Для владельцев и руководителей салонов красоты, парикмахерских, косметологических, спа- и велнес-центров
К нам в редакцию пришло письмо от мастера по маникюру, давно работающего вне стен салона, имеющего на дому обширную клиентскую базу и в виду последнего — почти не располагающего свободным временем.
 
Девушка объясняет, почему, на ее взгляд, процветает нелегальный бизнес. Приводим письмо полностью с сохранением стилистики автора.
 
«Почему мастера не стремятся работать в салонах?
 
Я зачастую слышу от своих коллег, как они отзываются о своей работе в салоне — когда у мастера маникюра имеется всего 5–10 лаков, когда для дизайна могут предложить несколько оттенков блесток, когда приходит клиент и хочет сделать определенный дизайн на ногтях, а у мастера нет в наличии таких материалов. Кто в этом виноват? Только администрация салона.
 
Конечно, салон — затратное дело. Но чтобы был достойный персонал, нужно вкладывать в него и свои деньги. У мастеров на дому лаки, блестки и гели насчитываются десятками и приближаются к сотне, мастер заинтересован удержать клиента, так почему директора и владельцы салонов не заинтересованы? Почему не заинтересованы в развитии своего персонала? Почему нет понятия, что в данной сфере нужно развиваться всегда. Существует много новинок в любой индустрии, новые техники, материалы. Но, как правило, если человек пришел работать в салон, директор считает, что мастер все знает и ему учиться не нужно. И это является существенным отличием мастеров в салонах от мастеров на дому. Те, кто работает на себя, стараются посещать как можно больше курсов, мастер-классов, порой ездят в другие страны и ходят к приезжим преподавателям, чтобы повысить свой уровень. Конечно это очень затратные мероприятия, но хороший мастер заинтересован в своем развитии. 
 
Большой минус некоторых салонов — дешёвый материал. Большой процент успеха в данной работе имеет и материал, его качество. Качественные лаки, гели для наращивания, наличие хорошего электрооборудования. Во многих салонах, парикмахерских считают, что наличие фрезы или хорошей вытяжки для пыли от нарощеных ногтей не обязательно, хотя мастера, работающие на дому, тратят огромные деньги на данное оборудование. Зачастую мастера, работающие неофициально гораздо ответственнее относятся к дезинфекции своих инструментов, нежели в салонах.
 
Ну и немаловажное — это процент дохода. Если процент доходит до 50, то, на мой взгляд, это достойная оплата труда. Есть, конечно, парикмахерские, где процент ниже, — около 30, но в таких салонах, думаю, будет гораздо большая текучка кадров. Хотя не столько важен процент в целом, сколько заработная плата мастера, а это зависит и от стоимости услуг в салоне. С другой стороны, именно мастера, работающие неофициально дома, «сбивают» цены на услуги. У них нет многих статей расходов, и стоимость значительно ниже, чем в салонах. Поэтому и салоны пытаются порой занизить стоимость на услуги, дабы к ним приходили клиенты, а это снова сказывается на доходах мастера».
 
Мнение редакции
 
Татьяна Пирогова, главный редактор журнала "Индустрия красоты"
 
В ответе на вопрос «Почему мастера работают на дому?», похоже, стоит выделить 4 аспекта.
 
Первый аспект. По всей видимости, действительно имеет место недоработка руководителей салонов в обеспечении маникюрного направления расходными материалами и оборудованием. Проблема, на наш взгляд, легко устранимая.
 
Второй аспект. Государство пока плотно не занимается «зачисткой» рынка от нелегалов. Хотя есть надежда, что регистрация в реестре бытовых услуг Республики Беларусь, которая станет обязательной с 1 июня 2015 года, хоть как-то улучшит ситуацию. Но почему все еще нет пропаганды, которая бы предупреждала клиентов мастеров-домушников о возможности инфицирования гепатитом, ВИЧ, грибковыми заболеваниями при проведении процедур в никем не контролируемых домашних условиях? У страха людского глаза велики. И уже только это подкосило бы армию клиентов домашних «салонов». На дворе сентябрь, а в лифтах все еще висит расписание хоккейного чемпионата. Почему бы не заменить безнадежно устаревшие сообщения на так необходимые легальному бизнесу обращения к гражданам?
 
