В данный момент в одном только Минске работает около 800 парикмахерских и салонов красоты, и их число продолжает расти. Красивый бизнес испытывает настоящий кадровый голод, и, что странно, его не могут утолить ни десятки частных образовательных центров, ни государственные учреждения, выпускающие специалистов красивого бизнеса. Почему сотни дипломированных мастеров так и не доходят до рабочих мест? Какой сегмент индустрии особенно сильно страдает от нехватки специалистов? Кто виноват в том, что у выпускников некоторых образовательных центров руки растут не из плеч? Как не превратить индустрию красоты в торжество уродства за большие деньги? Быть или не быть парикмахерским курсам «4 месяца за 400 долларов»? На эти и другие вопросы, как всегда, отвечают эксперты.
Из первых уст
Инна Ляшкевич, начальник студии парикмахерского искусства «Восход», Минск: «Выход здесь один — поставить все образовательные центры в одинаковые условия»
— Инна, при всем многообразии образовательных центров мастеров не хватает, а их профессиональные навыки оставляют желать лучшего. Как вы думаете, куда пропадают одаренные и хорошо подготовленные молодые специалисты индустрии красоты и почему это происходит?
— Кто-то работает дома, кто-то покидает профессию — вот куда они пропадают. Люди разочаровываются в профессии или топчутся на месте. И сейчас объясню, почему. Народ не просвещен, многие все еще относятся к работе парикмахера или мастера по маникюру, как к деятельности, не требующей особой подготовки. Поэтому они не видят и не понимают разницы между теми, кто учит качественно, и теми, кто подает материал поверхностно. А ведь методические указания, разработанные РИПО (Республиканским институтом профессионального образования; указания носят рекомендательный характер. — Примеч. ред.), выдерживают единичные курсы. Если говорить о программе продолжительностью 8 месяцев с дневной формой обучения, то так вроде бы готовим только мы и образовательные курсы Войтеховского, 6 месяцев обучают «Времена года». По всем правилам специалистов готовят еще два государственных колледжа в Минске.
Девочки идут на курсы, где за три месяца по два раза в неделю им обещают дать все знания и навыки, которые мы даем своим выпускникам за 8 месяцев ежедневных занятий по 8 часов. Претендентов на звание мастера пугает длительное ежедневное обучение. Выбирая из множества предложений, они не понимают, что это профессиональное образование, и оно требует серьезных временныˊ х затрат, что в течение этих 8 месяцев им дают навыки не только потому, что они необходимы согласно ЕТКС, но и потому, что именно этот набор знаний нужен для приобретения профессии. Ими должен владеть квалифицированный парикмахер. Да что далеко ходить — у нас учатся те, кто уже обучался в частных центрах, и нам рассказывали, как в них выглядит обучение. Фактически никакого учебного процесса нет. До минимума сведены практические занятия. Люди начинают заниматься и бросают, деньги им, естественно, никто не возвращает.
Так вот, одна из версий, каким путем молодые специалисты приходят к разочарованию в профессии в кратчайшие сроки: чтобы получать моральный и материальный результат от работы, нужно не просто набить руку на трех-четырех разновидностях стрижек, нужно знать множество вариантов их исполнения. И когда амбициозная девушка приходит в профессию и стрижет фактически четыре вида стрижек, не понимая, как моделировать и как варьировать между ними, создавать стиль, придавать комбинированную форму, она теряет не только клиентов, но и интерес к своей работе. Она не понимает, куда и как в профессии двигаться дальше, не зарабатывает деньги и не развивается. Она смотрит на других мастеров, ей кажется, что они делают то же самое, что и она, и что это просто, пробует делать, но у нее не получается. Потому что она пробует без серьезной подготовки и без навыков. Она делает вывод, что, если у нее не получилось, значит, наверное, это скучная профессия. Она не допускает мысли, что у нее знаний не хватает, и бросает работу.
