Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Данный материал опубликован в журнале «Индустрия красоты», № 3 (6), 2014.
 
Сергей Кожуро, адвокат Минской областной коллегии адвокатов
 
Слово «проверка» внушает трепет почти каждому руководителю. Однако иногда львиная доля волнения обусловлена незнанием самого процесса, а также прав проверяемого. Что собой представляют проверки, кто, что и как может проверять, каким образом себя вести, когда к вам пришли с проверкой, — на сей раз поговорим об этом.
 
Итак, проверки (ревизии), проводимые контролирующими органами, могут быть плановыми и внеплановыми. Суть у них схожа, поэтому рассмотрим их вместе, и, если в каких-то аспектах будут различия, их отметим отдельно.
 
Важно
 
Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки.
 
Когда могут проверять
 
Плановые проверки проводятся в соответствии с полугодовыми координационными планами, которые размещаются на сайте Комитета государственного контроля (www.kgk.gov.by) к 15 декабря и к 15 июня. Внесение новых субъектов в данные планы законодательством не предусматривается.
 
Проверка проводится не ранее двух лет со дня государственной регистрации организации. Другими словами, если вы только открыли салон, два года можно не волноваться.
 
Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:
 
к высокой группе риска, — не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через 2 года;
 
к средней группе риска, — не чаще 1 раза в 3 года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через 5 лет;
 
к низкой группе риска, — по мере необходимости, но не чаще 1 раза в 5 лет.
 
Субъекты хозяйствования подразделяются на группы риска в соответствии с критериями, определенными Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009№ 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее Указ № 510). 
 
Они достаточно обширны, но если говорить о салонах/парикмахерских, то они в основном подпадают под среднюю группу риска. Тем не менее по тем или иным причинам/критериям субъект может быть отнесен и к другой группе риска (например, в связи с неоднократными (два и более раза) снятием с учета и постановкой на учет в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами) в течение трех лет предприятие попадает в высокую группу риска).
 
Плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, — не назначаются в одном из следующих случаев:
 
• по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства;
 
• на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В этом случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.
 
Важно
 
Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.
 
Внеплановые проверки (ревизии) одного и того же субъекта предпринимательской деятельности проводятся только по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов, за исключением встречных проверок. Иные контролирующие органы вправе обращаться к указанным государственным органам и Совету с предложениями о необходимости проведения внеплановых проверок.
 
Общий срок проведения проверки (ревизии) определяется исходя из объема работы с учетом конкретных задач и особенностей проверяемого субъекта предпринимательской деятельности и не должен превышать 30 рабочих дней. При наличии значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований, встречных проверок и других) указанный срок может быть однократно продлен руководителем контролирующего органа или его заместителем, но не более чем на 15 рабочих дней.
 
Что такое чек-лист
 
Указом № 510 предусмотрена возможность при планировании проверок контролирующим (надзорным) органом использовать контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группам риска, для получения контролирующим (надзорным) органом информации, последующего анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки.
 
Чек-лист — это исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. Указом № 510 предусмотрено, что Совет Министров утверждает только перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) чек-лист, а вот формы чек-листов утверждаются республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству, и размещаются на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в интернете. Если Советом Министров для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено использование контрольного списка вопросов (чек-листа), то он является обязательным к применению контролирующим (надзорным) органом при планировании проверок.
В настоящее время Советом Министров (постановление от 01.04.2010 № 489 «Об утверждении форм контрольного списка вопросов (чек-листа), перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист)») предусматривается применение чек-листов в частности органами государственного санитарного надзора — при осуществлении государственного санитарного надзора за соблюдением проверяемыми субъектами санитарно-эпидемиологического законодательства (в отношении деятельности парикмахерских (салонов красоты)).
 
