Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Обозреватель: Елена Скроботова
 
Рекламу сделать не напасть, да как бы потом под предписание не попасть. На тему соблюдения рекламного законодательства во время семинара «Инновационные формы и методы обслуживания в сфере индустрии красоты» выступила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь Ирина Николаевна Барышникова. Мы, как и обещали, приводим тезисы данного выступления вместе с некоторыми вопросами из зала, поступившими в ходе доклада.
 
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь Ирина Николаевна Барышникова.
 
РЕКЛАМА ВО ВСЕМИРНОЙ ПАУТИНЕ
 
1. На рекламу в национальном сегменте сети Интернет в полной мере распространяются нормы и правила белорусского законодательства о рекламе. К информации на Интернет-сайтах следует относиться как к рекламе. Для чего вы создаете свои информационные сообщения в интернете? Для того чтобы о вас узнали, то есть в данном случае присутствуют все признаки рекламы — объект рекламирования, распространение в любой форме с помощью любых средств и направленное на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание интереса к нему, продвижение его на рынке...
 
В Законе Республики Беларусь «О рекламе» четко прописано, что является объектом рекламирования. Это и продукция, товар, работа, услуги, это и сама организация, и товарный знак, и мероприятия и т.д. Например, в сети Интернет вы сообщаете о мастер-классе, который будете проводить, это уже реклама. Либо вы рассказываете об итогах этого мероприятия — опять-таки для чего вы это делаете? Для поддержания интереса, чтобы на следующий мастер-класс пришло как можно больше дополнительных клиентов. Поэтому стоит все информационные ресурсы в Интернете рассматривать, как рекламу, и требования к ним предъявлять с точки зрения Закона «О рекламе».
 
2. Реклама, содержащая информацию о реализации товаров, связанной с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать УНП и наименование рекламодателя. По опыту скажу, что самые частые нарушения — это сокрытие таких данных. Но существуют исключения для Интернет-рекламы. В ней не нужно указывать УНП и наименование, если есть активная ссылка на сайт либо другой информационный ресурс, где такие сведения имеются.
 
3. В рекламе не допускается использование образов граждан, чужих товарных знаков без разрешения на использования соответственно самих граждан или юридических лиц. Также очень частым нарушением является использование фотографий с вечеринок, на которых изображены легко узнаваемые люди, без их согласия. Исключением являются сюжетные снимки — например, «Танцует зал». Если же человек позирует, то обязательно должно быть его разрешение на использование.
 
Вопрос: Для рекламы часто используются фотографии из сети Интернет. Можно ли их использовать?
 
— Это пагубная практика, которая свидетельствует о незнании и неуважении Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», интеллектуальной собственности и прав граждан в общем. Любое изображение гражданина может быть использовано только с его разрешения. И если сегодня люди выкладывают в социальных сетях личные фотографии, то это не значит, что они разрешили вам их использовать в рекламе. Возможно, человек никогда не увидит, не узнает, что его фотографию использовали, но все равно это риск судебного разбирательства.
 
Вопрос: Часто компании, оказывающие рекламные услуги, предоставляют определенный объем фотографий именно для размещения…
 
— Если вам рекламное агентство предлагает какие-то фотографии с изображенными на них людьми, то оно должно иметь согласие всех этих граждан на использование их изображений в рекламе. Лучше всего обезопасить себя, запросив это разрешение.
 
4. Также не допускается использование образов и высказываний медицинских и фармацевтических работников в рекламе. Запрет связан с необоснованным злоупотреблением при показе образов врачей в рекламе.
 
Вопрос: Можно ли использовать образ врача в рекламе косметики?
 
— Ни в коем случае. Тем более не стоит упоминать, что данная косметика может вылечить, имеет лечебный состав, который улучшит состояние, например, волос. Это запрещено. После введения запрета на необоснованное использование образа врача в рекламе зубных паст мы заставили выкрасить белые халаты героев в другие цвета (красный, синий). Ведь с детства у нас есть ассоциация белого халата с врачом.
 
Вопрос: Но, например, у мастеров по педикюру нет отдельной спецодежды. Они работают в халатах. Можно ли снимать рекламный ролик с участием мастера по педикюру в халате, выполняющим свою работу?
 
— В этом случае — можно. Главное, чтобы мастер не утверждала в рекламе, что она вылечит ногти от грибка.
 
5. Если в рекламе есть поясняющий текст, то шрифт поясняющего текста должен иметь размер не менее половины размера шрифта поясняемого текста.
 
