Материал опубликован в журнале «Индустрия красоты»
— Мы разыгрываем в соцсетях подарочные сертификаты, стимулируя так подписку на нашу страницу. Является ли это рекламой? Является ли это рекламной игрой? Как правильно нужно действовать, чтобы не было последствий?
Отвечает Ольга Василец, юрист
— В последнее время к нам часто обращаются с подобного рода вопросами. Чувствуется обеспокоенность читателей в связи с тем, что Министерство торговли Республики Беларусь всерьез заинтересовалось рекламой, размещаемой в соцсетях, и в частности проводимыми там розыгрышами по типу «сделай репост и выиграй», «ставь лайк и становись участником розыгрыша» и так далее. Всему виной стал инцидент, произошедший в 2014 году в одной из соцсетей. В рекламном розыгрыше, организованном по типу «сделай репост и выиграй», который проводился на страничке одной из групп, победил близкий друг организатора. Один из проигравших обратился с жалобой в Министерство торговли.
Специалистами Министерства торговли было установлено, что такого рода розыгрыш относятся к рекламным играм, и проводился он без регистрации, как того требует Указ Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь» (далее — Указ). Дело было направлено в суд и организатор розыгрыша получил штраф в несколько миллионов рублей.
Для того чтобы разобраться, как строить продвижение товаров, работ, услуг в соцсетях, в первую очередь необходимо прибегнуть к действующему Закону Республики Беларусь «О рекламе», согласно которому рекламой признается информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Таким образом, любая информация, призванная формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, будь то товар, работа, услуга, индивидуальных предприниматель или юридическое лицо, бренд, логотип, товарный знак и т. д., будет считаться рекламой. Следовательно, любые активности в соцсетях — странички услуг салонов, странички брендов, товаров или субъектов хозяйствования, в том числе отдельные баннеры, — будут считаться рекламой.
Для того чтобы какая-то рекламная активность в соцсетях, связанная с раздачей призов, была признана рекламной игрой необходимо совпадение трех составляющих:
• деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей в соцсети должна осуществляться в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг);
• участники рекламной игры — физические лица, — должны осуществить заказ, приобрести или иметь в пользовании рекламируемые товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
• организатор розыгрыша должен провести выбор победителей из числа участников, которые первыми выполнили заданные условия либо в случайном порядке.
По нашему мнению при отсутствии любой из указанных составляющих, розыгрыш призов в группе или на страничке в социальной сети рекламной игрой признан быть не может.
Однако мы имеем позицию Министерства торговли, подкрепленную судебным решением, которое не было отменено. В связи с этим, во избежание неприятных ситуаций с судебными разбирательствами с контролирующим органом, можем предложить следующие варианты рекламных активностей в соцсетях.
1. Организация рекламных мероприятий в виде рекламных акций, проводимых в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг), в процессе которых все участники, выполнившие условия, установленные организатором, получают одинаковые подарки. То есть форма проведения может быть такова, что все подписавшиеся на страничку или первые десять подписчиков, или все подписавшиеся за определенный период времени получают одинаковые призы;
2. Организовать проведение конкурсов или иных подобных мероприятий, для участия в которых не требуется осуществление заказа, приобретение или использование товаров (работ, услуг), в том числе не требуется и представления подтверждающих документов на их приобретение. Такого рода рекламные мероприятия могут проводиться на сайте непосредственно владельцем этого сайта. Однако доступ к такому сайту должен предоставляться без взимания платы и заключения договора. В этом случае организатор вправе осуществить рекламу в соцсети такого конкурса, разместив активную ссылку на страницу конкурса на сайте. Например, можно предложить провести конкурс на социально-значимые темы, и лица наилучшим образом выполнившие задание будут определены победителями такого конкурса.