Обозреватель: Елена Скроботова
Фото: Николай Митюшин
Круглый стол, организованный Ассоциацией «Содружество организаций индустрии красоты», прошел 15 марта в Минске. В ходе него обсуждались важные вопросы упрощения условий ведения бизнеса, формулировались предложения по изменению санитарно-гигиенических, рекламных и прочих норм, приводились последние данные мониторингов предприятий. О рынке индустрии красоты и системе рейтингования салонов красоты и парикмахерских рассказала первый заместитель начальника управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Наталья Анатольевна Суйкова:

— Говоря про рынок красоты города Минска, обозначим, что парикмахерские услуги занимают в нем ведущее место — составляют около 17% от объема всех бытовых услуг, которые оказываются в столице. Рынок услуг красоты наиболее востребованный, имеет тенденцию к росту, является очень перспективным, поэтому занятие этим бизнесом интересно в плане вложения средств и доходности. В настоящее время в Минске деятельность по оказанию услуг парикмахерских и салонов красоты осуществляют более 1000 субъектов хозяйствования, из них 24% — индивидуальные предприниматели, 76% — юридические лица. Сфера индустрии красоты в Минске насчитывает порядка 8 000 рабочих мест. Сегодня наблюдается положительная динамика развития сети, прирост объектов и субъектов хозяйствования.
Что касается системы рейтингования, то цель проекта — подчеркиваю, не контрольная деятельность, а мотивирование субъектов хозяйствования к соблюдению действующих норм законодательства в сфере гигиенических знаний руководителя и персонала парикмахерских и салонов красоты, а также в части соблюдения правил бытового обслуживания. Соответственно, сам чек-лист состоит из двух блоков: к разработке первого блока, который касается соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, особенно ответственно подошли специалисты центров гигиены и эпидемиологии. Второй блок направлен на оценку объектов по соответствию правилам бытового обслуживания, законодательству в сфере бытового обслуживания, внешнему виду и соблюдению рекламного законодательства. По данным чек-листам, по основным вопросам проставляется соответствующий балл и выводится общий балл по объекту.


Еще раз хочу сказать, что рейтингование осуществляется посредством проведения мониторингов, которые не являются проверкой, основываются на принципах наблюдения, анализа существующего состояния объекта. Если по результатам проведения мониторинга выявлены недостатки, применение штрафных санкций не предусмотрено. Весь период действия мониторингов уже позволил рынку понять, что ни к кому не применялись ни последующие проверки, ни штрафные санкции. Если проводить аналогию мониторингов, то их проще сравнить с бесплатным аудитом, когда специалисты, проводя оценку объекта, указывают руководителю на определенные недостатки, и субъект хозяйствования может спокойно их устранить. Если у салона красоты или парикмахерской есть желание поучаствовать в ретинговании еще раз, то можно оставить заявку на повторное обследование, и предприятию, таким образом, предоставляется возможность улучшить итоговый балл после устранения всех замечаний.
Разработанные рейтинг-схемы делятся на основные составляющие, которые охватывают соблюдение норм законодательства, уровень квалификации персонала, эстетическое состояние интерьера, экстерьера и санитарное состояние. На объектах, которые получают оценку «4», выявляются недостатки по одному из направлений, которые я обозначила. «Троечники», как правило, имеют недостатки по двум и более направлениям и т. д. Практика показывает, что иногда замечания могут быть зафиксированы по всем направлениям, но, как правило, они не существенные.
Приведу данные на 1 марта 2017 года по мониторингу. Рейтинговой оценке подверглись 88 парикмахерских и салонов красоты. Выставлены баллы от «1» до «5», в том числе балл «5» получили 15 объектов (17%), «4» — 49 (56%), «3» — 19 (22%), «2» — 4 (4,6%), «1» — 1 объект. На сайтах управления и Минского горисполкома вы можете найти перечень посещенных объектов с выставленными оценками.
Что касается основных нарушений, которые выявляются в ходе рейтингования, то они касаются внешнего вида объектов, состояния оборудования, квалификации персонала. Многие руководители на должном уровне не повышают квалификацию своего персонала, не обеспечивают участие кадров в конкурсах профессионального мастерства. В части санитарно-гигиенических моментов основные блоки нарушений — это обработка и дезинфекция инструмента, качество и срок годности парфюмерно-косметических средств и выполнение программы производственного контроля. Еще есть замечания по оформлению уголка потребителей, ведению книги замечаний и предложений, наличию нагрудных знаков (бейджей).
Еще раз хочу обозначить, что рейтингование никоим образом не влечет наложения штрафных санкций, поэтому при желании любой руководитель может оставить заявку на мониторинг, и к нему приедет комиссия, чтобы проанализировать состояние объекта и выявить возможные нарушения. Также на сайтах нашего учреждения и Минского горисполкома находятся чек-листы, по которым работают члены мониторинговой комиссии. Руководители могут руководствоваться этим документом в своей практической ежедневной деятельности, использовать данные вопросы для инспектирования своего хозяйства, для собственного спокойствия и уверенной работы.
Евгения Александровна Сысун, владелец и директор сети салонов «Мастера ножниц», один из салонов которой получил оценку 5, поделилась опытом:

