Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Марина Караман, обозреватель
 
Данный материал опубликован в журнале «Индустрия красоты», № 1 (10), 2015.
 
Владислава Гуд, владелица парикмахерской «Влада», Жлобин (Частное предприятие «Элладашик»)
 
Сегодня мы с вами узнаем о бизнес-старте Владиславы Гуд, владелицы парикмахерской «Влада» города Жлобин.
 
— Владислава, как к вам пришла мечта о своем салоне?
 
— Я родилась в городе Горки Могилевской области. Переехала в Жлобин, вышла там замуж, родила сына. В декрет уходила как безработная. После того как подрос сын, устроилась на небольшую подработку, но через полгода снова ушла в декретный отпуск, за что получила немало негатива от работодателя.
 
Вышла из декретного отпуска и поняла, что, проживая в двухкомнатной квартире с мужем, его родителями, сестрой и двумя маленькими детьми, я скоро сойду с ума. Когда нет своего угла, чтобы просто уединиться на 15 минут, когда не имеешь личных денег месяцами, когда на каждую мелочь приходится выкраивать, цепляешься за любую возможность заработать свою копейку. И я пошла работать продавцом на рынок. Продавала одежду, потом галантерею, смотрела, как устроена вся система работы на рынке. Затем у моих работодателей начались проблемы, они стали сворачивать свой скромный бизнес, а я на тот момент уже изучила товар, спрос на него и стала привозить его небольшими партиями сама. Как-то так и пошло. Зарабатывала немного, но после полного отсутствия заработка это дало мне возможность прийти в себя и очнуться от декретной спячки.
 
Я работала и чувствовала, что рынок это не мое, и прекрасно понимала, что пошла туда от безысходности. Многие годы я мечтала иметь свой салон красоты или небольшую парикмахерскую, хотела приводить женщин в порядок, стричь их, красить, делать прически, менять образы. И в итоге решила рискнуть и заняться тем, чем мне действительно хотелось заниматься ежедневно, чтобы не угаснуть на нелюбимой работе, будучи совсем молодой женщиной.
 
— Сколько тогда было вам и вашим детям?
 
— Это было 9 лет назад. Сейчас мне 40. Сыну было 6 лет, дочке — 3 годика. Дети были маленькими, а я беспомощной в чужом городе и измотанной собственной неустроенностью. Надо было что-то менять. Я знала, чего хочу и в каком направлении, и стала действовать. 
 
Чтобы понять, как живет красивый бизнес, я пошла учиться. Перебрала много курсов для парикмахеров: сначала научилась делать прически, потом — стричь. Ездила в Гомель на курсы, а пока слушала преподавателя, в Жлобине меня ждала торговая точка на рынке, дома — двое маленьких детей и муж. Голова была полна планов об открытии парикмахерской, а времени предательски не хватало. На курсах я просила разрешения заниматься с двумя группами в две смены, чтобы больше практиковаться. Мне было очень дорого время: пока все сидели и боялись, я шла и делала — ворочала головы клиентов и добивалась от преподавателя ответа, что будет, если состричь прядь в том или ином направлении, экспериментировала с разными углами среза. Вообще хваталась за каждого клиента, который приходил в парикмахерскую школы к практикантам. К ночи валилась с ног, но чувствовала, что иду к цели, и это меня поддерживало.
 
Вскоре пришло время окончательно уйти с рынка: контейнер, в котором вела торговлю, нужно было выкупать, и я встала перед выбором — потратить деньги на выкуп контейнера или открыть парикмахерскую.
 
 
— И вы решили начинать свой бизнес?
 
— Да, с рынка ушла в пустоту. На руках у меня была только корочка парикмахера, который делает прически.
 
Я набрала потребительских кредитов и пошла по инстанциям. Чтобы хоть как-то справляться с расходами, давала объявления и работала в частном порядке.
 
Находясь в процессе регистрации, ввязалась по неопытности в неприятную историю. Мне посоветовали юриста, который мог сократить время на бюрократические процедуры и помочь найти помещение. От меня юристу потребовалась небольшая услуга: я, как индивидуальный предприниматель, через свой расчетный счет должна была провести для него некоторые платежи. Из-за этого у меня начались проблемы с налоговой инспекцией — заморозили счет, были большие штрафы и другие неприятности. Я понесла потери, но получила хороший жизненный опыт.
 
— Родственники и друзья вас поддерживали?
 