Постановлением заместителя Министра — Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 15.10.2013 № 40 утвержден контрольный список вопросов (чек-лист) включающий, в частности, такие вопросы:
 

Формулировка требования, предъявляемого к проверяемому субъекту

Структурные элементы нормативных правовых и технических нормативных правовых актов

Да

Нет

Частично

Не требуется

Примечание

Имеется вход в парикмахерскую, отдельный от входа в жилой дом

Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.02.2009 № 17 (далее — СанПиН) п. 10

 

 

 

 

 

Имеется централизованная система хозяйственно-питьевого водоснабжения

СанПиН п. 24

 

 

 

 

 

Имеется централизованная система горячего водоснабжения и резервный источник горячей воды

СанПиН п. 17, 18, 24

 

 

 

 

 

Система отведения сточных вод соответствует требованиям ТНПА

СанПиН п. 24

 

 

 

 

 

Инженерные коммуникации в рабочем состоянии

СанПиН п. 15, 24

 

 

 

 

 

Имеется естественное освещение

СанПиН п. 27, 29

 

 

 

 

 

Гигиеническийнорматив коэффициента естественного освещения (в педикюрных и маникюрных кабинетах не ниже 1,5 %, в остальных рабочих помещениях — не ниже 1 %), соблюдается

СанПиН п. 27

 

 

 

 

 

Имеется система достаточного искусственного освещения

СанПиН п. 28

 

 

 

 

 

Имеется комбинированное освещение на рабочих местахв маникюрном и педикюрном кабинетах

СанПиН п. 28

 

 

 

 

 

Осветительные приборы исправны и содержатся в чистоте

СанПиН п. 28

 

 

 

 

 

Имеется система вентиляции с механическим побуждением

СанПиН п. 26

 

 

 

 

 

Предусмотрена система естественной общеобменной вентиляции

СанПиН п. 26

 

 

 

 

 

Параметры микроклимата соответствуют допустимым значениям установленным для отопительного периода

СанПиН п. 25

 

 

 

 

 

Имеется комната отдыха и приема пищи персонала

СанПиН п. 9

 

 

 

 

 

Имеется гардероб и условия дляраздельного хранения личной и спецодежды

СанПиН п. 19

 

 

 

 

 

Имеется туалет для персонала

СанПиН п. 9

 

 

 

 

 

Умывальные раковины оборудованы и обеспечены в соответствии с ТНПА

СанПиН п. 18, 20

 

 

 

 

 

Рабочая одежда имеется

СанПиН п. 49

 

 

 

 

 

Выполнение гигиенического норматива минимальной площади рабочего зала парикмахерской на 1 работника (не менее 6,0 м2)

СанПиН п. 17

 

 

 

 

 

Предварительный либо очередной медицинский осмотр пройден всеми работниками

СанПиН п. 50, постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 «Об утверждении инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь».

 

 

 

 

 

Вмедицинской справке содержатся сведения о прививочном статусе работников

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 г.№ 47 «Об утверждении инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь».

 

 

 

 

 

Рабочие кресла по своему устройству приспособлены для обслуживания как взрослых, так и детей

СанПиН п. 16

 

 

 

 

 

Места ожидания оборудованы мебелью и имеют площадь соответствующие требованиям ТНПА

СанПиН п. 9

 

 

 

 

 

Мастером проводится визуальный осмотр волос, ногтей участков кожного покрова клиента

 

 

 

 

 

 

Объект обеспечен достаточным количеством чистого белья

СанПиН п. 30

 

 

 

 

 

Имеется не менее 3 пеньюаров на 1 рабочем месте на 1 рабочую смену

СанПиН п. 30

 

 

 

 

 

Имеется запас дезинфицирующих средств

СанПиН п. 37

 

 

 

 

 

Имеется аптечка для первой медицинской помощи универсальная, с лекарственными средствами в необходимом наборе и годных к применению

СанПиН п. 36

 

 

 

 

 

Имеются одноразовые лезвия, станки для бритья

СанПиН п. 41,42

 

 

 

 

 

Имеется достаточное количество одноразового белья

СанПиН п. 31

 

 

 

 

 

Имеется достаточное количество моющих средств

СанПиН п. 37

 

 

 

 

 

Имеются не менее трех наборов типовых инструментов на рабочем месте

СанПиН п. 34

 

 

 

 

 

Рабочий зал парикмахерской оборудован мойкой для мытья волос с подводкой проточной горячей и холодной воды

СанПиН п. 17

 

 

 

 

 

