Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров

Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №2 (5) 2014

Марина Караман

Почему сотни дипломированных мастеров так и не доходят до рабочих мест? Какой сегмент индустрии особенно сильно страдает от нехватки специалистов? Кто виноват в том, что у выпускников некоторых образовательных центров руки растут не из плеч? Как не превратить индустрию красоты в торжество уродства за большие деньги? Быть или не быть парикмахерским курсам «4 месяца за 400 долларов»? На эти и другие вопросы, как всегда, отвечают эксперты.

Из первых уст

Руководитель частного образовательного центра, пожелавший остаться неизвестным: «Если кому-то охота месяцами вбивать знания в головы, которые хотят только корку — пожалуйста. У нас на это нет ни времени, ни денег»

— Вы знаете, руководители учебных центров, которые так красочно гово­рят о том, что хотят дарить красоту и качество, во многом лукавят. Они хотят в первую очередь зарабаты­вать деньги.

Кто-то из них зарабатывает на по­ставках дорогой косметики, они от­крывают учебные центры как побоч­ный бизнес и только потому, что про­изводитель косметики этого требует, в противном случае им перекроют по­ставки и их заработок прекратится. Их почему-то никто не ругает за то, что они выпускают специалистов, ко­торые потом всю жизнь работают на одной-двух марках косметики.

Некоторые владельцы образователь­ных центров организовали школы исключительно для снабжения сво­ей организации кадрами, но стол­кнулись с тем, что кадры бегут, а об­разовательная система уже создана. Не распускать же персонал и препо­давателей — вот и учат.

Так что пусть все поменьше разма­хивают руками и говорят о красоте. Деньги их цель. И наша тоже. Толь­ко мы этого не скрываем. Естествен­но, цель частного образовательного центра с платным предоставлени­ем услуг — это зарабатывание денег в первую очередь. Обеспечение рын­ка труда бóльшим количеством кадров в краткие сроки — во вторую. В этом тоже не вижу ничего плохого. Кому надо, тот выучится и на наших курсах и станет хорошим профессио­налом. Кому не надо, того хоть в Кем­бридж отправляй, он не станет ни кем. Это здоровый натуральный от­бор, на природу никто не злится за существование сильных и слабых ви­дов, и слабым плодиться никто не за­прещает. Чего уж так нас поносить? Тем более в таком образовательном центре, как наш, кроме курсов парик­махеров, еще под два десятка разных учебных направлений, и в каждом из них люди, группы… Это поток, и в нем всегда найдутся те, кто пришел по­лучить знания и возьмет их в любом случае, и те кто пришел получить ко­рочку, и они уходят именно с ней. Ес­ли кому-то охота месяцами вбивать знания в головы, которые хотят толь­ко корку — пожалуйста. У нас на это нет ни времени, ни денег.

Руководитель салона-парикмахерской, пожелавший остаться неизвестным, Минск: «Я беру почти всех, кто приходит»

— В моем конкретном случае учре­дители дали указание тянуть уро­вень салона вверх. И изначально я была настроена принимать на ра­боту только опытных высококвали­фицированных мастеров. Но в этой стратегии я разочаровалась бы­стро. Конечно, безрукие мастера — это беда. И дефицит кадров имен­но отсюда. Было бы больше хоро­ших мастеров, их не переманивали бы из салона в салон; не перемани­вали бы их — не было бы текучки; не было бы текучки — хорошие ма­стера не садились бы на голову сво­им руководителям. Иногда доходит до терроризма. Мастер открытым текстом требует поблажек, недо­ступных другим сотрудникам сало­на, и угрожает уйти в случае невы­полнения. Ну куда это годится? Бы­ли у меня в салоне всякие.

И, если честно, помучавшись какое-то вре­мя с мастерами, прошедшими трех­месячные курсы, о которых вы го­ворите, я, в конце концов, осталась ими довольна. Вот год назад отпра­вила девочку повышать квалифика­цию, потому что она элементарных вещей после своих курсов не знала, и на сегодняшний день отличный получился мастер. Когда она поня­ла, что у нее все получается хоро­шо, у нее глаза загорелись. Она сама вызвалась пройти курсы по плете­нию косичек и с удовольствием бе­гает на все семинары. Это же ценный кадр? Ценный. А если бы не доучи­лась, пропал бы мастер. Тем более чего скрывать: такие мастера ме­нее проблемные, чем хорошо обу­ченные. Таким хоть бы на рабочем месте удержаться. Хорошо обучен­ный мастер быстро наглеет или ухо­дит, плохой мастер требует вложе­ний. Каждый руководитель выбира­ет свое.