Например, с демонстрационным семинаром приезжает технолог, он преподносит информацию со своего уровня знаний и рассчитывает, что его слушают люди, которые его понимают, у которых есть база, не углубляясь в азы профессии. Человек, у которого база слабая, понять его не сможет, поэтому и выполнить сложную работу, порекомендовать потом продукт клиенту тоже не сможет, более того, от неграмотности будет считать, что продукт не работает.
— Подготовка в большинстве образовательных центров, по мнению руководителей салонов и парикмахерских, мягко говоря, слабая, но ведь и оттуда выходят мастера и работают. Как?
— Ну как работают? Плохо работают. Прием на работу таких специалистов — это, конечно, на усмотрение нанимателя. Но чаще всего качество работы такого сотрудника не устраивает ни работодателя, ни клиента, и работник вынужден повышать квалификацию. Многие мастера доучиваются на клиентах. Звучит ужасно, но это так.
Представьте разницу: 6–8 месяцев ежедневно по 8 часов в день — и 3 месяца 2 раза в неделю по 4 часа. Мы гарантируем качество образования и сами являемся потребителем своих выпускников. Какие гарантии дают образовательные центры, о которых идет речь? Да никаких. Зато рекламу они дают такую же, как и мы, и обещают вложить в головы своих выпускников все то же самое и в том же объеме, что и мы, а это невозможно.
— Создают ли вам конкуренцию образовательные центры с «коротким и дешевым» обучением?
— Безусловно, да. Наши группы стали намного меньше, чем были до такого широкого распространения быстрого образования специалистов индустрии красоты. Курсы востребованы, но мы можем обучать большее количество людей и обучали раньше, когда на рынке образовательных услуг не было вот таких дополнительных предложений.
— Многие руководители салонов жалуются, что образовательные программы устарели и приходится переучивать и доучивать даже выпускников крупных учебных центров. Что вы об этом думаете?
— Нужно правильно понимать, чего можно ожидать от базового образования в нашей индустрии. Наши специалисты выходят с крепкой, хорошо вложенной базой — именно базой, и могут учиться дальше у специалистов высокого класса. Люди, у которых нет хорошей базы, не понимают тонкостей работы, не знают азы геометрии в выполнении стрижек при обработке волос. Потому мы снова возвращаемся к вопросу разочарования в профессии: кто-то уходит на дом, кто-то своим умом доходит до того, как надо работать, а кто-то разочаровывается и уходит из этой индустрии совсем. Люди бросают интересную работу, даже не понимая, чтó именно они бросают.
Говорить об устаревании программ можно только, не понимая вообще, что такое образовательная программа. Мы устанавливаем временныˊ е и информационные рамки по макетам программы Министерства образования, наполненность мы формируем сами, учитывая последние технологические разработки и тенденции моды. Наши программы разработаны при участии практикующих мастеров, потому они актуальны и способны дать мастеру именно ту необходимую информационную базу, о которой мы говорили выше.
Обучение по нашим программам востребовано среди мастеров, а это для нас главная оценка качества нашей работы. Если раньше на курсы повышения квалификации шли люди, которых отправляли работодатели, и наши мастера из «Восхода», то сейчас все больше мастеров, которые приходят совершенствоваться самостоятельно, за свой счет и именно к нам. Все руководители хотят видеть в своих организациях квалифицированных специалистов, но терять деньги от пустующего полтора месяца кресла не хотят. И мастера совершенствуются как могут сами.
— Сложно сейчас найти салон красоты или парикмахерскую, которую не коснулся дефицит кадров. Страдает ли от этой проблемы «Восход»?
— Да, «Восход» от этого страдает, и у нас есть дефицит кадров. Мастерам кажется, что хорошо там, где их нет. Кто-то уходит и возвращается, кто-то просто уходит.
Очень обидно, что сегодня мы теряем красивые, интересные творческие работы и замечательные руки. Теряем не только мы — теряют клиенты. Из- за нехватки профессиональных знаний. Нет индивидуального подхода, чтобы предложить клиенту выбор. Выход здесь один — поставить все образовательные центры в одинаковые условия. Иначе придет время, когда действительно захочешь потратить деньги на себя и преобразиться, а обратиться уже будет не к кому.