Опубликовано в №6 (15) 2015 профессионального издания «Индустрия красоты»
Не все, что называется «космецевтикой» на белорусском рынке, таковой является де-факто. С другой стороны, некоторые производители, чьи продукты подпадают под неофициальные, но вполне четкие определения космецевтики, по старинке пользуются более привычным словосочетанием «профессиональная косметика».
Необходим ли особый статус для космецевтики или будет достаточно того уровня контроля, который уже имеется в отношении салонных косметических средств? А может, наоборот, следует приравнять такие препараты к лекарственным? Эксперты, опрошенные журналом «Индустрия красоты», разошлись во мнениях. И каждый из наших собеседников привел в доказательство своим словам убедительные доводы. Также специалисты рассказали, чего не хватает имеющимся определениям космецевтики и как потребителям ― салонам и их клиентам ― распознавать, где действительно они имеют дело с парафармацевтикой, как еще называют эту категорию косметики, а где они столкнулись с не более чем попыткой недобросовестного производителя заработать деньги на эффектном названии.
Олеся Трезкова: «Термин “космецевтика” получит официальный статус уже в ближайшее время»
Олеся Трезкова, косметолог-физиолог, бренд-тренер компании «Вэлнэс Юнайтед»
― Косметика изначально предполагает воздействие на верхние слои кожи, а именно ― на роговой. Космецевтика же подразумевает работу на большей глубине ― в глубоких слоях эпидермиса и дерме, гиподерме.
Термин космецевтика, либо фитокосмецевтика, дерматокосметика, не имеет официальной трактовки. Неофициально он используется для косметических препаратов, ингредиентный состав которых предполагает терапевтическое назначение либо компоненты которых зарегистрированы в Министерстве здравоохранения и на данных препаратах проводились официальные исследования по той или иной дерматологической проблеме.
Так как официального термина «космецевтика» нет, соответственно, разграничения в сертификации тоже на сегодняшний день нет. Однако скоро ситуация изменится ― буквально в ближайшем будущем космецевтику выделят в отдельную категорию. Потому что она оказывает терапевтическое действие, будут указаны как показания, так и противопоказания, чтобы сам потребитель четко понимал, какие могут быть результаты от применения. Производителям будет необходимо четко прописывать состав (а именно ― процентное соотношение активных компонентов), и это уже будет приближено к фармакологии. Ведь изначально космецевтика ― это две соединенные в одну науки, косметология и фармакогнозия.
― Вы сказали, что уже в ближайшее время появится официальный термин «космецевтика». Расскажите об этом подробнее.
― Да, это будет сделано на государственном уровне. На сегодняшний день разграничение косметики и космецевтики уже действует во Франции. Через розницу космецевтика в этой стране не продается ― только через сеть аптек. И в странах Таможенного союза в скором времени произойдет подобное. Та продукция, которая будет реализовываться в аптечной сети, вскоре начнет проходить сертификацию по дополнительным стандартам. Это обязательные требования к составу (отсутствие синтетических соединений или их незначительное процентное соотношение), также будут необходимы все документы, которые подтверждают безопасность данной продукции.
Работа очень масштабная ― даже не на уровне государства. Речь идет о международных стандартах, страны должны между собой договориться, чтобы был общий подход по компонентам, их процентному содержанию и т. д. Пока это все обсуждается.
― Насколько часто термин «космецевтика», являясь пока неофициальным, используется недобросовестно?
― Термин действительно используется широко, не всегда соответствуя реальности. Учитывать нужно состав продукта ― активные компоненты, процентное соотношение, присутствие синтетических соединений и обязательное наличие сертификатов качества.
Мы, как специалисты, достаточно часто сталкиваемся с тем, что космецевтикой называют то, что таковой не является. Причина состоит именно в том, что нет официального термина.
Нужно очень внимательно смотреть на состав. Космецевтика направлена на работу в более глубоких слоях кожи, а соответственно, необходимо, чтобы ее химический состав это позволял. Сами вещества, которые использует космецевтика, должны иметь маленькую молекулярную структуру либо специальные транспортные структуры, чтобы обходить барьерную функцию кожи и работать в ее глубоких слоях. При этом компоненты должны быть жирорастворимыми ― водорастворимые не проходят через липидный барьер.
