Опубликовано в журнале «Индустрия красоты», №2 (5) 2014
Марина Караман
Почему сотни дипломированных мастеров так и не доходят до рабочих мест? Какой сегмент индустрии особенно сильно страдает от нехватки специалистов? Кто виноват в том, что у выпускников некоторых образовательных центров руки растут не из плеч? Как не превратить индустрию красоты в торжество уродства за большие деньги? Быть или не быть парикмахерским курсам «4 месяца за 400 долларов»? На эти и другие вопросы, как всегда, отвечают эксперты.
Из первых уст
Руководитель частного образовательного центра, пожелавший остаться неизвестным: «Если кому-то охота месяцами вбивать знания в головы, которые хотят только корку — пожалуйста. У нас на это нет ни времени, ни денег»
— Вы знаете, руководители учебных центров, которые так красочно говорят о том, что хотят дарить красоту и качество, во многом лукавят. Они хотят в первую очередь зарабатывать деньги.
Кто-то из них зарабатывает на поставках дорогой косметики, они открывают учебные центры как побочный бизнес и только потому, что производитель косметики этого требует, в противном случае им перекроют поставки и их заработок прекратится. Их почему-то никто не ругает за то, что они выпускают специалистов, которые потом всю жизнь работают на одной-двух марках косметики.
Некоторые владельцы образовательных центров организовали школы исключительно для снабжения своей организации кадрами, но столкнулись с тем, что кадры бегут, а образовательная система уже создана. Не распускать же персонал и преподавателей — вот и учат.
Так что пусть все поменьше размахивают руками и говорят о красоте. Деньги их цель. И наша тоже. Только мы этого не скрываем. Естественно, цель частного образовательного центра с платным предоставлением услуг — это зарабатывание денег в первую очередь. Обеспечение рынка труда бóльшим количеством кадров в краткие сроки — во вторую. В этом тоже не вижу ничего плохого. Кому надо, тот выучится и на наших курсах и станет хорошим профессионалом. Кому не надо, того хоть в Кембридж отправляй, он не станет ни кем. Это здоровый натуральный отбор, на природу никто не злится за существование сильных и слабых видов, и слабым плодиться никто не запрещает. Чего уж так нас поносить? Тем более в таком образовательном центре, как наш, кроме курсов парикмахеров, еще под два десятка разных учебных направлений, и в каждом из них люди, группы… Это поток, и в нем всегда найдутся те, кто пришел получить знания и возьмет их в любом случае, и те кто пришел получить корочку, и они уходят именно с ней. Если кому-то охота месяцами вбивать знания в головы, которые хотят только корку — пожалуйста. У нас на это нет ни времени, ни денег.
Руководитель салона-парикмахерской, пожелавший остаться неизвестным, Минск: «Я беру почти всех, кто приходит»
— В моем конкретном случае учредители дали указание тянуть уровень салона вверх. И изначально я была настроена принимать на работу только опытных высококвалифицированных мастеров. Но в этой стратегии я разочаровалась быстро. Конечно, безрукие мастера — это беда. И дефицит кадров именно отсюда. Было бы больше хороших мастеров, их не переманивали бы из салона в салон; не переманивали бы их — не было бы текучки; не было бы текучки — хорошие мастера не садились бы на голову своим руководителям. Иногда доходит до терроризма. Мастер открытым текстом требует поблажек, недоступных другим сотрудникам салона, и угрожает уйти в случае невыполнения. Ну куда это годится? Были у меня в салоне всякие.
И, если честно, помучавшись какое-то время с мастерами, прошедшими трехмесячные курсы, о которых вы говорите, я, в конце концов, осталась ими довольна. Вот год назад отправила девочку повышать квалификацию, потому что она элементарных вещей после своих курсов не знала, и на сегодняшний день отличный получился мастер. Когда она поняла, что у нее все получается хорошо, у нее глаза загорелись. Она сама вызвалась пройти курсы по плетению косичек и с удовольствием бегает на все семинары. Это же ценный кадр? Ценный. А если бы не доучилась, пропал бы мастер. Тем более чего скрывать: такие мастера менее проблемные, чем хорошо обученные. Таким хоть бы на рабочем месте удержаться. Хорошо обученный мастер быстро наглеет или уходит, плохой мастер требует вложений. Каждый руководитель выбирает свое.