Если проводится акция, то обязательно указывается телефон, источник информации, где приводятся правила проведения этой акции. Размер шрифта, которым написан номер телефона, должен быть равен половине шрифта самого крупного текста, которым обычно объявляется акция.
 
6. Распространение рекламы посредством услуг связи, в том числе мобильных телефонов, телефонной связи, электронной почты разрешается только при наличии согласия абонента на получение такой рекламы. Если в регистрационной форме на сайте клиент указал свой номер телефона или электронную почту, это не повод делать рассылки. Если вы хотите сделать его своим абонентом для распространения рекламы, то в регистрационной форме должно быть предусмотрено согласие на получение рекламы, и пользователь должен активизировать это согласие. Обычно для этих целей служит выставление галочки (чекбокса) рядом с типовым предложением вроде «Я согласен получать рассылку с сайта». При этом в случае отказа гражданина рекламные объявления и рассылки должны быть прекращены сразу же.
 
ВЫВЕСКИ
 
1. Следует разграничивать понятия: «вывеска» и «вывеска рекламного характера». Для обычной вывески характерно наличие площади информационного поля не более 5,5 кв. м., она предназначена для нанесения информации, исключительно установленной законом (например, содержит только наименование объекта). Такая вывеска должна быть закреплена на здании, где оказывается услуга. Исключение составляют кронштейны, которые расположены перпендикулярно зданию. Соответственно, вывеска, размещенная на кронштейне, также будет являться средством наружной рекламы и требует получения согласования. Угловая вывеска, размещенная на торце здания, без кронштейна, может относиться к обычной вывеске, если ее площадь не превышает 5,5 кв. м. и содержание соответствует обязательной информации. В общем, критериями разграничения вывески нерекламного и рекламного характера являются площадь информационного поля, содержание информации и закрепление на здании. Если поле вывески больше 5,5 кв. м. и содержит дополнительные сведения об объекте и оказываемых услугах, то в данном случае она требует оформления паспорта наружной рекламы и согласования с местными исполнительными органами.
Без согласования и получения паспорта можно разместить рекламу на навесах, тентах и на витринах. Оформление витрины должно быть тематическим, то есть посвящено тем услугам, которые оказываются в объекте обслуживания. Но если на витринах размещена информация о проводимых акциях, то она должна быть согласована как средство наружной рекламы.
 
Вопрос: Как можно использовать телевизор в витрине?
 
— Если телевизор размещен в ремонтной мастерской, то это можно отнести к иллюстрации услуг. Если цель телевизора — распространять рекламу, то это уже будет витрина рекламного характера, требующая оформления паспорта наружной рекламы.
 
Вопрос: А если телевизор находится внутри, на территории объекта обслуживания?
 
— Внутри объекта обслуживания в данном случае — считается все то, что повернуто внутрь здания. Как только телевизор транслирует рекламу вне здания, то мы ее относим к наружной.
 
Вопрос: Если таким образом транслируется реклама об услугах, значит, ее нужно оформлять как наружную?
 
— Если демонстрируется реклама об услугах, оказываемых в данном объекте обслуживания, то это будет относиться к оформлению витрины.
 
Вопрос: А как быть с бегущей строкой в витрине?
 
— Бегущая строка относится к оформлению витрины. Если она тематическая, то относится к оформлению объекта бытового обслуживания.
 
Вопрос: А тематический плакат на окне – это тоже реклама?
 
— Нет, за исключением витрин, в которых размещена информация о скидках на товары, работы, услуги, а также игорных заведениях и алкоголе. Так, если вы размещаете информацию, что у вас рекламная акция, есть скидки, то это подлежит согласованию.
 
Вопрос: Но здесь, наверное, есть поправка на категории зданий?
 
— Нет. Если это исторические памятники, то оформлению подлежат любые вывески. Существуют особые требования к оформлению таких вывесок.
 
2. Без разрешения оформляются плакатницы, отдельные, выносные рекламные конструкции с площадью рекламного поля до 1 кв.м., если только они устанавливаются не в пределах красной полосы дорог, и иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 кв. м. Но здесь есть тонкости. Бумажные объявления, которые расклеиваются на столбах, размещать нельзя, поскольку таким образом нарушается законодательство в сфере благоустройства.
 