― Все чаще в масс-маркете появляются косметические средства, которые, не называясь космецевтикой, тем не менее, обещают похожие «чудеса». Насколько дешевой может быть космецевтика?
― Она не может быть дешевой. Дороги и применяемые компоненты, и производство таких препаратов.
Что касается обычной косметики, рассмотрим состав: производитель обязан указывать состав от максимального компонента к минимальному. На первом месте вода, затем глицерин (либо подобное соединение). Чтобы смешать эти два компонента, нужно добавить эмульгатор и нагреть смесь ― получается стандартная эмульсия практически любого крема независимо от цены. И все это составляет 70–75 %. Если в креме есть вода, то обязательно наличие консерванта ― еще 3–5 %, а также отдушки, стабилизаторов и т. д. И вот мы получили состав крема 80–85 %. Соответственно, активные молекулы будут в предельно минимальной концентрации.
Не стоит забывать, что глицерин ― это все-таки продукт нефтепереработки и его молекулярная структура имеет очень большую длину. Он остается на роговом слое, не поступает через кожу. Этот орган имеет барьерную функцию, и, с одной стороны, это замечательно, потому что через него не проходят те же тяжелые металлы и т. п., но с другой ― и полезные компоненты тоже.
Есть еще один нюанс: одна молекула глицерина притягивает 10 молекул воды. Значит, этот крем будет увлажняющим, только если влажность воздуха более 70 %. Где найти такую влажность в помещениях? Лишь на открытом воздухе у водоемов. Глицериновая молекула начинает вытягивать воду из кожи. Если заявлять, что крем увлажняющий, ― тогда надо прописать, при каких условиях он будет работать.
С возрастом кожа хуже выполняет свои функции, и состояние сухости, стянутости усугубляется. Для возрастной кожи проще «склеить» клетки так, чтобы они ничего не пропускали. Соответственно, обычные косметические кремы, которые, как заявляется, работают в глубоких слоях, на деле неэффективны. Такой способностью обладает только космецевтика. При этом производитель, опираясь на результаты испытаний, научные статьи, должен четко показывать: такие-то вещества он использует, такую-то молекулярную структуру они имеют, в таких-то слоях действуют, выполняя такую-то функцию.
― Вы рассказали о составе косметических средств. А что в космецевтических?
— В составе будут указаны запатентованные формулы со ссылкой на определенные исследования. Таким образом, при определенном соотношении этих веществ в эмульсии можно будет ожидать заявленный результат. Также предполагается наличие растительных масел с уже доказанной эффективностью, использование стерильной упаковки из специального стекла, отсутствие консервантов. Действие таких препаратов потрясает результатами.
Надо четко понимать: растительные масла должны быть на 100 % натуральными, ведь многие грешат тем, что добавляют глицерин ― в этом случае препарат не будет способен на тот эффект, который заявлен.
― Так как космецевтика оказывает глубокое воздействие, какие ограничения есть при ее применении? Какие могут быть последствия при неправильном использовании?
― Может возникнуть аллергическая реакция. Некоторые производители заявляют, что их препараты ― гипоаллергенны, но это не так. Не существует гипоаллергенных средств. Аллергия ― иммунный ответ, и никто не может предугадать, как организм отреагирует на тот или иной компонент.
Вадим Кузьменко: «Космецевтика ― это лишь маркетинговое название для наиболее
эффективной профессиональной косметики»
Вадим Кузьменко, директор компании «ОНмакабим Бел»
― Важно понимать: космецевтики как таковой не существует. На законодательном уровне определение космецевтики не закреплено. Сегодня это чисто маркетинговое название.
Исследования дерматологами применения наружных средств показали, что существует многочисленная группа препаратов, которые оказывают большее, чем просто поверхностное воздействие. Естественно, их как-то захотелось выделить. Но доказать фактически, какой препарат относится к космецевтике, а какой нет ― невозможно. Наличие очевидного эффекта? Но ведь ясно, что прекрасно увлажненная кожа, подвергающаяся длительному воздействию хороших косметических средств, будет существенно лучше выглядеть, чем кожа, за которой вообще никак не ухаживают.
