Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №2(5) 2014
Для того чтобы разобраться, есть проблема или все-таки ее нет, мы обратились за комментариями еще к одной организации — поставщику оборудования для красивого бизнеса.
Андрей Губанов, заместитель директора компании «Центр оснащения салонов красоты»: «Под прошедший процедуру оценки качественный товар при желании можно завезти товар плохого качества»
— Начну с простого примера из опыта нашей организации. Около 5 лет назад мы решили расширить ассортимент. Наряду с оборудованием была предпринята попытка ввезти также парикмахерский инструмент (ножницы, бритвы, фены, плойки) напрямую от европейского производителя. Так как мы входили на уже сформированный рынок, то и наценку установили минимальную для импортера (около 10 %). Однако каково же было наше удивление, что даже с такой наценкой наши цены по-прежнему оставались существенно выше предлагаемых предпринимателями, разносившими такую же продукцию по парикмахерским.
А теперь упрощенный расчет, который позволяет понять, откуда ноги растут.
Цена производителя: примем за x.
Стоимость доставки (у нас это составляет 10 % от цены производителя): 0,1x.
Таможенная пошлина: 0,2 × (x + + 0,1x) = 0,22x.
НДС, уплачиваемый при ввозе: 0,2 × × (x + 0,22x) = 0,244x.
Итого себестоимость продукции без наценки: x + 0,1x + 0,22x + 0,244x = = 1,564x.
Итак, в себестоимости товара лежат цена производителя, стоимость доставки и налоги, уплачиваемые при импорте товара (46 % от цены производителя). Сверх этого к полученному будет добавлен налог на прибыль и НДС на сумму наценки, а также стоимость по сертификации (декларированию соответствия). Можно смело говорить, что в цене товара (в среднем — около 30 % от его конечной цены) заложены налоги и другие платежи, которые уплачивает импортер в бюджет.
Но такой расчет верен для официального импорта. Для «серых» предпринимателей, которые завозят этот же товар «мимо таможни» (не важно, ввозят в РБ, РФ или Казахстан), этих 30 % попросту не существует. Продавая товар по той же цене, что и официал, такие «серые» кладут себе в карман кроме самой наценки еще и 30 % от конечной цены товара. Именно поэтому в стране развернута такая борьба с ввозом товаров из ЕС «для собственных нужд», а также с лжепредпринимательскими структурами, которые позволяют «серому» товару заметно побелеть. Государство, не обращая полноценного внимания на «серый» импорт, попросту убивает плательщиков налогов, которые, наполняя бюджет, обеспечивают страну социальными благами (здравоохранение, милиция, образование, дороги и т. п.).
Как бороться с «серым» импортом в условиях увеличенной в сотни раз, ввиду вступления в Таможенный Союз, границы? Наверное, никак: десятки тысяч километров заборов держать под постоянным контролем и иметь огромный штат контролеров за деятельностью таможенных служб, которые расположены в тысячах километрах друг от друга, — это все же нереализуемая задача.
Одним из действенных выходов в этой ситуации можно считать введение технических регламентов Таможенного Союза. Помимо своей прямой функции (защита населения от некачественной и опасной продукции), они также частично решают проблему нелегального ввоза. Теперь, чтобы официально продавать товар, недостаточно переместить товар через границу и получить приходные документы от лжепредпринимательских структур. Необходимо подтвердить, что товар прибыл оттуда, откуда нужно, и его характеристики соответствуют заявленным. Такое подтверждение (в виде декларации соответствия) потребуют и представители контролирующих служб, приходя к вам в салон. Невозможно будет предоставить декларацию на товар, который никогда не проходил таможенную чистку и процедуру оценки соответствия (хотя бы формально), так как у каждой такой декларации есть свой уникальный номер и по нему можно пробить всю информацию. Конечно, и на это решение со временем найдутся способы его обойти. Будут придумываться новые техрегламенты, а вслед за ними — и новые способы ухода от них. В частности, под прошедший процедуру оценки качественный товар при желании можно завезти товар плохого качества. И это будет продолжаться до тех пор, пока не придумают механизм, который сделает возможным проверку соответствия любой единицы товара в любой момент, или пока внутри стран Таможенного Союза не начнут производить конкурентную продукцию, которой уже не нужна будет защита в виде таможенных пошлин или акцизов. А производить такую продукцию можно только в эффективном обществе, где отсутствуют надуманные процедуры, очереди, завышенная аренда и где есть понятие частной собственности.
На наш взгляд, действенным способом борьбы с нелегальным товаром стало бы введение жесткой законодательной ответственности за использование чужого бренда. Тогда сам производитель будет искать способ, как отслеживать, его ли это товар. А находя недобросовестных предпринимателей, он будет уверен в том, что работа проделана не зря, и за недобросовестное использование бренда производитель сможет получить соответствующую компенсацию. У такого производителя поиски контрафакта окажутся гораздо более эффективными, чем у дюжины контролеров, а самое главное — для бюджета он будет бесплатным.
Охарактеризовать же текущее положение дел касательно применения технических регламентов и равного положения предпринимателей стран Таможенного Союза можно парой примеров, о которых нам довелось слышать, общаясь с партнерами.
Не все импортеры парикмахерского оборудования в Таможенном Союзе, расположенные не в Беларуси, слышали об обязательном с 15 ноября 2013 года применении ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств». До сих пор применяются национальные сертификаты, а в некоторых случаях они не используются вообще. Помимо того что товар не проходит оценку на соответствие, в бюджет также не уплачиваются средства за ее проведение, и, как следствие, такой товар оказывается более конкурентоспособным по цене.
В органы по испытанию образцов периодически поступают звонки от предпринимателей не из Беларуси с вопросом, а необходимо ли для испытаний везти образцы. Другими словами, очевидно, что в некоторых странах Таможенного Союза практикуется проведение оценки соответствия без предоставления самого товара. О какой тогда оценке соответствия можно говорить?
Справедливости ради стоит сказать, что пока предпринимательская деятельность в странах ТС не будет подвержена одинаково строгому контролю за выполнением технических регламентов, то и результата от них будет мало, а может, даже наоборот — результат может оказаться губительным для экономики страны, правительство которой относится к оценке соответствия строже.