Мария Павлючкова, владелица и руководитель нескольких маникюрных студий Гомеля, преподаватель курса «Маникюр и педикюр»
Для того чтобы мастер красивого дела не терял интерес к своей профессии, ему надо в ней расти. Руководители не зря опасаются слов «рост» и «развитие» — ведь мастер может перерасти свой салон, однако без этих самых роста и развития мастер гаснет, и теряет свой внутренний огонь — мотивацию. Что тоже сказывается на бизнесе, и, возможно, еще даже более худшим образом. Ведь, пожалуй, лучше иметь в салоне год-два способного, горящего профи, притягивающего новый уровень клиентов, чем пять-десять лет отставать от запросов рынка с незаинтересованным в развитии специалистом.
Итак: куда расти мастерам?
Участник конкурсов
Работа мастера не должна ограничиваться только стенами салона или кабинета. Мастер, который желает открыть для себя другие возможности своей профессии, может попробовать себя в качестве участника конкурсов. Тем самым приобрести иной статус — статус «звездного специалиста». В первую очередь, процесс подготовки к участию в конкурсе — это возможность получить принципиально новые знания, а также поработать бок о бок с чемпионами и специалистами высших категорий.
Однако, только желания для участия в конкурсе недостаточно. Особое внимание нужно уделить обучению и подготовке. Мастер, который решил встать именно на этот путь развития, должен быть готов к нему как морально, так и материально. Ведь время, потраченное на подготовку к конкурсу, прямо пропорционально снижению дохода в этот период.
Если рассматривать финансовую сторону конкурсного развития, то мастеру также стоит задуматься о практическом применении результатов участий и конкурсных побед (дипломов и наград). Оценит ли по достоинству руководство салона конкурсную победу мастера и скажется ли это на оплате его труда? Сможет ли мастер после участия или тем более победы поднять стоимость своих услуг? Согласны ли будут клиенты оплачивать мастеру реализацию его амбиций? Клиентов наверняка устраивало качество работы и стоимость услуг мастера и до участия в конкурсе. При отрицательном стечении обстоятельств завышенные ожидания мастера могут его разочаровать, что скажется на желании продолжать свое развитие в конкурсном направлении.
Конкурсный судья
Мастера, который все же решил встать на конкурсный путь развития и достиг на нем определенных высот, может ожидать следующая ступенька — судья конкурса. Абсолютный чемпион может стать судьей конкурсов и оценивать работы участников с высоты своего опыта. Но в то же время, судейство — дело ответственное и морально непростое. Далеко не каждый опытнейший мастер или преподаватель сможет реализовать себя в качестве судьи. Для этого нужно обладать такими личными качествами, как умение грамотно отстаивать свою точку зрения, но при этом прислушиваться к мнениям других членов жюри; стойко выносить нападки проигравших участников, и, конечно же, являться высочайшим профессионалом.
Технолог-консультант, тренер
В нашей стране стало появляться все больше известных мировых брендов профессиональной косметики. Фирмы-дистрибьютеры стараются привлечь на белорусский рынок красоты всемирно признанные торговые марки и их продукты, чтобы мастера могли предлагать своим клиентам услуги более высокого качества. Безусловно, работа подобных фирм была бы невозможна без тесного сотрудничества с мастерами-практиками. Ведь именно они могут на доступном и максимально понятном языке донести своим коллегам все прелести нового продукта. Поэтому мастер, который стал чувствовать усталость и потерю интереса к работе только с клиентами, может попробовать себя в качестве технолога-консультанта или тренера по проведению семинаров, презентаций и мастер-классов. А руководителю салона стоит задуматься об их проведении — как для клиентов, так и для мастеров своего и других салонов.
Преподаватель обучающих курсов
Одной из черт характера многих успешных мастеров является коммуникабельность и умение налаживать комфортный климат в общении с людьми (клиентами). Мастер любого уровня профессионализма и статуса работает с клиентами и для клиентов. Однако на определенном этапе накопленных навыков и умений становится достаточно для того, чтобы делиться ими с другими людьми — преподавать. Когда мастер начинает преподавательскую деятельность, то его статус в глазах окружающих (клиентов, коллег) заметно растет.
За годы деятельности в красивом бизнесе мне также приходилось обучаться (да и приходится это делать непрерывно, что, собственно, и является для меня одним из плюсов работы в данной сфере) у разных преподавателей. Основным отличием между ними являются те приоритеты, которыми они руководствуются, занимаясь преподаванием.
Приоритет первый: коммерческая выгода. Ученики ставятся на поток (в группах по 7-10 человек на одного преподавателя). Появление моральной опустошенности у преподавателя уже не позволяет работать качественно, а материальные желания пока перевешивают. Процесс обучения в школах с подобным форматом напоминает заводской конвейер, результатом производства которого являются, в большинстве своем, мастера-неумеки.
Б. Творческая натура. Конечно, это сложно назвать негативом, но речь идет не о творческом подходе к процессу обучения, а о личном творческом состоянии преподавателя. Когда во время обучения ученик чувствует себя вторичным, а преподаватель, не обращая на это внимания, продолжает увлеченно лепить, рисовать, а иногда успевает обслуживать своих клиентов. У таких преподавателей смогут получить навыки только те, кто уже умеет, но никак не те, которых нужно чему-то научить с нуля.
Но хочется верить, что в сфере красивого бизнеса внимательных, талантливых, и неравнодушных к развитию своих учеников преподавателей будет появляться все больше и больше. Ведь психологически комфортная атмосфера в процессе обучения имеет такое же высокое значение, как во время работы мастера с клиентом в салоне.
Поэтому мастеру, который выбрал развитием своей профессии преподавательскую деятельность, нужно объективно проанализировать, обладает ли он такими качествами, как терпение к людям, плавно перерастающее в гуманизм; умение объяснять и разъяснять; умение планировать и систематизировать информацию; пониженный уровень агрессии; умение абстрагироваться на работе от внешних проблем и пр. Также необходимо четко осознать, что умений просто хорошо стричь, наращивать ногти и рисовать кистями совершенно не достаточно для успешной реализации себя в качестве преподавателя в индустрии красоты.
Владелец-руководитель объекта красивого бизнеса
Когда мастер начинает чувствовать в себе уверенность и желание оформить свои навыки и умения во что-то цельное, индивидуальное, стильное и полезное, настает самое время подумать об открытии своей студии, кабинета, салона.
Основным умением, без которого невозможно построить успешный бизнес в сфере обслуживания, является умение сплотить людей и создать команду, замотивированную на эффективную работу салона. При этом количество работников не имеет значения. Это может быть и небольшой кабинет на два рабочих места, и салон на 8–10 мастеров.
Бьюти-бизнес наполнен творческими личностями, каждая из которых пытается выделиться посредством своей индивидуальности. Но полноценный успех и конкурсные победы сопутствуют только слаженным командам. Даже самый титулованный мастер, преподаватель, 10-ти кратный победитель всех конкурсов и их же судья, сочетающий при этом практическую деятельность мастера и административные функции, никогда в одиночку не выведет салон на эффективный уровень работы.