Но если откровенно, я беру почти всех, кто приходит. Выбирать особо не из чего, а учредители давят на меня за пустующие кресла. С любым мастером возможны проблемы, нужно просто недоученных обучать, хорошо обученных — поощрять. Вот и все. Как говорится «Делай, что должно, и будь что будет».
Алеся Харламенкова, мастер по маникюру 4-го разряда, салон красоты «Вега»: «Люди выходят и набивают руку на клиентах»
— Когда человек идет получать профессию, а не документ об окончании курсов, то предпочтительнее, конечно, длительные курсы, и чем более они насыщены практикой, тем лучше. Курсы, которые дают программу за три дня в неделю в течение месяца, не способны выпустить хороших специалистов — в моем деле так точно. Выйдя из самого лучшего образовательного центра, мастер все равно сырой, ему нужна практика, причем живая. Что говорить о мастерах, которые получили минимум практики и теорию сомнительного содержания? Люди выходят и набивают руку на клиентах. Они не могут сразу использовать тот багаж знаний, который им вложили в голову, потому что любая теория должна быть подкреплена массивным количеством часов практики под надзором преподавателя.
Если человек заканчивает курсы для себя, то можно и коротенькие какие-нибудь. Но если есть планы работать и всерьез заниматься этим делом, лучше закончить длительные курсы, насыщенные практическими занятиями. У плохого мастера не может быть клиентов, и тогда у него два пути: или он разочаруется в выборе профессии и перестанет этим заниматься, или поймет, что что-то делает неправильно и начнет совершенствоваться. И то, и другое плохо. В первом случае это потеря мастера для индустрии, во втором — повторная потеря времени и денег для мастера. Ведь очевидно: переучиваться всегда сложнее, чем обучаться. И хорошо если совершенствоваться он пойдет в образовательный центр. А если начнет делать это на конечностях клиента? Мы работаем с колюще-режущими предметами, нужно научиться чувствовать, что можно обрезать, что нельзя.
Я когда-то заканчивала частные курсы, но это были индивидуальные занятия один на один с преподавателем в течение четырех месяцев три раза в неделю, теории было не много, я очень много практиковалась и потом уверенно чувствовала себя с клиентами. Поэтому я считаю, что курсы должны быть долговременными и максимально углубленными в реальный практический процесс, и я уверена, что полтора месяца по пару часов в неделю — это очень мало даже для получения элементарной базы.
Елена Стоянова, косметик 5-го разряда, врач, салон красоты «Вега»: «Вполне достаточно трех месяцев»
— Я не считаю, что нужно растягивать курсы для косметиков на долгое время. Вполне достаточно трех месяцев. Основную базу дать можно, это не такой огромный объем информации. Остальное все равно придется черпать из дополнительных занятий и на семинарах. Я пришла в косметологию после медицинского института, а есть девочки, которые приходят без образования за плечами и тоже работают. Трех месяцев достаточно, остальное приходит с опытом и последующим обучением. Если речь о косметологе, а не о косметике — тогда другое дело: там подготовка, конечно, нужна посерьезнее.
В любой профессии человек на рабочем месте первое время учится. Косметология не стоит на месте, постоянно появляются новые препараты, новые методики, учиться приходится бесконечно, если специалист собирается заниматься работой всерьез. Мы постоянно посещаем семинары и мастер-классы. Причем специалисты совершенствуют свои знания не только в нашей стране, но и за рубежом. Наши руководители всегда идут навстречу и предоставляют все возможности для развития.