— Вот удивительно, но когда решаешься на что-то неизведанное, больше всего страдаешь от близкого окружения. Всякое говорили. «Вот куда ты лезешь, тебе больше всех надо что ли?», «У тебя не получится, только в долги семью вгонишь» и т. д. Если когда-то вам будут говорить подобное, не допускайте мысли, что задуманное не получится.
 
Мне нравится изречение: «„У нее нет шансов“, — громко заявили обстоятельства. „Она неудачница“, — крикнули люди. „У нее все получится“, — тихо сказал Бог». Поначалу со стороны семьи было все сложно, к примеру, свекровь очень переживала, недоверчиво относилась к затее. Но, несмотря на это, и детей смотрела, забирала из сада, когда муж был на работе, а я на курсах. Надежный тыл много стоит. Потом, она увидела, с каким упорством я иду к цели, и поддержала меня. Я благодарна своим близким за терпение и за то, что помогли преодолеть все трудности. Еще у меня есть подруга, Вера. На протяжении всего времени она говорила, что я смогу, что все у меня получится. Огромное ей за это спасибо.
 
Хотя не скрою, было очень тяжело. Иногда казалось, что голова лопнет от информации. Я научилась вести ежедневник, записывала, куда мне необходимо поехать, что сделать, какие документы куда подать, с кем встретиться.
 
— Владислава, а как вы совмещали бизнес и маленьких детей?
 
— Утром я отвозила детей в садик, вечером их забирал муж, свекровь или, если успевала, я. Было тяжело и страшно, что им меня не хватает, но я понимала, что все это временно и мне надо сейчас просто сжать зубы и потерпеть.
 
— Какой момент на вашем пути вы можете назвать самым сложным? Были ли мысли, что все зря?
 
— Нет, мыслей, что все зря, не было, но я хорошо помню момент, когда почти сломалась. Я уже собрала и подготовила гору документов, прошла оформление во всех возможных инстанциях, и вот, когда я думала, что все закончилось, мне сообщают, что я обязана установить в помещении пожарную сигнализации, и это стоит «всего» полтора миллиона. Я распределяла каждую копейку, строго рассчитывала, на какие части поделить сумму кредита и какую часть на что потратить, и на тот момент я потратила все, что у меня было. Я тогда села в пустом помещении на пол и заплакала. Потому что не было у меня этой суммы, и взять ее было негде: у всех, у кого могла, взяла уже. Такое чувство безысходности навалилось, такая усталость, хотелось зажмуриться, спрятаться и просто поспать.
 
Господи, думаю, сколько же еще мне нужно пройти, сколько средств и сил потратить, чтобы просто открыться. Ну не может же так быть, чтобы после такого пути у меня просто не хватило полтора миллиона на установку сигнализации.
 
И вдруг вот в этот момент отчаяния мне звонит сотрудник пожарной инспекции и говорит, что если у меня сложное материальное положение, я могу оплатить установку сигнализации в рассрочку. 
 
Когда я прошла последнюю юридическую процедуру для открытия парикмахерской, у меня было ощущение, что я несколько месяцев носила на спине что-то очень тяжелое, и вот сейчас это что-то упало с моих плеч.
 
— Что бы вы, как человек, который открывал парикмахерскую самостоятельно, отметили как общую проблему для всех, кто решил начинать бизнес в индустрии красоты?
 
— Есть одна общая проблема, и она касается любого, кто решил организовать свое дело, не обязательно парикмахерскую или салон красоты. У нас, если ты собрался что-то открыть, никто тебе не скажет, с чего начинать, куда идти, нет порядка в этой сфере. Людей отфутболивают из одной службы в другую, и каждый специалист считает прямо-таки необходимостью умолчать о мелочах и нюансах, которые стопорят оформление бизнеса. Когда я регистрировалась, иногда создавалось впечатление, что люди издеваются и нарочно не говорят некоторые вещи. Вот мне лично непонятно, как можно с первого раза не сказать о необходимости наличия какой-нибудь справки и потом, когда человек приходит с готовым пакетом документов, как бы между прочим заметить: «Ой, так а у вас еще вот этой справки нет, документы не принимаем».
 
Так, например, никто мне не сказал, что просто взять помещение, находящееся в госсобственности, в аренду нельзя, это делается только через аукцион. А я понятия об этом не имела.
 
Есть еще одна общая для начинающих бизнесменов беда — у нас не дают скидок на арендную плату тем, кто берет помещение через аукцион. Никому не интересно, что минимум три месяца, а быть может и больше, нужно снимать помещение вхолостую, чтобы получить необходимые согласования — в санстанции, пожарной службе, у энергетиков. А ведь практически все помещения нуждаются в ремонте перед запуском. До этого никому нет дела. Мы просто платим аренду 3–6 месяцев, хотя в это время не получаем никакой прибыли, только несем расходы. 
 