На сегодняшний день, негласно, космецевтика ― это те средства, которые содержат в себе биологически активные компоненты с проверенными косметическими свойствами. Это ретиноиды, фруктовые кислоты, пептиды, витамин C. Те продукты, которые включают эти компоненты, могут называться космецевтикой.
Например, в составе нашей профессиональной косметики есть все, что я перечислил. Но мы не называем ее космецевтикой. Это профессиональный продукт, мы работаем с врачами, косметиками-эстетистами, поэтому должны оставаться профессионалами. Мы не можем разбрасываться громкими фразами. В поиске хорошего средства неправильно ограничивать себя только вариантами, которые заявлены как космецевтика. Выбирать стоит по качеству и свойствам препаратов.
Вообще, деление на масс-маркет, профессиональную косметику, космецевтику, аптечную косметику весьма условно. Естественно, профессиональная косметика предназначена в первую очередь для использования специалистами в салонах. Среди аптечной косметики имеется немало хороших продуктов. Единственный минус ― провизор, фармацевт не обязаны знать все ее особенности. А ведь каждое средство очень универсально, чтобы подходить подавляющему большинству потребителей. Индивидуальные особенности кожи, климат, питание накладывают отпечаток на уход за кожей. Поэтому сейчас мы наблюдаем тенденцию к индивидуальному подбору продуктов и процедур.
Профессиональная линейка всегда будет иметь более широкий спектр продуктов для применения. И учитывать больше, в сопоставлении с аптечной косметикой и реализуемой в ритейле, нюансов, таких как купероз, различные проблемные и возрастные состояния кожи.
Тем более нелепо выглядят доводы сетевых горе-маркетологов, которые поделили космецевтику еще и на сегменты: первого, второго, третьего уровня. Это вообще не имеет под собой научного обоснования. Фактически это чистый маркетинг. Поэтому, подытожу, ориентироваться на слово космецевтика не стоит.
― Потребителям следует ориентироваться на состав косметических средств?
― Что касается составов ― с этим дело обстоит еще сложнее. Чтобы изучать составы нужно иметь как минимум биохимическое образование. Просто прочитать, что применяются лишь натуральные компоненты, недостаточно.
Например, есть узкоспециализированные профессиональные средства, которые содержат минеральное масло, так называемый вазелин. Он технологически необходим для решения определенных кожных проблем. Считается, что применение минерального масла не очень полезно. В целом ― да. В индивидуальных же случаях оно, обладая рядом преимуществ, просто незаменимо.
Поэтому ориентироваться только на состав не очень правильно. Безусловно, это дает какое-то представление: продукт, содержащий пептиды, ретиноиды, фруктовые кислоты, конечно, будет гораздо результативнее, в сравнении с продуктом, не имеющим таких компонентов в составе.
Средство, которое включает больше натуральных компонентов, предпочтительнее, чем препарат, содержащий одно-два натуральных активных вещества. Но чтобы детально разбирать состав, нужно, как я говорил, как минимум быть биохимиком и, во-вторых, знать технологии косметического производства. Ведь одно дело ― смешать два-три ингредиента, а другое ― 20–30.
При выборе эффективных косметических средств стоит доверять профессионализму ваших косметологов и в неменьшей степени ― поставщиков. Последние должны уметь не просто красивыми маркетинговыми словами, а профессионально, с использованием доказательств ― тех же результатов клинических исследований ― объяснить эффективность как отдельных компонентов, так и препарата в целом.
Людмила Калацкая: «Подступиться к непосредственному установлению статуса космецевтики пока не удается»
Людмила Калацкая, кандидат биологических наук, руководитель косметического проекта компании LoTa beauty system
― С мнением, что космецевтика ― это маркетинговый ход производителей, я и согласна, и нет. Действительно, юридический статус космецевтики, или парафармацевтики, не определен ни у нас, ни в России, в то время как на Западе это понятие уже давно устоялось.
