Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров

Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №2(5) 2014

Для того чтобы разобраться, есть проблема или все-таки ее нет, мы обратились за комментариями еще к одной организации — поставщику оборудования для красивого бизнеса.

Андрей Губанов, заместитель директора компании «Центр оснащения салонов красоты»: «Под прошедший процедуру оценки качественный товар при желании можно завезти товар плохого качества»

— Начну с простого примера из опыта нашей организации. Около 5 лет на­зад мы решили расширить ассорти­мент. Наряду с оборудованием была предпринята попытка ввезти также парикмахерский инструмент (ножни­цы, бритвы, фены, плойки) напрямую от европейского производителя. Так как мы входили на уже сформирован­ный рынок, то и наценку установили минимальную для импортера (около 10 %). Однако каково же было наше удивление, что даже с такой наценкой наши цены по-прежнему оставались существенно выше предлагаемых предпринимателями, разносившими такую же продукцию по парикмахер­ским.

А теперь упрощенный расчет, кото­рый позволяет понять, откуда ноги растут.

Цена производителя: примем за x.

Стоимость доставки (у нас это состав­ляет 10 % от цены производителя): 0,1x.

Таможенная пошлина: 0,2 × (x + + 0,1x) = 0,22x.

НДС, уплачиваемый при ввозе: 0,2 × × (x + 0,22x) = 0,244x.

Итого себестоимость продукции без наценки: x + 0,1x + 0,22x + 0,244x = = 1,564x.

Итак, в себестоимости товара лежат цена производителя, стоимость до­ставки и налоги, уплачиваемые при импорте товара (46 % от цены произ­водителя). Сверх этого к полученно­му будет добавлен налог на прибыль и НДС на сумму наценки, а также сто­имость по сертификации (деклариро­ванию соответствия). Можно смело говорить, что в цене товара (в сред­нем — около 30 % от его конечной цены) заложены налоги и другие пла­тежи, которые уплачивает импортер в бюджет.

Но такой расчет верен для офици­ального импорта. Для «серых» пред­принимателей, которые завозят этот же товар «мимо таможни» (не важ­но, ввозят в РБ, РФ или Казахстан), этих 30 % попросту не существует. Продавая товар по той же цене, что и официал, такие «серые» кладут се­бе в карман кроме самой наценки еще и 30 % от конечной цены товара. Именно поэтому в стране разверну­та такая борьба с ввозом товаров из ЕС «для собственных нужд», а также с лжепредпринимательскими струк­турами, которые позволяют «серому» товару заметно побелеть. Государство, не обращая полноцен­ного внимания на «серый» импорт, попросту убивает плательщиков на­логов, которые, наполняя бюджет, обеспечивают страну социальными благами (здравоохранение, милиция, образование, дороги и т. п.).

Как бороться с «серым» импортом в ус­ловиях увеличенной в сотни раз, ввиду вступления в Таможенный Союз, грани­цы? Наверное, никак: десятки тысяч ки­лометров заборов держать под посто­янным контролем и иметь огромный штат контролеров за деятельностью та­моженных служб, которые расположе­ны в тысячах километрах друг от дру­га, — это все же нереализуемая задача.

Одним из действенных выходов в этой ситуации можно считать вве­дение технических регламентов Та­моженного Союза. Помимо своей пря­мой функции (защита населения от некачественной и опасной продук­ции), они также частично решают проблему нелегального ввоза. Те­перь, чтобы официально продавать товар, недостаточно переместить товар через границу и получить при­ходные документы от лжепредпри­нимательских структур. Необходимо подтвердить, что товар прибыл отту­да, откуда нужно, и его характеристи­ки соответствуют заявленным. Такое подтверждение (в виде декларации соответствия) потребуют и предста­вители контролирующих служб, при­ходя к вам в салон. Невозможно будет предоставить декларацию на товар, который никогда не проходил тамо­женную чистку и процедуру оценки соответствия (хотя бы формально), так как у каждой такой декларации есть свой уникальный номер и по не­му можно пробить всю информацию. Конечно, и на это решение со време­нем найдутся способы его обойти. Бу­дут придумываться новые техрегла­менты, а вслед за ними — и новые спо­собы ухода от них. В частности, под прошедший процедуру оценки каче­ственный товар при желании можно завезти товар плохого качества. И это будет продолжаться до тех пор, по­ка не придумают механизм, который сделает возможным проверку соответ­ствия любой единицы товара в любой момент, или пока внутри стран Тамо­женного Союза не начнут произво­дить конкурентную продукцию, кото­рой уже не нужна будет защита в ви­де таможенных пошлин или акцизов. А производить такую продукцию мож­но только в эффективном обществе, где отсутствуют надуманные процеду­ры, очереди, завышенная аренда и где есть понятие частной собственности.

На наш взгляд, действенным спосо­бом борьбы с нелегальным товаром стало бы введение жесткой законо­дательной ответственности за ис­пользование чужого бренда. Тогда сам производитель будет искать способ, как отслеживать, его ли это товар. А находя недобросовестных предпри­нимателей, он будет уверен в том, что работа проделана не зря, и за недо­бросовестное использование брен­да производитель сможет получить соответствующую компенсацию. У такого производителя поиски кон­трафакта окажутся гораздо более эффективными, чем у дюжины контролеров, а самое главное — для бюд­жета он будет бесплатным.

Охарактеризовать же текущее поло­жение дел касательно применения технических регламентов и равного положения предпринимателей стран Таможенного Союза можно парой примеров, о которых нам довелось слышать, общаясь с партнерами.

Не все импортеры парикмахерского оборудования в Таможенном Союзе, расположенные не в Беларуси, слы­шали об обязательном с 15 ноября 2013 года применении ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтно­го оборудования» и ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств». До сих пор применяются национальные серти­фикаты, а в некоторых случаях они не используются вообще. Помимо того что товар не проходит оцен­ку на соответствие, в бюджет так­же не уплачиваются средства за ее проведение, и, как следствие, такой товар оказывается более конкурен­тоспособным по цене.

В органы по испытанию образцов периодически поступают звон­ки от предпринимателей не из Беларуси с вопросом, а необходимо ли для испытаний везти образцы. Другими словами, очевидно, что в некоторых странах Таможенного Союза практикуется проведение оценки соответствия без предо­ставления самого товара. О какой тогда оценке соответствия можно говорить?

Справедливости ради стоит ска­зать, что пока предприниматель­ская деятельность в странах ТС не будет подвержена одинаково строгому контролю за выполнением технических регламентов, то и ре­зультата от них будет мало, а мо­жет, даже наоборот — результат может оказаться губительным для экономики страны, правительство которой относится к оценке соот­ветствия строже.