Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Анна Второва, практикующий психолог
 
Какие у вас возникают чувства, когда вы слышите слово «интрига»? Скорее всего, возмущение. В глубине души мы понимаем, что интрига — это манипуляция, не прямой и, признаться, не искренний способ получить желаемое. Другими словами — средство достичь цели любыми путями, оставаясь в стороне и как бы не являясь виновником того, что пострадают (а это обязательное условие интриги) в общем-то невинные люди.
 
Помимо возмущения и праведного гнева интриганство вызывает интерес, любопытство, драйв, даже восхищение. Что же привлекательного в интригах? Творческое мышление, изобретательность, знание человеческой природы, понимание, на какие «кнопочки» можно нажимать, чтобы человек «включался» на определенные чувства и действия. Интриганы чертовски изобретательны, тонки и чутки к человеческой психике. Только используют они свои способности эгоистично, во благо себе.
 
 
Интриги очень хорошо вплетаются в женское естество. Поскольку женщины больше ориентированы на чувства и отношения, то, естественно, они и лучше умеют их моделировать.
 
В салонном бизнесе, конечно же, работают именно творческие люди. Причем в большинстве своем женщины. Годы нахождения рядом с людьми, обслуживание их, выслушивание их историй, чаяний, желаний делает мастеров «житейскими психологами», они становятся исследователями человеческих душ. Но в отличие от профессиональных психологов, они не помогают людям найти себя и сделать свою жизнь более полноценной, а стремятся получить максимальную выгоду, используя человеческие слабости и желания.
 
Когда возникают интриги
 
Интриги возникают тогда, когда есть недовольство.
 
• Вы как руководитель начинаете выделять одного сотрудника, поощрять его, ставить в пример, хвалить. Это может вызвать зависть. И тогда интриганка (как правило, у интриги есть один автор) начинает плести сеть. Ее цель — подставить человека, не угодного ей, так, чтобы он предстал в невыгодном свете перед вами (руководителем). При этом интриганка собирает союзников и действует их руками. С самим же «объектом» она может строить якобы дружеские доверительные отношения, стараясь узнать все нюансы его чувств, желаний, его мечты и стремления.
 
• Интрига может возникать между сотрудниками двух смен. Например, интриганка говорит коллеге, что мастер с другой смены нелестно отзывается о его профессионализме. И тогда возникает две коалиции, организованные по принципу «наших бьют». Причем в эти два лагеря начинают втягивать еще и клиентов, нелестно отзываясь о сотрудниках из другого лагеря. Это может серьезно подорвать не только работу, но и репутацию салона.
 
 
• Целью интриги бывает «жажда власти». И вот тут — осторожно! — интрига может быть направлена против вас, руководителя. Вас могут начать втягивать в конкуренцию. Либо автор интриги может стать вам настолько близким и необходимым, настолько чутко подсказывающим атмосферу в коллективе, желаемые решения, что, доверяясь ему, вы оглянуться не успеете, как у вас появится серый кардинал.
 
Как себя правильно вести
 
Можно ли избежать интриг? Полностью, пожалуй, нет. Но свести их к минимуму, учитывать очень даже можно.
 
 
Если сотрудник, плетущий интриги, имеет яркий характер, харизматичен, имеет высокие лидерские качества (и чем более они выражены, тем более закручена интрига), если коллеги склонны ему подчиняться и его признавать, то, как это ни печально, лучше от такого сотрудника избавиться. Если он жаждет власти и признания, он никогда не смириться с тем, что руководитель вы. Это будет вечная изматывающая вас конкуренция. А оно вам нужно?
 
Если у автора интриг не особенно ярко выражены лидерские качества и вы чувствуете себя сильнее его как личность, то такого сотрудника можно оставить в коллективе, начав использовать его энергию в мирных целях. Например, поручив ему кураторство над одним или более сотрудниками. В принципе, он получит признание, и его самолюбие будет тешить некая иллюзия власти.
 
По мнению некоторых психологов, интриги могут возникать тогда, когда у сотрудников возникает больше свободного времени. Поэтому старайтесь, чтобы сотрудники были заняты. И если вы видите, что в коллективе возникает конкуренция, легализуйте ее. Устраивайте соревнования. Пусть идет постоянный конкурс на «лучшего» — парикмахера недели, самого вежливого сотрудника, самого оригинального мастера и т. д. — дайте простор своей фантазии. Оптимальный способ избежать подводных течений в конкуренции — дать поконкурировать явно. Энергия та же, но с пользой для дела.
 
Если интрига направлена против вас, конкурируют с вами, то не торопитесь включаться и ставить на место сотрудника, показав, кто главный. Возможно, вы получите неоценимого помощника, давая ему «самые ответственные» поручения, доверяя «только ему».
 
Интриг избежать полностью невозможно. Человеческая природа устроена так, что они возникали и будут возникать. Поэтому, если вы решите бороться с интригами, вы просто потеряете энергию и истощитесь. Старайтесь учиться управлять ими. Приобретайте этот навык. Становитесь сами знатоком человеческих душ и управления людьми и бизнесом. И тогда интриги будут видеться вам не проблемой, а решаемыми рабочими моментами.