доросла. Я вожу ее в школу развития для малышей, а пока она там занимается, я в центре города решаю рабочие вопросы. Потом забираю ее, мы вместе едем домой, обсуждаем то, чем каждая из нас была занята эти два часа.
А вообще я стараюсь не растворяться ни в семье, ни в работе, иначе можно в чем-то одном утонуть, запустив при этом второе. Единственное, в чем я уверена, так это в том, что рабочие моменты всегда можно отодвинуть на второй план или сделать работу наперед. Когда члены семьи нуждаются в поддержке, ни о каком выборе менее или более важного не может быть и речи — в приоритете всегда семья.
— Вечная проблема красивого бизнеса — кадры. Где вы набираете персонал для своего салона, и есть ли у вас осточертевшая всем текучка кадров?
— Текучки у нас сейчас нет. Мы — команда. Команда друзей. Два моих администратора и главный бухгалтер работают у меня по 12 лет. Еще один администратор работает уже 8 лет. Иногда нам не нужно даже разговаривать, чтобы друг друга понять.
Ни одного вакантного места сейчас в моей организации нет. Несколько лет назад была в моей жизни ситуация, когда из моего салона вдруг уволилась сразу половина мастеров. Они долго работали, решили, что переросли работу по найму, почувствовали себя звездами и ушли. Я сделала выводы из произошедшего и продолжила работать с учетом этого опыта.
Сейчас если мастера и увольняются, то только в связи с переменой места жительства. Некоторые ушли в декретный отпуск. У нас работала девочка, очень креативный интересный мастер, она уехала работать в Минск, но мы продолжаем довольно тепло общаться — ее целеустремленность мне очень нравится. Когда люди увольняются, чтобы расти, они вызывают у меня уважение.
Ищем персонал мы самым простым и старым способом. Даем объявление об открытой вакансии, люди приходят на собеседование и остаются. Проблем с желающими у нас работать не возникает. В городе о нашем салоне знают, и те, кто приходят на собеседование, четко осознают, куда идут, знают, чего мы ждем от них и что им можем предложить.
Как бы жестко это ни звучало, но при собеседовании мы стараемся запугать потенциального сотрудника нашими правилами и требованиями, и если человек, несмотря на услышанное, принимает решение остаться, значит, мы можем с ним идти дальше.
— Есть какие-то специфические правила для персонала у вас в салоне?
— Правила, конечно же, есть. Их не мало, и они довольно строгие. Поначалу я даже думала их смягчить, потому что приходившие работать мастера, пугались — очень уж на армию было похоже. Но потом поняла, что не стоит ничего смягчать: в деле, которым занимаешься, все должно быть четко, иначе порядка не будет.
Например, у нас запрещены разговоры по мобильным телефонам, совсем запрещены. Запрещено носить обувь на каблуках. Категорически запрещено переносить запись клиента. Ни под каким предлогом. Только если этого хочет клиент.
А вообще, я выросла в военном гарнизоне города Быхова в семье военного, потому к порядку приучена с детства.
— Легко ли заставить людей соблюдать ваш «свод законов»?
— Сложностей пока не было. Я никогда не диктую правила безапелляционно. Я их обосновываю. Например, о запрете на перенос записи. Если мастер переносит запись по своей инициативе, то клиент подсознательно начинает считать, что мастер ему должен. Потом он считает себя вправе опоздать, перенести запись еще раз, но уже на свое усмотрение и в последний момент, а затем вообще начинает панибратски относится к мастеру. Как только мы обсудили это с сотрудниками, вопрос о переносе записи больше не поднимался. Так я аргументирую каждый запрет или требование.
Но это вовсе не значит, что наши сотрудники живут и работают в спартанских условиях. Когда человек устраивается работать в нашу организацию, я прошу его дать мне знать обо все «красных днях» в его календаре. Дни рождения детей и близких родственников, запланированные мероприятия, или первое сентября для мам малышей, учащихся в младших классах. Мы составляем график работы, учитывая интересы и потребности людей, просто менять его произвольно не позволяем. Кроме того, я вам честно скажу, мне нет никакой разницы, первого или второго числа мне в кассу придут деньги, заработанные конкретно взятым мастером. Не война, в конце концов, я могу себе позволить дать человеку отдохнуть, и не вижу причины этого не сделать.
Правил у нас много, но они и должны быть, если мы хотим поддерживать уровень, до которого доросли. Клиенты очень ценят нашу пунктуальность, чопорный подход к дезинфекции инструмента, стерильность в косметологических кабинетах, чистоту в салоне, и не упускают возможности нам об этом сказать, а это очень приятно и дает почувствовать отдачу от работы, которой мы живем.
— Какой принцип вы посоветовали бы использовать в жизни, чтобы добиться успеха тем, кто еще только начинает свой бизнес?
— Принцип успеха прост: если хочешь чего-то добиться — работай. Если ты руководитель, и хочешь чтобы работал твой коллектив, — работай сам.
Женщина — создание, которое не способно просто носить свою душу в себе, ей необходимо постоянно ее во что-то вкладывать — в детей, мужчин, дом. Женщины, у которых души слишком много, создают свое дело, в котором тоже оставляют частичку себя. В салоне Натальи сосредоточен душевный материал одной крохотной и четырех взрослых, родных друг другу, женщин, потому ее бизнес просто обречен на успех. «Индустрия красоты» желает им здоровья, только достойных мужчин рядом и роста численности обворожительного «женского батальона».
Текст: Марина Караман