Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №2 (5), 2014
Автор: Марина Караман
 

В данный момент в одном только Минске работает около 800 парикмахерских и салонов красоты, и их число продолжает расти. Красивый бизнес испытывает настоящий кадровый голод, и, что странно, его не могут утолить ни десятки частных образовательных центров, ни государственные учреждения, выпускающие специалистов красивого бизнеса. Почему сотни дипломированных мастеров так и не доходят до рабочих мест? Какой сегмент индустрии особенно сильно страдает от нехватки специалистов? Кто виноват в том, что у выпускников некоторых образовательных центров руки растут не из плеч? Как не превратить индустрию красоты в торжество уродства за большие деньги? Быть или не быть парикмахерским курсам «4 месяца за 400 долларов»? На эти и другие вопросы, как всегда, отвечают эксперты.

Из первых уст

Инна Ляшкевич, начальник студии парикмахерского искусства «Восход», Минск: «Выход здесь один — поставить все образовательные центры в одинаковые условия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Инна, при всем многообразии образовательных центров масте­ров не хватает, а их профессио­нальные навыки оставляют желать лучшего. Как вы думаете, куда про­падают одаренные и хорошо подго­товленные молодые специалисты индустрии красоты и почему это происходит?

— Кто-то работает дома, кто-то по­кидает профессию — вот куда они пропадают. Люди разочаровывают­ся в профессии или топчутся на месте. И сейчас объясню, почему. На­род не просвещен, многие все еще относятся к работе парикмахера или мастера по маникюру, как к де­ятельности, не требующей особой подготовки. Поэтому они не видят и не понимают разницы между теми, кто учит качественно, и теми, кто по­дает материал поверхностно. А ведь методические указания, разработан­ные РИПО (Республиканским инсти­тутом профессионального образо­вания; указания носят рекоменда­тельный характер. — Примеч. ред.), выдерживают единичные курсы. Ес­ли говорить о программе продолжи­тельностью 8 месяцев с дневной фор­мой обучения, то так вроде бы гото­вим только мы и образовательные курсы Войтеховского, 6 месяцев об­учают «Времена года». По всем пра­вилам специалистов готовят еще два государственных колледжа в Минске.

Девочки идут на курсы, где за три месяца по два раза в неделю им обе­щают дать все знания и навыки, ко­торые мы даем своим выпускникам за 8 месяцев ежедневных занятий по 8 часов. Претендентов на звание мастера пугает длительное ежеднев­ное обучение. Выбирая из множества предложений, они не понимают, что это профессиональное образование, и оно требует серьезных временныˊ х затрат, что в течение этих 8 меся­цев им дают навыки не только по­тому, что они необходимы согласно ЕТКС, но и потому, что именно этот набор знаний нужен для приобрете­ния профессии. Ими должен владеть квалифицированный парикмахер. Да что далеко ходить — у нас учатся те, кто уже обучался в частных центрах, и нам рассказывали, как в них выгля­дит обучение. Фактически никакого учебного процесса нет. До минимума сведены практические занятия. Лю­ди начинают заниматься и бросают, деньги им, естественно, никто не воз­вращает.

Так вот, одна из версий, каким путем молодые специалисты приходят к ра­зочарованию в профессии в кратчай­шие сроки: чтобы получать мораль­ный и материальный результат от работы, нужно не просто набить руку на трех-четырех разновидностях стри­жек, нужно знать множество вариан­тов их исполнения. И когда амбициоз­ная девушка приходит в профессию и стрижет фактически четыре вида стрижек, не понимая, как моделиро­вать и как варьировать между ними, создавать стиль, придавать комбини­рованную форму, она теряет не только клиентов, но и интерес к своей работе. Она не понимает, куда и как в профес­сии двигаться дальше, не зарабатыва­ет деньги и не развивается. Она смо­трит на других мастеров, ей кажется, что они делают то же самое, что и она, и что это просто, пробует делать, но у нее не получается. Потому что она пробует без серьезной подготовки и без навыков. Она делает вывод, что, если у нее не получилось, значит, на­верное, это скучная профессия. Она не допускает мысли, что у нее знаний не хватает, и бросает работу.