Безусловно одно: существуют различия между косметикой и космецевтикой, между медицинской косметикой и космецевтикой (парафармацевтикой). Эти грани сложны, их необходимо более четко обозначить. А пока этого нет, имеет место вольница в толковании. Мы уже много лет обсуждаем эту тему на форумах, в статьях, но процесс не подходит к своему логическому завершению, вопрос остается открытым.
Как я уже сказала, я согласна с коллегами, что сейчас обозначение части профессиональной косметики как космецевтики ― это, по сути, часто маркетинговый ход. Однако на рынке имеется и очень активная косметика, и если человек не обучен, не знает, как правильно ей пользоваться, он может даже себе навредить.
Мы, например, также позиционируем свою косметику как космецевтику, потому что для ее производства используем современные высокоэффективные субстанции с доказанной результативностью и в максимальных рекомендуемых концентрациях. Такая косметика продается только профессионалам и только тем, которые прошел обучение на семинарах. Мы говорим о высоконаучных многокомпонентных составах, которые требуют понимания и серьезного отношения при использовании.
― Вы говорили, что тема придания термину «космецевтика» официального статуса активно обсуждается. На каком уровне?
― Лет пять-шесть назад этот вопрос начал обсуждаться фармацевтической и косметологической отраслью. Ведь базовой дисциплиной для косметологии является дерматология ― область клинической медицины. Обе стороны должны работать вместе и прийти к общему знаменателю. Усложняет ситуацию то, что регламентирование идет сразу на три страны ― Россию, Беларусь и Казахстан. Как всегда, большое желание есть у всех, но подступиться непосредственно к решению вопроса пока не удается.
А ведь пока нет четкого определения категории продукта, очень трудно понять, где проходит та демаркационная линия между парафармацевтикой, собственно косметикой и медицинской косметикой. Сегодня мы имеем ситуацию, когда лучше всех ориентируются в косметике те, кто ее производит (как доказательство ― используется INCI, международное обозначение ингредиентов), или люди с профильным образованием: фармацевты, медики, биологи. Потребителям приходится доверять заявлениям производителя косметики.
― Получается, что в обозримом будущем решать, называть либо нет космецевтикой тот или иной продукт, как и прежде, будет сам производитель?
― Похоже, что это так. Иногда это будет просто рекламный ход, но во многих случаях абсолютно справедливый, оправданный способ дистанцироваться от менее активных косметических средств на рынке.
― Насколько часто производители все же необоснованно называют космецевтикой то, что таковой не является?
― К сожалению, такие случаи есть. Когда читаешь состав ― INCI ― а я всю косметику оцениваю не как обычный потребитель, а с точки зрения науки ― и там указаны только какие-то экстракты и они находятся в конце ингредиентного перечня, то позвольте мне усомниться в том, что это космецевтика.
Когда я вижу, что там есть субстанции, которые действительно работают, которые уже зарекомендовали себя в косметике и медицине как результативные, которые имеют научно доказанную эффективность, у меня есть все основания доверять и уважительно относиться к этому декларированию. Если нет ― то это остается пустым заявлением.
― Почему вы решили создать белорусский бренд профессиональной косметики и космецевтики?
― Шесть-семь лет назад моим коллегам и мне стоило определенных усилий и даже большого эмоционального напряжения создать линию профессиональной косметики на «Белите». Имелись большие сомнения в том, будет ли избалованный профессиональный мир использовать косметику отечественного производителя. Некоторые были уверены, что это не нужно, дорого, что вся страна привыкла работать только на импортной продукции.
Сегодня я очень плотно общаюсь с косметологами и знаю, что многие работают на белорусской косметике, порой это скрывая. Отмечу, что целый ряд отечественных продуктов ― кремы, скрабы, тоники и т. д. ― абсолютно не хуже зарубежных. В последних я часто вижу жесткую консервирующую систему, да и в целом к эффективности составов бывают вопросы.
Так что, учитывая многолетний опыт в области создания косметики, обладая глубокими профессиональными знаниями и зная тенденции рынка, мы приложили все усилия, чтобы войти в этот непростой сегмент ― высокоэффективной профессиональной косметики.
Продолжение...
Получить более подробную информацию о журнале «Индустрия красоты» и подписаться на него Вы можете здесь.
Текст: Юргис Думбляускас