— Мониторинг можно сравнить с классическими проверками санэпидемстанции. Его проводили управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома и санитарно-эпидемиологическая служба Минска. Представители управления проверяли уголок потребителя, бейджи и документацию (правильность ведения журналов и тщательно — книги замечаний и предложений). Санэпидемстанция проводила такую же инспекцию, как и при плановых проверках: анализировала дезинфекцию инструментов, вид дезинфицирующего средства, процент разведения, количество инструментов и т. д. В общем, мониторинг велся по двум направлениям: первое — документальное, второе больше связано с инструментом и непосредственно с работой мастеров. Все прошло достаточно хорошо и быстро — в течение 1—1,5 часов.
Работа комиссии не помешала работе. Я всегда максимально защищаю рабочий процесс, и если во время мониторинга нужно было поговорить с мастерами, то общались только с теми из них, которые на тот момент были свободны.

Вопрос: Работает ли еще тот салон, который получил «единицу»?
Н. А. Суйкова: Работает, конечно. Никто его не закрывал. Единственный результат мониторинга: потребители увидят оценку данного салона красоты на нашем сайте и смогут сделать выводы. Но, может, потребителям данного салона нравится обслуживание.
Вопрос: Дается ли срок на устранение недостатков либо сами руководители решают, в какой период им исправлять недостатки?
Михаил Валерьевич Жигало, и. о. начальника отдела организации и развития сферы услуг управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома: Конкретные сроки не устанавливаются. Оценки размещаются на сайтах управления и Мингорисполкома, соответственно, потребитель может руководствоваться ими при выборе того или иного поставщика услуг. Если субъект хозяйствования сам захочет эту оценку исправить, то может обратиться к нам, и мы проведем повторный мониторинг. Но он будет проводиться только по заявлению руководителя.
Вопрос: В чек-листах смущает наличие парковки…
Н. А. Суйкова: Наличие парковки — это только дополнительный балл, который говорит о привлекательности объекта для посетителей.
Вопрос: Но это от нас не зависит…
М. В. Жигало: Данный пункт был отредактирован и сейчас он звучит как «Наличие парковки или возможности припарковать автомобиль». Мы великолепно понимаем, что сами вы парковку сделать не можете, поэтому оцениваем именно возможность.



