Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Андрей Губанов, заместитель директора компании «Центр оснащения салонов красоты».
 
 
Десять лет назад на рынке парикмахерского оборудования было всего три заметных поставщика, которые поставляли на тот момент весьма ограниченный ассортимент, а цены на оборудование были при этом достаточно высоки. Постепенно предприниматели приобретали все больший опыт в ведении бизнеса и импортировании товаров.
 
Покупатели оборудования тоже не стояли в стороне: посещали выставки в странах-соседках, искали способы самостоятельного ввоза техники из-за границы. К примеру, намного более привлекательная цена, чем при покупке товара на территории Беларуси, получается при ввозе физическими лицами разрешаемых таможней 50 кг и последующем возврате НДС (а это — до 23 %). Немаловажным фактором в принятии решений о самостоятельном ввозе было отсутствие требований об обязательной сертификации ввозимого оборудования.
 
Затем наша страна объединилась с Россией и Казахстаном в Таможенный союз. Были введены единые правила, единый таможенный тариф, стерты многие барьеры во взаимной торговле. В результате предприятия трех стран получили более легкий доступ на внутренний рынок стран Союза. Заметную роль в развитии салонного бизнеса также сыграла отмена ограничений торговых наценок в Республике Беларусь. Потребители увидели невиданный ранее ассортимент, получили возможность выбирать между поставщиками, время и процедура поставок из России значительно сократились. Количество поставщиков парикмахерского оборудования по меньшей мере увеличилось более чем в 3 раза. А цены, несмотря на снятие ограничений в наценке, по законам рыночной экономики пошли вниз. Постепенно рынок сделал свое дело и произошло неизбежное: увеличилось количество поставщиков, вырос ассортимент, а цены на рынке достигли своего минимума. Кстати, если бы мне 10 лет назад сказали, что для покупки оборудования для парикмахерской на 3 рабочих места потребовалось бы до 2000 $, я бы посчитал это чьей-то больной фантазией. Однако это оказалось реальностью.
 
И вот наступил следующий этап — введены в действие технические регламенты Таможенного Союза, в частности «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011) и «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011), согласно которым с 15 ноября 2013 года обязательной сертификации подлежит, пожалуй, все электрооборудование парикмахерских, спа-центров и косметологий (в том числе сушуары, климазоны, ультрафиолетовые лампы, спа-группы, косметологические кресла с подогревом, бесконтактные мойки, оборудование для ухода за волосами, ногтями и кожей и проч.).
 
К чему приведет введение обязательной сертификации для электрооборудования? Поделюсь своим видением ситуации.
 
Во-первых, в выигрыше окажется бюджет.
 
Логика проста: фактически всё электрооборудование красивого бизнеса, приобретенное после 15 ноября 2013 года, должно сопровождаться необходимыми сертификатами, которые вместе с паспортами и накладными вправе будет затребовать санстанция, ну и, разумеется, проверить соответствие указанного в них оборудования тому, которое размещено в салоне.
 
Закупки предприятиями оборудования у поставщиков позволят получить бюджету, помимо денежных средств, предварительно уплаченных поставщиком за сертификацию, таможенные пошлины и НДС, которые в случае самостоятельного завоза оборудования физическими лицами бюджет не получал. К примеру, таможенная пошлина в Таможенном союзе составляет до 20 % от стоимости товара (в зависимости от товара), НДС в Беларуси — 20 % (и в 2014 году налог планируют повысить до 22 %). Стоимость же сертификации оборудования одного производителя может достигать 5000 $. И, разумеется, возрастут суммы налога на прибыль…
 
Во-вторых, в плюсе окажутся серьезные поставщики (импортеры). Ведь для того чтобы поставлять оборудование, необходимо как минимум иметь «золотой запас» для прохождения сертификации. Другими словами, слабые станут слабее. Или сильнее. Но выживут, определенно, не все.
 
В-третьих, не проиграют и владельцы действующих бизнесов: для открытия салона потребуется теперь больше инвестиций, то есть возрастет порог входа в бизнес. Как итог — меньше конкурентов и, вероятно, текучки кадров.
Оборотной стороной медали окажется то, что в конечном счете все эти дополнительные затраты будут переложены на потребителей услуг салонов и спа-центров.
 
Не могу не сказать, что, если вы решите закупить оборудование в России или Казахстане (то есть в Таможенном союзе) напрямую, внимательно проверяйте их сертификаты: риски контрабанды и подделки документов никто не отменял; учитывайте то, что россияне не любят «заморачиваться» с НДС для белорусов, и не забывайте о гарантийном обслуживании — оно, вероятно, будет, но примерно такое: «Приезжайте в Москву — починим».
 
Что мы могли бы посоветовать нашим клиентам? В связи с вводимой обязательной сертификацией рост цен на оборудование, на наш взгляд, неизбежен. Насколько значительным он будет, покажет время. Пока оно есть — до 15 ноября 2013 года. До этой даты разрешается обращение электрооборудования без сертификатов соответствия. При отгрузке любой поставщик оборудования предоставит (обязан предоставить) копии «отказных» писем из «Госстандарта». Ваша задача, приобретая электрооборудование до 15 ноября 2013 года, сохранить оригиналы накладных, паспорта с отметкой даты продажи и копию указанного выше «отказного» письма. Тем, кто уже приобрел такое оборудование, советуем найти эти документы и хранить их под рукой. Ведь именно они будут служить доказательством того, что ваше оборудование было приобретено до обозначенной даты и не подлежало сертификации.
 
И будем надеяться, что все эти, на первый взгляд, негативные перемены — для бизнеса только к лучшему, а обещанный вступлением в Таможенный союз (и «Википедией») экономический рост в стране неизбежен.