Дмитрий Разахацкий, консультант по интернет-маркетингу
Что лучше — разместиться в каталогах типа relax.by и «ЛедиTUT.BY» или вложиться в создание и продвижение своего интернет-проекта? Ответ не всегда очевиден, так как небольшому салону красоты или парикмахерской свой сайт может быть невыгоден. Но игнорировать интернет как канал продвижения могут позволить себе не многие.
Каталоги в принципе можно условно разделить на несколько видов:
• каталоги сайтов (ссылок);
• каталоги компаний (справочники);
• каталоги товарных предложений (прайсов);
• гибридные каталоги.
У каждого есть свои нюансы. Например, первые имеет смысл задействовать именно для продвижения сайта в поисковых системах, вторые часто платные, а третьих в Беларуси раз-два и обчелся.
Какие каталоги выбрать и как не ошибиться с выбором
«Яндекс.Справочник» — обширная база организаций разных стран. Данные из нее показываются в поисковых результатах в ответ на запрос пользователя: введите «салон красоты» — и на первом месте вы увидите «салоны красоты в Минске — 819 адресов» как раз оттуда. Это хороший шанс для продвижения тем салонам, у которых нет своего сайта.
Если у вас есть сайт и вы пользуетесь вебмастером «Яндекса», то оттуда можно подать заявку на включение вашей компании в «Справочник» и «Карты», в ином случае просто залогиньтесь в «Яндексе» по адресу «Справочника», нажмите «Мои организации» и заполните заявку. Приоритетное размещение платное, но компания появится там и без оплаты, не сомневайтесь.
Чем точнее вы заполните данные, тем выше вероятность того, что пользователь перейдет на ваш сайт или позвонит именно вам. Варианты описания «Минск, улица такая-то», или «Широкий спектр процедур по уходу за телом», или «Салон красоты в центре Минска! Профессионализм! Комфорт + гарантия качества» однозначно хуже, чем «Цена женской стрижки: 220 000 бел. руб.; женский маникюр, детский маникюр, наращивание ногтей; 09:00–20:00». И обязательно добавьте фото: они всегда увеличивают конверсию. Странно, почему минские салоны этого до сих пор не знают...
Этот старейший белорусский каталог одно время остановился в своем развитии и лишь недавно немного переработал структуру. Теперь, по сути, здесь и каталог ссылок, и агрегатор ссылок на каталоги подпроектов TUT.BY («Леди», «Финансы», «Спорт» и т. д.). Соответственно, если у вас есть сайт, стоит подать заявку на внесение его в каталог сайтов: ссылка оттуда индексируется и будет ценной для продвижения в поиске.
В «Каталоге компаний» ссылки закрыты от индексации поисковыми системами, а посещаемость конкретных разделов не известна. Другими словами, размещаться здесь с точки зрения SEO бессмысленно, а с точки зрения продвижения своих услуг лучше заплатить за размещение на первой странице своей рубрики, так как дальше пользователь все равно не дойдет. Как понять, выгодно это или нет? Уточнить у менеджеров посещаемость раздела и посчитать от нее 5 %. Например, посещаемость раздела в день — 1000 человек, и можно предположить, что на вашу страницу в этом каталоге в день перейдут 50 человек и примерно 500 человек увидят и прочитают ваше название. Но это все при условии, что вы размещены на первой странице.
Размещаться в «Каталоге компаний», тем более за деньги, имеет смысл, если у вас нет сайта либо он пока не оптимизирован — тогда по названию вашего салона пользователь получит эту страничку на первых местах в поиске и, возможно, перейдет на нее. Однако то же самое можно сделать и на relax.by, deal.by, map.by, 103.by, 360.by, chatoff.by и других сайтах. Даже площадку отзывов, например otzyvy.by, можно использовать с этой целью — если вы, конечно, уверены, что отзывы о вас будут положительные и вы готовы работать с отзывами в принципе (если готовы, но не знаете как — обратитесь к статье «Красивый бизнес в Сети: работа с негативными отзывами на форумах» в № 2, 2013 — Примеч. ред.). Какой из каталогов выбрать, стоит решать исходя из цены размещения, стратегии продвижения и того, насколько вам нравится собственно сам каталог. Ведь пользователь, попадая к вам через него, будет частично переносить свою оценку увиденного в этом каталоге и на вас.
Наличие в этом каталоге для любого сайта считается престижным: платное размещение стоит более 500 $ в эквиваленте. Оно не влияет напрямую на позиции сайта в поиске, однако сайты из этого каталога считаются заслуживающими доверие, их легче продвигать.
В правом верхнем углу есть ссылочка «Добавить сайт» — перейдите по ней, заполните несложные поля и ждите результата. Ждать можно полгода и более — в этом минус бесплатного размещения. И можно не дождаться в принципе, если ваш сайт не очень хорош для пользователя. Из нюансов добавления в этот каталог: задумайтесь о названии сайта, которое вы пишете в поле — прочтите коротенькую справку, не поленитесь. Это увеличит шансы положительного решения.
Сюда добавляются исключительно ради ссылки, так как это один из старейших каталогов интернета. Размещение бесплатное, однако, чтобы попасть сюда, нужно очень верно подобрать рубрику и составить хорошее описание сайта. Ждать решения можно тоже довольно долго.
Старейший белорусский каталог и рейтинг сайтов. Размещение бесплатно, заодно вы получаете счетчик со статистикой посещаемости. Ваша ссылка будет закрыта от индексации, поэтому на продвижение в поиске не повлияет, трафика с этого сайта на ваш тоже не будет. Нужен ли вам счетчик, если есть «Яндекс.Метрика» и Google Analytics с более широкими возможностями? Поэкспериментируйте и решите.
Выводы
Размещайтесь везде, где можно указать свои контакты и прямую ссылку на сайт. Можете исходить из расчета того, что одна ссылка в среднем стоит 5 $, показ ваших контактов одному пользователю — 0,1 $, показ названия вашего салона — 0,01 $.
В любом случае, не бойтесь начать работать с каталогами и помните, что подход «шаг за шагом» здесь работает лучше, чем подход «всё и сразу». Начав сегодня с размещения в одном каталоге и последовательно приращивая их число, уже через год вы можете охватить их все, заодно выяснив реальные потребности пользователей и оптимизировав свой сайт. А, как показывает статистика поисковых запросов белорусов, о которой мы писали в № 2 «Индустрии красоты» за 2013 год, экономический смысл присутствия салона красоты в интернете есть и выиграет гонку в ближайшем будущем тот, кто первым научится работать с ожиданиями интернет-пользователей и не боится экспериментировать.