Елена Скроботова, обозреватель
Недавно сферу красоты всколыхнуло выступление заместителя председателя Совета по развитию предпринимательства в Беларуси Сергея Новицкого. В эфире телеканала «ОНТ» он рассказал о разработке нового указа, в котором будут определены минимальные требования для старта и развития своего дела. Эта же новость была опубликована на сайте Белорусского телеграфного агентства, перепечатал ее и портал tut.by. Буквально за несколько дней она облетела весь Байнет и появилась на самых читаемых и авторитетных ресурсах.
Посыл нововведения был позитивным: бизнесу станет легче «дышать». Утверждалось, что в данном нормативно правовом акте будут обозначены четкие, посильные критерии, необходимые для начала бизнес-деятельности и получения разрешительных документов. Сергей Григорьевич сообщил, что теперь предприниматели-новички смогут спокойно работать, развивать свое дело и не опасаться проверок целых 5 лет. Предполагается, что на протяжении этого времени ни МЧС, ни санитарные службы не будут появляться на их объектах. Вместо этого ожидается, что надзорные органы, наоборот, станут оказывать профессиональные консультации по ведению дела. В то же время полная ответственность за состояние бизнеса будет возложена на его владельца. Также Новицкий высказал мнение, что при наличии нарушений, в результате которых не причинен ущерб государству, можно выносить предупреждение, а не наказывать виновника по всей строгости.
Как выразился зампредседателя в интервью: «Изменения будут мгновенными, указ отрегулирует моменты, связанные с ограничениями». Имелось в виду, что ограничения для ведения бизнеса будут минимизированы либо сняты. Безусловно, новость воспринимается положительно, поскольку в теории она может помочь в борьбе с нелегальными мастерами-надомниками, создав им условия для легализации и повышения качества оказания услуг. Что же тогда заставило напрячься бизнес в сфере красоты?
Проблема возникла из-за цитаты высокого чиновника об определении бизнес-моделей: для кафе — 60, а для парикмахерских — 6 рабочих мест. Между тем, даже в Минске большинство цирюлен имеют всего 2 места, где трудятся 4 парикмахера посменно. Такой формат характерен не только для спальных районов, но и для центра столицы. Речь идет и об отдельных парикмахерских, и об оказании соответствующих услуг в салонах или центрах красоты. Выделение большего количества мест считается попросту нерентабельным. Конкуренция в данной отрасли слишком высока. Клиенты в целях удешевления идут стричься на дом к нелегалам или активно пользуются скидочными сайтами. Так, на популярных «Сливках» по запросу «Стрижка» предоставляется более 100 предложений только по Минску, и это нужно рассматривать с учетом того, что салон может иметь несколько филиалов в разных районах города. К тому же новые рабочие места нужно дополнительно оборудовать современным оснащением, за сотрудников требуется платить налоги, придется снимать большее по размеру помещение, и это уже может привести к работе в убыток и последующему закрытию. А в небольших населенных пунктах индивидуальные предприниматели обычно работают в одиночку, соответственно, располагают одним местом. В Домах быта можно встретить максимум три рабочих места. Неудивительно, что новость вызвала у представителей парикмахерского бизнеса напряжение и горячие дебаты. Это действительно правда или просто типовой пример, на который не следует обращать внимания? Неужели после введения указа тем, кто не сможет соответствовать новым требованиям, придется закрывать бизнес?
Для разъяснения ситуации, получения достоверной информации мы взяли комментарий у непосредственно заместителя председателя Совета по развитию предпринимательства в Беларуси Сергея Новицкого:
— Это был только пример предложений по определению типовых бизнес-моделей (деловых ситуаций). Никто никого не планирует закрывать и ужесточать требования. Ждем нормативно-правовой акт в конце первого квартала, который упростит ведение бизнеса и либерализирует всю деловую среду, в том числе и сферу услуг.
Как видим, опасения профессионального сообщества оказались преждевременными. В данном случае имело место приведение общей информации, без привязки к реалиям конкретной отрасли. Вскоре новый проект будет разработан, и редакция «Индустрии красоты» обязательно оповестит читателей о его выходе и о важных новшествах, которые изменят ведение красивого бизнеса.