Третий аспект. Всякий раз поражают запросы мастеров, считающих 50 % от выручки, пусть и за вычетом материалов, мизером, которым с ними должны делиться.
 
Если мастеру мы платим 50 % от выручки за вычетом материалов, что останется салону, если он принял решение быть честным и не скрывать налоги? Смотрим вместе.
 
50 % дохода мы отдаем мастеру. На руки, «чистыми».
Из начисленной, «грязной», заработной платы мы должны уплатить:
подоходный налог (12 %, а с 2015 года — 13 %);
пенсионный сбор (1 %).
 
Это, якобы, платит сам работник.
 
От начисленной зарплаты мы, как работодатели, платим:
отчисления в ФСЗН (34 %);
сбор в «Белгосстрах» (как правило, 0,6 %).
 
Начисленная заработная плата, упрощенно, определяется так: сумму, причитающуюся работнику на руки, умножаем на 87 % и делим на 100 % (указанные 87 процентов образуется путем вычитания из 100 процентов процентных ставок подоходного налога и пенсионного сбора, уплачиваемых из начисленной заработной платы работника). С 2015 года, чтобы приблизительно определить «грязную» заработную плату, мы должны будем разделить обещанную работнику чистыми зарплату уже на 0,86. 
 
Возвращаемся к нашему мастеру. Чтобы этот мастер получил официально свои 50%, мы начисляем ему зарплату в размере 57,47 % от нашей выручки (за вычетом материалов) (50 % × 87 % / 100%).
 
Далее нам надо «отдать» в бюджет вышеперечисленные «зарплатные» налоги: суммарно они составят в 2014 году 47,6 % от начисленной заработной платы (12 % + 1 % + 34 % + 0,6 %), или 27,35 % от выручки (57,47 % × 47,6 % / 100 %).
 
Итого мы с вами уже отдали 50 % мастеру и 27,35 % бюджету. Плакать не надо — еще рано.
 
Далее не забудем уплатить налог от выручки — допустим, налог при УСН без НДС в размере 5 % от выручки. 
 
Теперь у нас остается примерно 17 % выручки (100 % – 50 % – 27,35 % – 5 %).
 
За оставшиеся деньги — эти самые 17 % — мы каким-то немыслимым образом должны оплатить арендную плату, коммунальные, выдать зарплату администратору, бухгалтеру и себе (предварительно перечислив государству аналогичные налоги, отчисления и сборы). И вряд ли это все траты салона.
 
Математика — ужасает. Так что, скажите, пожалуйста, 50 % мастеру — реальная цифра? На наш взгляд, нет. А ведь те же мастера ожидают и оплаты больничных, и отпусков, и еще обучения «за счет фирмы»… 
 
К сожалению, наши расчеты ситуацию не изменят. Однако, возможно, хоть как-то повлияют на представление мастеров о финансовой несправедливости их работодателей.
 
Четвертый аспект. Написав кучу цифр, я задумалась: а возможно ли нормальное функционирование салонов, да и любых других небольших предприятий, оказывающих услуги, в условиях таких огромных «зарплатных» налогов?
В сфере услуг доля расходов на персонал велика всегда — ведь услуги создаются людьми. А люди — это не станки, которые одну и ту же деталь делают идентично, не болеют и не ходят в отпуск. И чем больше доля затрат на персонал в выручке предприятия, тем больше доля налогов, исчисляемых от его заработной платы, в этой же выручке. Несправедливо. Особенно если при упоминании сферы частенько звучит словосочетание «социально значимая». При этом рынок красоты — высококонкурентный, с ценами не «поиграешь». Вот и имеем: сверху — низкий потолок, снизу — высокий пол.
Отсюда вывод: мастера-нелегалы — следствие фактического безразличия к их незаконной деятельности властей и «единой гребенки» в плане налогообложения для всех сфер, включая сферу услуг.
 
Приглашаем обсудить данную тему на форуме «Индустрии красоты» (ik1.by/forum), в разделе «Проблемы с кадрами», вот здесь  http://ik1.by/forum/topics/4.