3. Во время докладов один из участников предлагал делиться с конкурентами базами для рассылки рекламы. Так поступать вы не можете, потому что это нарушение Закона «О рекламе». Не надо опускаться до мошеннических практик. Сейчас мы занимаемся рекомендациями по защите прав потребителей при дистанционных способах продаж, оказании услуг и выполнении работ. Так вот, незапрашиваемые сообщения – те самые рассылки, на которые абонент не давал согласия, это относится к агрессивному маркетингу и к мошенническим практикам. В наше управление поступило большое количество обращений, когда потребителям диагностируют окна бесплатно, а потом за безумные деньги их ремонтируют. Или же приглашают на бесплатные мастер-классы и, используя манипуляции, продают чемоданчики косметики на 2700 рублей. Такая же ситуация сложилась с установкой фильтров. Сегодня мы ищем возможность, чтобы сделки, заключенные посредством таких фракций, считать ничтожными в рамках закона.
 
РЕКЛАМНЫЕ ИГРЫ
 
— Не являются рекламными играми рекламные акции, проводимые в целях стимулирования реализации товаров, работ, услуг мероприятий, когда при выполнении определенных условий все участники, выполнившие эти условия, получают одинаковые подарки. Все остальное относится к рекламным играм. В рекламе рекламных мероприятий необходимо обязательно указывать источник информации о правилах проведения и информацию о сроках их проведения.
 
Рекламные игры подлежат регистрации в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Срок регистрации — 15 дней. Порядок и правила проведения рекламных игр определен в Указе Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 №51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь». В соответствии с требованиями Указа, не являются рекламными играми конкурсы, проводимые организаторами на своих сайтах в национальном сегменте сети Интернет. В социальной сети любые конкурсы, розыгрыши призов, подарки за лайки или репосты — любое продвижение относится к рекламным играм. И на сегодняшний день рекламные игры в социальных сетях не соответствуют требованиям указа №51. У нас сложилась устоявшаяся практика по привлечению к ответственности за такие нарушения. И если вдруг вам повезет, и ваши потребители не подадут жалобу на вас, то конкуренты обязательно воспользуются таким шансом. Но сейчас мы работаем над тем, чтобы упростить данный вопрос.
 
НЕНАДЛЕЖАЩАЯ РЕКЛАМА
 
К ненадлежащей рекламе относится недостоверная, неэтичная, скрытая, иная реклама, при производстве и размещении которой допущены нарушения законодательства. Например, если в рекламе не указаны УНП и наименование рекламодателя. На основании нарушения мы выдаем предписания о прекращении нарушения. Если же субъект не реагирует, то обращаемся в Министерство информации Республики Беларусь, и они закрывают доступ к сайту, допустившему нарушение.
 
Недобросовестная реклама — это реклама, содержащая ложные или иные недостоверные сведения о товаре и деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению либо нарушает права и интересы организаций и граждан. Не допускается использование выражений в рекламе, которые позиционируют субъекта как занимающего преимущественное положение на рынке либо имеется сравнение этого субъекта с другими субъектами. Например, информация о том, что у вас цены 30% ниже, чем у конкурентов необходимо документально подтверждать или приводить статистику. Но на моей практике никто этого подтвердил документально. Например, в названии «Первый ювелирный магазин» есть сравнение себя с конкурентами. Если предприятие является первым ювелирным магазином в номинации «Ювелирные магазины» конкурса «Бренд года», то так и следует писать. И тогда реклама будет достоверна. Недостоверная реклама не соответствует действительности в отношении прав использования государственных символов, статистических данных, наименований и места нахождения организации, сравнения прав либо положения организации и граждан с правами и положением других организаций, проведение рекламных и иных мероприятий.
 
Вопрос: Выражение «Мы лучше всех» также нельзя использовать в рекламе?
 
— Да. Либо это придется доказывать документально или привести статистику. Это некорректное сравнение, ведь не определены критерии, в чем же конкретно данная организация лучше.
 
В рекламе также нельзя использовать слова «В подарок», «Бесплатно», «0 рублей», если какая-то плата все же подразумевается. Также не допускается скрытая реклама, которая оказывает неосознаваемое потребителем рекламы воздействие на его восприятие. Это чаще касается использования рекламы в художественных фильмах и художественных произведениях. Также не допускается использование выражений «По самой хорошей цене», «По самым доступным ценам».
 
Все субъекты рекламного рынка, а это рекламодатели, рекламораспространители и рекламопроизводители, в течение 6 месяцев обязаны хранить рекламные материалы со дня последнего размещения.