Я открывалась два года. Арендодатели меня торопили, кредиторы ждали возврата долгов, и очень сложно им было объяснить, что у меня нет ничего. Совсем ничего. Ни капитала, ни знакомых, ни возможности снова взять кредиты, ничего. Полный ноль.
 
— Этот бизнес сразу приносит доход?
 
— Если открываться как я, с нуля, в первые два-три года он просто высасывает из карманов все до последней копейки. Появляется привычка распределять еще незаработанные деньги. Не остается совсем ничего. Потому что приходится погашать кредиты, отдавать долги, постоянно докупать что-то в салон. И тогда я поняла, что запуститься это полдела, нужно еще умудриться удержаться на плаву в первые несколько лет. Если решу открывать еще одну парикмахерскую, то уже знаю, как буду действовать.
 
 
— Хорошие мастера сегодня в дефиците, а Жлобин — небольшой город. Где вы находите работников, и как боретесь с текучкой?
 
— С мастерами сейчас очень тяжело. Сложно найти человека, который будет работать у тебя долго и хорошо. Но у меня есть такой специалист. С Ольгой мы вместе работаем уже более 7 лет. Первые два года было сложно и ей, и мне — она пришла после училища, опыта, по сути, не имела, нужно было всему ее учить. Я старалась, деликатно ей показывала, где и что нужно поправить. Внушала ей, что нужно развиваться, объясняла, что наш заработок зависит от нашего мастерства и порою терпения — клиенты бывают разные. Умение понять, чего хочет клиент, тоже приходит не сразу. Конечно, всякое бывало, и уходила она от меня, но вернулась. Зато теперь я могу с гордостью сказать, что собственноручно вырастила для себя замечательного мастера.
 
— Мастера часто меняют рабочие места в поисках большего куша, уходят от работодателей, заявляя, что предоставляемый им процент слишком низкий. Что вы, как руководитель и мастер в одном лице, можете сказать таким любителям побегать?
 
— Я предлагаю таким людям просто побыть в роли руководителя хотя бы месяц. Далеко ходить не нужно, можно просто арендовать место в качестве ИП. И когда человек оплатит аренду рабочего места, отчитается перед всеми возможными контролерами из разных инстанций, оплатит коммунальные услуги, налоги, сам купит косметику и инструменты, окажется, что от заработка осталось совсем немного. Работодателю в такой ситуации надо выплатить зарплату мастерам и еще самому не остаться в проигрыше. Или мастера думают, что владельцы салонов по доброте душевной, бесплатно, готовы им работу организовывать? Каждый судит со своей колокольни. Легче прийти на все готовое. Организовать и наладить работу не так просто.
 
— А ваш муж, какую роль в вашем становлении сыграл он?
 
— Мой муж очень добрый, мягкий и простой человек. Спасибо ему, что он выдержал, были разные сложные моменты, было очень нелегко, я многое держала при себе, реально понимала, что помочь он не сможет, только будет сильно переживать. Я ведь и с мужем переживаниями не делилась — поплачу в одиночестве и дальше работаю. Если бы он знал обо всем, что тогда происходило, он бы поседел. Он просто был рядом, просто был мужем и отцом, и это мне давало возможность каждое утро с новыми силами идти к поставленной цели. 
 
— Что вы посоветуете тем, кто мечтает о своем салонном бизнесе?
 
— В первую очередь нужно определиться, не мимолетное ли это желание, действительно ли это мечта, потому что силы идти сквозь все преграды найдутся только на пути к мечте. Нужно быть готовым к тому, что будет тяжело, что десятки людей скажут вам, что ничего не получится, что будут минуты полного отчаяния, что несколько раз захочется все бросить, и промелькнут мысли «лучше бы я не начинал», но вы проплачьтесь, вставайте и идите дальше. Запишите на бумаге подробно, что и когда вы хотите видеть в своем бизнесе, на каком этапе планируете чего достичь. И каждый день говорите себе «У меня все получится». Пройдет несколько лет, и вы начнете чувствовать колоссальную отдачу от некогда вложенных средств и эмоций. Мечта того стоит. Я желаю всем, кто начинает, успеха и твердости в достижении поставленных задач.
 
История Влады — это доказательство того, что успех непременно приходит к тем, кто встает на ноги столько раз, сколько упал. Для того чтобы мечта осуществилась не обязательно иметь состоятельных покровителей. Надо просто каждый день упрямо идти вперед и верить, что все получится.