Например, с демонстрационным се­минаром приезжает технолог, он преподносит информацию со своего уровня знаний и рассчитывает, что его слушают люди, которые его пони­мают, у которых есть база, не углубля­ясь в азы профессии. Человек, у кото­рого база слабая, понять его не смо­жет, поэтому и выполнить сложную работу, порекомендовать потом про­дукт клиенту тоже не сможет, более того, от неграмотности будет считать, что продукт не работает.

— Подготовка в большинстве обра­зовательных центров, по мнению руководителей салонов и парик­махерских, мягко говоря, слабая, но ведь и оттуда выходят мастера и работают. Как?

— Ну как работают? Плохо работа­ют. Прием на работу таких специали­стов — это, конечно, на усмотрение нанимателя. Но чаще всего качество работы такого сотрудника не устра­ивает ни работодателя, ни клиента, и работник вынужден повышать ква­лификацию. Многие мастера доучи­ваются на клиентах. Звучит ужасно, но это так.

Представьте разницу: 6–8 месяцев ежедневно по 8 часов в день — и 3 ме­сяца 2 раза в неделю по 4 часа. Мы гарантируем качество образования и сами являемся потребителем своих выпускников. Какие гарантии дают образовательные центры, о которых идет речь? Да никаких. Зато рекламу они дают такую же, как и мы, и обе­щают вложить в головы своих вы­пускников все то же самое и в том же объеме, что и мы, а это невозможно.

— Создают ли вам конкуренцию об­разовательные центры с «корот­ким и дешевым» обучением?

— Безусловно, да. Наши группы стали намного меньше, чем были до такого широкого распространения быстро­го образования специалистов инду­стрии красоты. Курсы востребованы, но мы можем обучать большее коли­чество людей и обучали раньше, ког­да на рынке образовательных услуг не было вот таких дополнительных предложений.

— Многие руководители салонов жалуются, что образовательные программы устарели и приходит­ся переучивать и доучивать даже выпускников крупных учебных центров. Что вы об этом думаете?

— Нужно правильно понимать, чего можно ожидать от базового образо­вания в нашей индустрии. Наши спе­циалисты выходят с крепкой, хорошо вложенной базой — именно базой, и могут учиться дальше у специали­стов высокого класса. Люди, у кото­рых нет хорошей базы, не понимают тонкостей работы, не знают азы ге­ометрии в выполнении стрижек при обработке волос. Потому мы снова возвращаемся к вопросу разочаро­вания в профессии: кто-то уходит на дом, кто-то своим умом доходит до того, как надо работать, а кто-то ра­зочаровывается и уходит из этой ин­дустрии совсем. Люди бросают инте­ресную работу, даже не понимая, чтó именно они бросают.

Говорить об устаревании программ можно только, не понимая вообще, что такое образовательная програм­ма. Мы устанавливаем временныˊ е и информационные рамки по маке­там программы Министерства обра­зования, наполненность мы формиру­ем сами, учитывая последние техно­логические разработки и тенденции моды. Наши программы разработаны при участии практикующих мастеров, потому они актуальны и способны дать мастеру именно ту необходимую информационную базу, о которой мы говорили выше.

Обучение по нашим программам вос­требовано среди мастеров, а это для нас главная оценка качества нашей работы. Если раньше на курсы по­вышения квалификации шли люди, которых отправляли работодатели, и наши мастера из «Восхода», то сей­час все больше мастеров, которые приходят совершенствоваться само­стоятельно, за свой счет и именно к нам. Все руководители хотят ви­деть в своих организациях квалифи­цированных специалистов, но терять деньги от пустующего полтора меся­ца кресла не хотят. И мастера совер­шенствуются как могут сами.

— Сложно сейчас найти салон кра­соты или парикмахерскую, которую не коснулся дефицит кадров. Стра­дает ли от этой проблемы «Восход»?

— Да, «Восход» от этого страдает, и у нас есть дефицит кадров. Масте­рам кажется, что хорошо там, где их нет. Кто-то уходит и возвращается, кто-то просто уходит.

Очень обидно, что сегодня мы теряем красивые, интересные творческие ра­боты и замечательные руки. Теряем не только мы — теряют клиенты. Из- за нехватки профессиональных зна­ний. Нет индивидуального подхода, чтобы предложить клиенту выбор. Выход здесь один — поставить все об­разовательные центры в одинаковые условия. Иначе придет время, когда действительно захочешь потратить деньги на себя и преобразиться, а об­ратиться уже будет не к кому.