Но если откровенно, я беру почти всех, кто приходит. Выбирать особо не из чего, а учредители да­вят на меня за пустующие кресла. С любым мастером возможны про­блемы, нужно просто недоученных обучать, хорошо обученных — поощ­рять. Вот и все. Как говорится «Де­лай, что должно, и будь что будет».

Алеся Харламенкова, мастер по маникюру 4-го разряда, салон красоты «Вега»: «Люди выходят и набивают руку на клиентах»

— Когда человек идет получать про­фессию, а не документ об окончании курсов, то предпочтительнее, конеч­но, длительные курсы, и чем более они насыщены практикой, тем луч­ше. Курсы, которые дают программу за три дня в неделю в течение меся­ца, не способны выпустить хороших специалистов — в моем деле так точ­но. Выйдя из самого лучшего образо­вательного центра, мастер все равно сырой, ему нужна практика, причем живая. Что говорить о мастерах, ко­торые получили минимум практики и теорию сомнительного содержа­ния? Люди выходят и набивают ру­ку на клиентах. Они не могут сразу использовать тот багаж знаний, ко­торый им вложили в голову, потому что любая теория должна быть под­креплена массивным количеством часов практики под надзором препо­давателя.

Если человек заканчивает курсы для себя, то можно и коротень­кие какие-нибудь. Но если есть планы работать и всерьез заниматься этим делом, лучше закончить длительные курсы, насыщенные практическими занятиями. У плохого мастера не мо­жет быть клиентов, и тогда у него два пути: или он разочаруется в выборе профессии и перестанет этим зани­маться, или поймет, что что-то делает неправильно и начнет совершенство­ваться. И то, и другое плохо. В первом случае это потеря мастера для инду­стрии, во втором — повторная по­теря времени и денег для мастера. Ведь очевидно: переучиваться всег­да сложнее, чем обучаться. И хорошо если совершенствоваться он пойдет в образовательный центр. А если нач­нет делать это на конечностях кли­ента? Мы работаем с колюще-режу­щими предметами, нужно научиться чувствовать, что можно обрезать, что нельзя.

Я когда-то заканчивала част­ные курсы, но это были индивиду­альные занятия один на один с пре­подавателем в течение четырех меся­цев три раза в неделю, теории было не много, я очень много практикова­лась и потом уверенно чувствовала себя с клиентами. Поэтому я считаю, что курсы должны быть долговре­менными и максимально углублен­ными в реальный практический про­цесс, и я уверена, что полтора месяца по пару часов в неделю — это очень мало даже для получения элементар­ной базы.

Елена Стоянова, косметик 5-го разряда, врач, салон красоты «Вега»: «Вполне достаточно трех месяцев»

— Я не считаю, что нужно растяги­вать курсы для косметиков на дол­гое время. Вполне достаточно трех месяцев. Основную базу дать можно, это не такой огромный объем инфор­мации. Остальное все равно придется черпать из дополнительных занятий и на семинарах. Я пришла в космето­логию после медицинского институ­та, а есть девочки, которые приходят без образования за плечами и тоже работают. Трех месяцев достаточно, остальное приходит с опытом и по­следующим обучением. Если речь о косметологе, а не о косметике — тогда другое дело: там подготовка, конечно, нужна посерьезнее.

В любой профессии человек на рабо­чем месте первое время учится. Кос­метология не стоит на месте, посто­янно появляются новые препараты, новые методики, учиться приходится бесконечно, если специалист собира­ется заниматься работой всерьез. Мы постоянно посещаем семинары и мастер-классы. Причем специалисты со­вершенствуют свои знания не толь­ко в нашей стране, но и за рубежом. Наши руководители всегда идут на­встречу и предоставляют все возмож­ности для развития.