Вопрос: В чек-листе есть пункт «Состояние входной группы» (отличное, хорошее, удовлетворительное). Но это ведь чисто субъективное мнение. Нет нормативных актов, в которых было бы оговорено, каким должно быть состояние входной группы.
Н. А. Суйкова: Да, вы правы, это субъективная оценка. Но в данном случае никто не будет от руководителя требовать излишнего украшательства. Главное, чтобы при входе посетителя встречали не облупленные двери и грязные стены. К сожалению, есть предприятия, у которых и такое присутствует. Вход должен быть чистым, аккуратным. Но если руководитель сам как-то украсит входную группу — это только приветствуется.
Вопрос: Также хотелось бы поинтересоваться оформлением бейджика. Где написано, как он должен быть оформлен?
М. В. Жигало: Информация, которая должна быть написана на бейдже, содержится в Правилах бытового обслуживания потребителей.
Н. А. Суйкова: На нагрудном знаке должны быть указаны название объекта, фамилия, имя, отчество сотрудника, его профессия и разряд (квалификация). Никаких специфических требований к оформлению нет, украшений вроде золотых виньеток никто не требует.
Марина Васильевна Бурмистронок, начальник производства ЗАО «ВИЛИЯ» (оценка «4» по результатам мониторинга), поделилась наболевшим:
— Наше предприятие оказывает фотоуслуги населению Минска и гостям столицы. Но наряду с основным видом деятельности, для более полного удовлетворения спроса на бытовые услуги, на нашем предприятии работает несколько парикмахерских. В одной из них прошел мониторинг по чек-листу для присвоения рейтинговой оценки. Сеть подразделений охватывает весь город, главный офис предприятия находится на улице Фабричной. Соответственно, некоторые документы, которые требуются для проведения мониторинга, отсутствуют в подразделении, к примеру, касающиеся повышения квалификации мастеров — они хранятся в отделе кадров. Что понравилось, комиссия дает возможность привезти в течение дня эти документы. Но нам снизили балл за отсутствие согласования рекламной вывески. Ранее, в 2001 году паспорт рекламы был выдан. Периодически вывеска обновляется. При оформлении документов на заседании рабочей группы по рекламе возникли вопросы по поводу крыльца и навеса над ним. Претензии архитекторов касаются крыльца, но мы его не строили, когда мы заселились, крыльцо уже было. Помещение, арендуемое под парикмахерскую, находится в коммунальной собственности. Считаем, что данные вопросы должны касаться только собственников. Как же мы можем предоставить документы для рейтинговой комиссии? Я считаю, что наличие или отсутствие паспорта рекламы не должно влиять на рейтинг парикмахерских.
Н. А. Суйкова: Этот вопрос касается ваших взаимоотношений как субъекта хозяйствования с другими органами. У них — свои требования, возможно, возникли вопросы по эстетическому направлению. Нашему управлению в данном случае важно правильное оформление рекламы. И если это вывеска рекламного характера или реклама, то она должна быть паспортизирована. Сегодня законодательство говорит так: если у вас нет паспорта наружной рекламы, то вы обязаны демонтировать рекламную вывеску. К вам придет любой проверяющий и выдаст то же заключение. Но с учетом того, что сейчас условия ведения бизнеса рассматриваются с целью их улучшения и упрощения, я думаю, что рекламное законодательство тоже будет упрощено.
Виктория Александровна Василевич, директор Ассоциации «Содружество организаций индустрии красоты»: Сейчас, это очень важно, от государственных чиновников идет прямой запрос к бизнес-сообществу — объединитесь и дайте предложения в регламенты, по которым сами же работаете. Мы вас готовы услышать, есть прямое поручение об этом Президента. Госорганы готовы изменить законодательство, поэтому наша сегодняшняя задача — предложить эти конструктивные изменения.


По последствиям визитов мониторинговой комиссии я действительно хотела бы отметить, что в Ассоциацию не поступило ни одной жалобы о том, что после окончания мониторинга санэпидемстанция прислала проверку с целью наложения штрафов. На самом начальном этапе я была большой противницей рейтингования, думала, что это повлечет тяжелые финансовые последствия для субъектов хозяйствования, впустивших такую комиссию. Но на сегодняшний день — через почти 4 месяца — я могу сказать: удивлена, но признаю, что Мингорисполком раньше всех повернулся лицом к бизнесу и отчасти помог некоторым парикмахерским четче организовать свою деятельность. Когда прошли первые мониторинги, чек-лист стали просить руководители предприятий с формулировкой: «Я дам его своему администратору, и она будет по чек-листу раз в неделю отчитываться».
Н. А. Суйкова: Если у представителей бизнес-сообщества есть конкретные вопросы, предложения, проблемы — пожалуйста, обращайтесь в учреждение непосредственно ко мне или в отдел организации и развития сферы услуг управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома. Мы всегда готовы к обсуждению, к разговору и посильной помощи.