Имеются промаркированные емкости для сбора грязного белья

СанПиН п. 21

 

 

 

 

 

Оборудовано место для сушки белья и очистки его от волос

СанПиН п. 21

 

 

 

 

 

Имеются закрывающиеся, промаркированные емкости для дезинфекции инструментария

СанПиН п. 37

 

 

 

 

 

Очистка пеньюаров производится в специально оборудованном месте

СанПиН п. 32

 

 

 

 

 

Емкости используются в соответствии с их маркировкой

СанПиН п. 18, 21, 32, 37, 38, 44

 

 

 

 

 

Режимы дезинфекции инструментария соблюдаются

СанПиН п. 35

 

 

 

 

 

Использование дезинфицирующих средств осуществляется в соответствии с инструкцией по применению

СанПиН п. 35

 

 

 

 

 

Очистка и дезинфекция бывшего в употреблении инструментария осуществляется после каждого клиента

СанПиН п. 38

 

 

 

 

 

Дезинфекция маникюрного и педикюрного инструмента проводится по вирулицидному режиму

СанПиН п. 35

 

 

 

 

 

Используются индивидуальные салфетки для удаления остриженных волос с шеи и лица клиента

СанПиН п. 30

 

 

 

 

 

Персоналом соблюдаются правила личной гигиены

СанПиН п. 45

 

 

 

 

 

Стирка белья проводится централизованно в прачечной

СанПиН п. 22

 

 

 

 

 

В установленном порядке созданы условия и стирка белья (проводится непосредственно на объекте)

СанПиН п. 23

 

 

 

 

 

Рабочая и личная одежда, обувь персонала хранятся раздельно

СанПиН п. 19

 

 

 

 

 

Хранение белья упорядочено. Чистое и использованное белье хранятся раздельно

СанПиН п. 21

 

 

 

 

 

Прилегающая территория благоустроена, содержится в чистоте

СанПиН п. 5

Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от01.11 2011 № 110,п 5.6

 

 

 

 

 

Оборудование и содержание контейнерной площадки для сбора и временного хранения ТБО соответствует ТНПА

Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от01.11.2011,№ 110, п. 18.

 

 

 

 

 

Имеются урны и решетки для чистки обуви на входе в здание

СанПиН п. 5

 

 

 

 

 

Помещения, оборудование и мебель содержатся в чистоте

СанПиН п. 6

 

 

 

 

 

Имеется достаточное количество промаркированного уборочного инвентаря

СанПиН п. 8

 

 

 

 

 

Уборочный инвентарь хранится упорядочено

СанПиН п. 8

 

 

 

 

 

Безопасность и качество используемых парфюмерно-косметических средств подтверждается соответствующими документами

СанПиН п. 46

 

 

 

 

 

Сроки годности парфюмерно-косметических средств соблюдаются

СанПиН п. 46

 

 

 

 

 

Условия приготовления и применения парфюмерно-косметических средств соблюдаются

СанПиН п. 46

 

 

 

 

 

Помещения, приборы, оборудование и инвентарь в исправном состоянии, без дефектов

СанПиН п. 15

 

 

 

 

 

Мебель и оборудование имеет покрытие, выполненное из материалов, устойчивых к моющим и дезинфицирующим средствам

СанПиН п. п. 15, 21, 39

 

 

 

 

 

Внутренняя отделка помещений выполнена из материалов, устойчивых к моющим и дезинфицирующим средствам

СанПиН п.  13

 

 

 

 

 

Имеется необходимая документация:

Санитарные правила 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий»

 

 

 

 

 

·         акты (иные документы), подтверждающие эффективность работы вентиляционного оборудования (для объектов на 3 и более рабочих мест)

СанПиН п. 24

 

 

 

 

 

·         протоколы исследований, измерений факторов производственной среды согласно программе производственного контроля с учетом видов и кратности обязательных исследований;

СанПиН п. 12

 

 

 

 

 

·         программа производственного контроля

Санитарные правила 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий» п. 12

 

 

 

 

 

Программа производственного контроля выполняется в полном объеме

Санитарные правила 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий», п. 4

 

 

 

 

 

Продолжение следует.